Рим, 12 октября
Отец Джон Флинн
Нынешняя обстановка на Ближнем Востоке заставляет обратить внимание на тяжелое положение христиан и других религиозных групп. И все же есть множество стран, в которых свобода вероисповедания крайне ограничена.
Одно из таких государств — Беларусь. И совсем недавно одна некоммерческая информационная организация, известная как «Forum 18 News Service», опубликовала свои исследования на этот счет.
Форум 18 получил свое название после того, как в свет вышла 18 статья Всемирной Декларации Прав Человека в поддержку свободы совести и вероисповедания.
В ходе расследования выяснилось, что белорусское правительство все еще продолжает ограничивать в возможностях религиозные объединения, держа их в так называемом «невидимом гетто».
За последние несколько лет обстановка относительно религиозных групп в стране немного улучшилась, но правовые рамки все еще крайне жесткие.
Одина из законодательных установок такого рода — Религиозный Закон 2002 года, согласно которому все общины обязательно подлежат государственной регистрации, а так же, устанавливаются географические ограничения для мест, где могут проводиться встречи.
Иностранные представители религиозных организаций должны получить специальное разрешение от государства для того, что бы проводить необходимые мероприятия. К тому же они сильно ограничены в месте и помещении. Католический священник, не имеющий белорусского гражданства,к примеру, не может проводить мессу в соседнем округе.
Более чем две трети из 33 иностранных граждан, которым в 2004 году запретили проводить религиозные мероприятия в Беларуси — католики. Священники и монахини, активные в социальных вопросах, таких как алкоголизм, кажется, находятся под особым наблюдением правительства.
Католическая церковь особенно уязвима — говорится в обзоре. Приблизительно 40% из 407 священников — иностранные граждане. Правительство явно ставит своей целью сократить количество иностранных священников-католиков в Беларуси.
Политика и совесть
Ситуация усложнена тем, что многие из противников режима, установленного президентом Александром Лукашенко, являются протестантскими, католическими, или православными верующими, которые, согласно 18 Форуму, рассматривают веру как основной рычаг оппозиции против диктатуры президента.
Для порицаемых религиозных общин – чаще для протестантов – подобные инструкции юридически не позволяют заниматься религиозной деятельностью, поскольку в их кругах государственное разрешение на практике фактически недоступно.
Примером тому служит ситуация с протестантской организацией «Церковь Новой Жизни«. Власти последовательно блокировали всяческие попытки церкви добиться разрешения на то, чтобы использовать переделанный сарай в качестве помещения для в вероисповедания.
Конфликты по поводу собственности продолжались в течении многих лет, сопровождаемые угрозами штрафов со стороны властей, выселения и отключением электроснабжения.
Еще один случай, из упомянутых в обзоре, произошел с Отцом Вячеславом Бэрок, католическим приходским священником из Витебского региона. Его подозревали в уклонении от уплаты подоходного налога за организацию паломничеств к религиозным местам в Белоруссии и других стран. Отец Бэрок всячески отрицал обвинения в свой адрес.
Обращение с узниками совести, заключенными под стражу за участие в политической оппозиции, основанной на религиозных верованиях — также одна из проблем, подвергшихся расследованию.
Выяснилось, что нарушив их гражданские и международные права, заключенным отказали в пасторальных посещениях, доступе к вероисповеданию и религиозной литературе.
Отец Владислав Лазарь, священник церкви Святого Католического Духа в Борисове был арестован в мае 2013 года по подозрению в шпионаже и находился под стражей, практически отрезанным от внешнего мира в тюрьме тайной полиции в Минске.
Позже, в сентябре, Отца Лазаря перевили под домашний арест. Очевидно, что в 2014 году расследование приостановили за неимением доказательств и нехватки улик.
Во время заключения Святому Отцу не разрешили пользоваться Библией, молитвенником и даже четками. Так же ему запретили встречаться с семьей. В конечном счете только одному человеку было позволено посетить Отца Лазаря, Апостольскому Посланнику в Белоруссию, архиепископу Клаудио Гуджеротти.
Камера смертников
Ситуация с заключенными в камере смертников также была рассмотрена на Форуме 18. Белоруссия — единственная европейская страна, где все еще практикуют смертную казнь. И здесь не уважают право заключенного, гарантируемое в соответствии с законом страны, перед исполнением приговора встретиться со священником.
Часто заключенных предупреждают об исполнении приговора за пару минут и не дают возможности исповедоваться.
К тому же, тела казненных заключенных не выдаются их семьям, а дата и место похорон держатся в секрете. Нет никакой возможности провести религиозную панихиду.
Историческое наследие со времен Советского Союза все еще оказывает сильное влияние на государственное устройство Белоруссии. На форуме президенту Лукашенко дали символическое определение: православный атеист.
Несмотря на все вышесказанное, в Беларуси наблюдается значительно более высокий уровень популярности религиозных исследований, чем в России. Согласно опросу, проведенному в 2006 году, почти 25% белорусов признались, что ходят в церковь, по крайней мере, один раз в месяц; у россиян цифра составила лишь число 11%.
Все описанные случаи, произошедшие в стране не являются серьезным посягательством на религиозную свободу, но они являются явным нарушением международных и личных прав человека.
Оригинал: Religious Freedom in Belarus