Автор: Джо Носейра
Несколько дней назад в The Financial Times было опубликовано интервью с российским бизнесменом Сергеем Пугачевым, некогда являвшимся финансовым союзником президента РФ Владимира Путина. Пугачев владел судостроительным комплексом,а так же имел немалый вес в вопросах строительства и управлял банком. Более того, этого человека называли «кремлевским банкиром». Но так случилось, что пару лет назад его финансовая структура рухнула и, в 2012 году, правительство завладело его двумя верфями. Согласно оценкам фирмы BDO, стоимость этих судостроительных организаций была равна 3,5 миллиардам долларов. В свою очередь они были проданы фирме-конкуренту United Shipbuilding Corporation за 422,5 миллиона.
Глава компании United Shipbuilding Corporation, на тот момент им являлся один из близких партнеров Путина, начальник РосНефти (государственной нефтяной компании) Сергей Сечин. Российский бизнесмен Сергей Пугачев рассказал журналистам Financial Times о том, что в результате он стал обычным «крепостным крестьянином». «На сегодняшний день в России не существует частной собственности. Мы все просто обычные «холопы», пренадлежащие Путину», — добавил он.
И далее о Путинской России
Я делал запросы и интересовался, в надежде узнать, будут ли иметь силу санкции, введенные Соединенными Штатами и Европой в отношении России, взявшей под контроль Крымский регион. надеюсь, что ответ на этот вопрос определенно «да», но не так, как мы все предполагаем.
Во-первых, экономика России катится вниз с того момента, как Путин вернулся к власти в мае 2012 года. В последние месяцы процесс спада ускорился. Ситуация не сдвигается с места. Рубль находится в «свободном падении». Растет инфляция. Ожидается, что более 100 миллиардов долларов российского капитала в этом году просто исчезнут из страны. Больше всего настораживает то, что основное преимущество страны — цена на нефть — падает. А от этого напрямую зависит финансовое состояние государства.
Хотя рост количества проблем зависит от имеющихся на сегодняшний день санкций, нельзя сказать с уверенностью о том, что основная причина в этом. (Мне следует отметить, то, что американский газово-нефтяной бум, производящий топливо в избытке, весьма способствует снижению российских цен.) Непосредственный эффект проявится в ближайшем будущем, когда, к примеру, русским компаниям придется перефинансировать свои долги несмотря на то, что они лишены возможности работать на Западном рынке.
И все же, какие из предпринятых санкций сулят наихудшие тенденции Путину и его ближайшим партнерам, выставляя их всех напоказ. Закон долгое время не имел никакого веса в России. Но, с годами, западные бизнесмены, наряду с российскими, нашли тому оправдание. Бывший олигарх Михаил Ходорковский, проведший 10 лет в советской исправительной колонии, по ошибке решил, что сможет потягаться с Путиным в политике.
Но с того момента, как санкции были запущены, рестораны сети McDonald’s, никогда ранее не имевшие никаких проблем с государственными инстанциями, вдруг начали строго проверяться и быстренько закрываться. Подобное коснулось и других западных компаний.
Или взять, к примеру, случай с Владимиром Евтушенковым, русским миллиардером, который следовал системе большого конгламерата. Одним из активов этой системы являлась шестая по величине производительности в России нефтяная компания Башнефть. В прошлом месяце Евтушенков был арестован у себя дома по подозрению в отмывании денег. По окончанию судебного слушания, все его акции в Башнефти перешли правительству.
Евтушенков не был так политически активен, как господин Ходорковский. Он не представлял никакой опасности для Путина. Считается, что эти акции Башнефти каким-то чудесным образом перешли бизнесмену Сечину и теперь пренадлежат компании Роснефть. Сечин попросил помощи у государства в размере 40 миллиардов долларов, что бы противостоять западным санкциям. Вручить дешевые активы конечно же самый наилучший способ оказать помощь.
«Путин дает понять о том, что его первое правило — защищать и прикрывать своих», — говорит эксперт по изучению России университета Майами Карен Давиша, также являющаяся автором новой книги «Клептократия Путина». «Они начали углубленно заниматься пенсионнымы фондами и вдвое сократили финансирование здравоохранения. Его люди всегда будут обслуживаться в первую очередь, а народ подождет».
Что касается санкций, администрация Обамы и его европейские коллеги нацелены на компании и людей, имеющих близкие взаимоотношения с Путиным. Реагируя так, как он это делает сейчас, глава РФ отпугивает не только иностранных инвесторов, но и своих русских бизнесменов, над которыми он не покровительствует.
Всего пару дней назад парламент России запустил процесс вступления в силу закона о том, что правительство может овладевать активами, пренадлежащими иностранным предприятиям, а затем, использовать их в качестве помощи олигархам и иным лицам, пострадавшим от последствий введенных Западом санкций. Этот закон они называют «Законом виллы Ротенберга», в честь олигарха Аркадия Ротенберга, чьи четыри роскошные виллы на территории Италии были «заморожены» согласно условиям санкций. Подобное контрпродуктивное и просто не разумное постановление даже оспаривалось некоторыми членами правительства. Тем не менее, сей закон скорее всего пройдет.
Таким образом, пытаясь досадить руке Запада, Россия сумела отрезать лишь один палец.
Оригинал: Putin Shows His Hand