Война всегда являлась стимулом к развитию технологий. В начале Первой мировой совершенно новые способы ведения боя пришли именно с воздуха… Ровно сто лет назад два французских летчика вошли в историю, первыми сбив вражеский самолет. В течение нескольких недель, первые рудиментарные авианосцы были собраны и отправлены в ночное небо бомбить вражеские объекты. А первые истребители уже вскоре бороздили воздушное пространство над окопами — и как выяснил журналист Стивен Даулинг, все это произошло в течении каких-то шести месяцев…
На аэродроме под французским городом Льери, два пилота поднялись в воздух на своих самолетах и отправились искать бомбу на территорию позиции немецкого Западного фронта. Событие состоялось 5 октября 1914, когда Первая мировая война длилась едва три месяца. Пилот сержант Джозеф Франц и его помощник капрал Луи Куено собрались вершить историю авиации.
Вражеские бомбы — модифицированные артиллерийские снаряды, располагались неподалеку от французского города Реймс. Вскоре после вылета, пара пилотов столкнулась с немецким двухместным корректировщиком Aviatik. Французы тащились врагу навстречу на своем Voisin III, деревянном биплане с максимальной скоростью чуть более 60 миль в час (100 км / ч).
Как и многие наблюдательные машины того времени, Voisin был вооружен лишь одним пулеметом, располагавшимся на заднем сидении — авиационные конструкторы тогда еще не знали, как стрелять из пулемета спереди, не разрушая пропеллер. Другие просто брали с собой в кабину винтовки или пистолеты, принимали бой вручную, заметив в диапазоне врага. Воздушные поединки проводились достаточно близко. Можно было даже увидеть выражение лица противника.
Франц маневрировал в 10 метрах от немецкого самолета. Куено в это время стрелял из пулемета, но после немногочисленных залпов, враг открыл ответный огонь по французскому экипажу из своего оружия. Капрал защищался при помощи походной винтовки, установленной на борту французского воздушного судна. И внезапно немецкий самолет перевернулся и, пылая, упал на землю. Франц и Куено стали первыми летчиками в истории, сумевшими сбить другой самолет.
Победа французского дуэта положила начало первого глобального конфликта в авиации. Шквал изобретений и инноваций обрушили друг на друга Центральные державы, соперничая друг с другом за воздушное господство. Востребованность экспертов в области конструкции летательных аппаратов, дизайнеров и летчиков, способных тестировать достижения техники возросла до предела. Все технологии того времени применяются и сегодня.
10 декабря 1914: День начала развития авиастроения
Накануне Первой мировой войны, военно-морская мощь правила миром; гонка вооружений между Германией и Великобританией, склонивших мир к глобальному конфликту, была основана на строении линкоров «Дредноут». Эти тихоходные, массивные, тяжело бронированные боевые корабли были разработаны для того, чтобы сражаться с другими хорошо вооруженными судами и доминировать вдоль всех морских путей. Однако с течением времени такие гиганты устарели. Уже во время американской гражданской войны для еще более разрушительного эффекта начали использовать субмарины, конструкция которых с каждым разом становилась все более изощренной. А в начале Первой мировой миру предстала еще одна угроза – самолеты.
6 сентября 1914 года японские самолеты атаковали австро-венгерские и немецкие корабли в китайском порту Циндао. Это была первая воздушная атака против военных кораблей. Другие страны быстро приняли к сведению такой новый подход.
Для того, чтобы проводить подобные морские нападения, самолеты должны были наступать со стороны океана. Летательные аппараты, способные взлетать и садиться на воду уже эксплуатировались, но они могли преодолевать относительно короткие дистанции. Это означало, что такие машины были ограничены в боеспособности, у них не хватало топлива и требовалось множество различных ремонтных мероприятий. Военно-морские силы начали преобразовывать корабли в гидросамолетные носители, способные плавать с летательными аппаратами на борту. Но проекты такого рода были только начинали разрабатываться. Самолеты нередко падали прямо на палубу и разбивались вдребезги. Однако 10 декабря было завершено создание нового судна — HMS Ark Royal, первый корабль, оснащенный внутренним пространством для хранения самолетов. Это был важный шаг на пути к созданию авианосцев, которые изменили форму морских боев в ближайшие десятилетия.
«Ввод в эксплуатацию HMS Ark Royal, носителя гидросамолетов, стал важным шагом в развитии военно-морских и воздушных сил, поскольку Королевский флот позволил использовать авиацию в качестве поддержки флота», — говорит историк авиации Королевского музея ВВС и министр военно-воздушных сил группы Королевского Авиационного Общества Росс Махони. «Это положило начало эволюции, которая привела к тому, что авианосец в конечном итоге заменил линкор в качестве основного корабля ВВС во всем мире».
21 декабря 1914: Первый ночной бомбардировочный налет
Историческая победа экипажа Франца и Куено сразу не изменила характер воздушной войны. Большинство самолетов в небе 1914 года занимались наблюдением за вражескими позициями, некоторые были оснащены скромным боевым арсеналом. Уже первые стратегические бомбардировки, направленные на военные и промышленные объекты далеко за линией фронта — произошли. В первую неделю войны, немецкие дирижабли бомбили Антверпен и Бельгийский Льеж. Так, в сентябре 1914 года, произошло нападение войск Великобритании с набегом на немецкие станции дережаблей в Кельне и Дюссельдорфе. В ноябре три английских биплана Avro пролетели 125 миль для того, чтобы обрушить рейд на завод, производящий летательные аппараты, расположенный на берегу Боденского озера в южной Германии.
