Практически на протяжении всего времени существования СССР, граждане этой страны вынужденно мирились с дефицитом и отсутствием в магазинах роскошных заграничных вещей. Кроме того, желание ими обладать обществом всячески порицалось, так как вещи из-за границ считались символом враждебных капиталистических ценностей.
Тем не менее, интерес к аскетическому образу жизни разделяли не все советские граждане, но купить дефицитные вещи и иностранные предметы роскоши напрямую было невозможно. Так начал процветать нелегальный рынок фарцовщиков. А заграничные товары для них привозили, в том числе и советские мореплаватели.
Как зарабатывали участники дальних морских походов
Профессиональные моряки зарабатывали в СССР немного – около 120 рублей в месяц, в среднем. Но от желающих работать в этой сфере не было отбоя, поскольку перед людьми открывался альтернативный, «теневой» способ заработка. Перепродавая ходовую импортную продукцию, они в несколько раз увеличивали свои заработки из официальной государственной кассы. За спекуляцию в СССР строго наказывали, но моряки чудом избегали уголовных преследований. За всю историю участия в фарцовке ни одного громкого дела так и не было заведено.
Чтобы купить хороший товар, не имея при себе достаточного количества денег в другой стране, мореплаватели шли на хитрость. Они закупали в СССР водку, икру, другие популярные у иностранцев товары, и продавали их в несколько раз дороже. Некоторые источники сообщают, что трехрублевая бутылка водки легко продавалась в другой стране по цене 15 долларов и выше. На вырученные деньги покупались дешевые, но ходовые товары уже в самой стране Советов. Например, брендированные полиэтиленовые пакеты покупали всего за несколько центов за штуку, а продавали сбытчикам за цену в несколько раз выше.
Какие вещи привозили из путешествий моряки чаще всего
- Кассетные магнитофоны. Закупались по предварительному заказу или сдавались фарцовщикам. Легендарные в позднем СССР магнитофоны «Sharp» продавались в комиссионных магазинах по стоимости в пять раз выше закупочной цены.
- Безалкогольные напитки «Кока-Кола» и «Фанта». Бешеную популярность эти лимонады приобрели на стыке десятилетий и во время проведения Олимпийских игр в 1980 году.
- Джинсы. Эта вещь, ставшая повседневной в гардеробе уже нескольких поколений современных россиян, в СССР была фактически под запретом. На фабриках их не шили, считая символом «загнивающего запада». Моряки сбывали их фарцовщикам целыми партиями по 100-150 рублей за штуку.
- Одежда и обувь из фирменных магазинов «Adidas». Популярность одежда от мирового бренда из Германии приобрела после Олимпийских игр 1980 года. Кумиры любителей спорта тренировались, участвовали в соревнованиях, стояли на пьедесталах в модной экипировке от «Adidas». Спрос на продукцию фирмы во время и после соревнований вырос многократно.
- Жевательная резинка. Аналог знаменитых жвачек «Turbo», «Stimorol» существовал и в СССР, но местная продукция не имела широкого ассортимента вкусов, цветов и форм, продавалась в непривлекательной упаковке. Заграничную жвачку моряки привозили в больших упаковках, преимущественно из государств Восточной Европы и ГДР. Этот продукт охотно покупали или меняли на более ценные вещи и взрослые, и дети.
- Часы Casio. Продукция японского бренда до сих пор удивляет богатым функционалом и успешно конкурирует со смарт-часами, но в советское время конкурентов у них и вовсе не было. Первые Casio, доставленные моряками в СССР имели из дополнительных функций лишь калькулятор, но уже это считалось неизбалованными гражданами чудом техники.
- Виниловые пластинки. Музыкальные альбомы известных западных исполнителей для виниловых проигрывателей стоили около 200-250 рублей за штуку, но увлеченных граждан сильная переплата за пластинку не отпугивала.
- Видеомагнитофоны. Спросом пользовалась аппаратура японских брендов «Panasonic» и «Sony». Товары быстро распродавались, несмотря на заоблачную цену – от 3 тысяч рублей.
- Новые и б/у иностранные автомобили. Моряки стали привозить транспортные средства из «загранки» с конца 1970-х. В контрабанде или спекуляции обвинить их было сложно, поскольку покупки оплачивались официально выданной валютой. Автомобили приобретались за небольшие деньги или относительно дешевый в СССР товар. Например, в скандинавских странах поддержанный автомобиль в хорошем состоянии можно было выменять на несколько литров водки.
Как сбывали привезенный товар на родине
Мореплаватели были частью простой спекулятивной схемы. Сначала они покупали товары с высоким спросом за рубежом, затем продавали их фарцовщикам с большой накруткой. Они, в свою очередь реализовывали продукцию по своим, чаще всего нелегальным точкам сбыта. Розничная торговля организовывалась в частных квартирах или комиссионных магазинах.
Фарцовка, как явление, постепенно стало уходить из жизни советских граждан со второй половины восьмидесятых. С этого времени в крупных городах страны начали появляться вожделенные заграничные товары по более низким ценам в сравнении с теми, что выставляли нелегальные продавцы.
— Знак качества СССР. Какие товары получали этот знак, и за что
— Окно в мир. Зачем в «хрущевках» делали окно в ванную комнату
— Зачем в СССР массово производили забор с ромбиками? Скрытые возможности этой разработки!
— Почему в СССР в основном строили 5,9-этажные дома