Но в декабре, одни британские летчики решили попробовать новый трюк — ночное нападение. Самолеты уже столкнулись с мощью ПВО — модифицированного орудия, усложнившего жизнь корректировочных машинам на нормальной высоте. В то время как пулеметы и ружейный огонь представляют опасность ближе к земле. Ночью атакующие самолеты будут гораздо менее заметны, и теоретически, подвергнуться гораздо меньшей опасности. Командир Чарльз Ри Самсон вошел в историю, став первым британским пилотом, взлетевшим с палубы корабля в 1912 году. И вот он уже в кабине своего французского биплана Farman, и собирается бомбить немцев в оккупированном бельгийском городе Остенде. Farman оснащен открытой кабиной, а пилот носит специальный летный костюм того времени, дающий хоть какую-либо защиту от сильного холода.
Это было довольно трудно так, как ночной навигации в то время уделялось мало внимания», — рассказывает Махони. «Это был своего рода эксперимент, как и все, что связано с развитием авиации в те годы».
Самсон рассказал о своем рейде в газетной статье, написанной несколько лет спустя после войны. «Время от времени я использовал карманную импульсную лампу для того, чтобы взглянуть на циферблат и датчики. После того, как мой самолет поднялся на 5,000 футов над землей, а когда немцы зажгли все свои огни, я с легкостью сумел отыскать Остенд и Зебрюгг». Farman скользил над городом, а уличные фонари ярко освещали путь. «В то время, как я спокойно пролетал над крышами, артиллеристы начали бросать снаряд за снарядом в ночную пустоту. Люди метались из стороны в сторону, а затем, один из их прожекторов осветил целую батарею с большими пушками. Это была цель нашей жизни в то время!» Самсон сбросил бомбы, а затем, уклоняясь от яростного огня, вернулся на базу. Ночные небеса стали оружием, и плащ тьмы, помог скрыть самолеты.
1 апреля 1915: Первые истребитель впервые одерживает победу
При свете дня, тем временем, авиаторы пыталась найти новые способы, как превратить свои хромые деревянные аэропланы в охотников. Воздушный бой — дело случая, и дело пилота, умеющего маневрировать так, что бы их наблюдатель мог стрелять из соседней кабины или из положения выше дуги собственного винта. Это трудно сделать, особенно при этом управляя самолетом. Конечной цель — установить пушки так, что бы они стреляли прямо. А пилот должен лишь направлять самолет так, что бы легче было сбить вражескую машину. Но для того, чтобы стрелять вперед, пушки должны находиться в таком месте, что бы пилоту было удобно и стрелять и управлять — и это означало, что они должны вести огонь через пропеллер. Проблема была в том, что конструкция была выполнена из дерева. «Задача стрельбы через винт была под вопросом еще в 1912, но только в 1915 году эту проблему решили», — говорит Махони.
Французский авиатор Ролан Гаррос, который пришел к первому практическому решению. Гаррос установил металлические клинья на внутренние части лопастей винта, так, что бы пули надежно отклонялись в сторону при стрельбе. Гаррос впервые взял свой Morane Saulnier в бой 1 апреля 1915 года, сбив немецкий наблюдательный Albatros. «Подобные проекты и некоторые из возникавших тогда идей указывают на экспериментальную природу военной авиации на ранней стадии мировой войны», — говорит Махони.
«Установка отклоняющихся клиньев на лопасти винта была явно сырым решением, но это так же стало концептуальным прорывом в бою воздух-воздух», — рассказывает старший хранитель Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне Питер Якоб. «Подобное решение изменило подход к уничтожению вражеских самолетов».
Это ни в коем случае не конец стремительного прогресса. Поскольку конфликт углублялся, авиаконструкторы сумели решить гораздо больше проблем. Технологическое преимущество Гарроса было не долгим. В июне 1915 года немецкие пилоты уже летали на новом типе истребителя, чье оружие могло стрелять по дуге лопасти, благодаря передаче синхронизации, позволявшей пулям проходить между лопатками; это гораздо более эффективным метод. Моноплан Fokker Eindecker (который можно увидеть в лондонском Музее) стал таким технологическим скачком вперед, что срок его воздушного превосходства над Западным фронтом вошел в историю как «Бич Фоккера» (несколько месяцев до того, как союзники так же научились восстанавливать равновесие).
И вот появилось немало других самолетов, многие из них предназначались для выполнения конкретных задач, вместо того, чтобы быть «мастерами на все руки». «Ключевые события в мире военно-воздушных сил Первой мировой войны произошли по мере возникновения конкретных проблем, а так же самолетов, специально предназначенных для их разрешения», — говорит Якоб. Дизайнеры начали создавать самолеты, предназначенные для выполнения более узкого спектра задач. Машины стали более мощными и надежными, а двигателями обрели скорость и силу.
«В этом смысле, Первая мировая война стала лабораторией и суровым испытанием, заставившим авиаторов разрабатывать новые технологии и тактики, которые стали причиной развертывания военной силы во время и после Второй мировой войны».
И так, о чем же нам говорит данный эпизод в истории? Война часто берет, казалось бы, безопасные технологий и превращает их в машины для убийства, но в то же время, конфликт ускоряет темп разработки и внедрения инноваций, что позволяет добиться большего в гражданских технологиях. Нет сомнений в том, что воздушная борьба – это новая леденящая глава в истории. Но без нее, многие из преимуществ авиации, которыми мы располагаем на сегодняшний день, не были бы нам доступны в такой короткий срок. Война помогла нам быстрее создать более надежные самолеты, которые могут летать дальше и дольше – и, в конечном итоге, принимать на борт пассажиров и всевозможные товары по всему миру. Другими словами, боевые разработки приблизили наступление мира во всем мире.
Оригинал: Six months that changed aviation forever