Грядущей осенью исполнится четыре года с момента кончины легендарно отечественного кинематографиста, создателя огромного количества картин, ставших бессмертной классикой, Эльдара Рязанова. Культовый режиссер трижды был официально женат, и каждый из своих браком считал счастливым и удачным.
Эльдар Александрович любил говорить о том, что главной задачей режиссера является окружать себя талантливыми людьми и заставлять их работать на себя. Этот же принцип кинематографист распространял и на своих любимых женщин. Все три супруги мэтра были творческими личностями, связанными с миром киноискусства, и всех их он любил по-настоящему.
В этой статье речь пойдет о женах великого режиссера, о том, как складывались их отношения и почему разрушился его первый брак, продержавшийся не одно десятилетие.
Первая жена Эльдара Рязанова – Зоя Фомина
Со своей будущей первой супругой, красавицей по имени Зоя Фомина, юный Рязанов познакомился в период своей учебы во ВГИКе. Как-то раз он заприметил миловидную, но очень серьезную девушку в шумной компании студентов, и с первого взгляда влюбился в неё, безоглядно и безрассудно, как может быть только в ранней молодости.
Зоя была на три года старше своего воздыхателя, и она далеко не сразу ответила взаимностью на симпатию самого молодого студента курса. Кроме того, стройная и привлекательная девушка пользовалась немалым успехом у парней, и ухаживать за ней в ту пору пытались многие. Но Эльдар отступать даже не думал, он ежедневно оказывал знаки внимания своей даме сердца, всегда старался её порадовать, а также юноша писал Зое трогательные письма, в которых рассказывал о своих чувствах к ней.
Фомина сама того не заметила, как наивный молодой ухажер занял особое место в её сердце и завоевал её любовь. Эльдар стал для нее близким другом, советчиком, возлюбленным, а затем и законным супругом. Пара вместе готовила свой дипломный проект, и также вместе они пришли в профессиональное кино.
Их единственная наследница – дочь Ольга появилась на свет в 1951-м году. Вскоре после рождения малышки, супруги перебрались жить за город, в дачный дом своих друзей. Молодой отец с головой ушел в работу, стремясь обеспечить свою жену и дочь всем необходимым. Дома мужчина бывал редко, в основном пропадал на съемках, которые проходили по всем уголкам необъятной страны. Но, несмотря на частые длительные разлуки, Эльдар каждый день писал супруге романтичные послания, в которых признавался ей в любви и рассказывал о том, как он скучает.
Зоя засиживаться долго в декрете не хотела, она грезила кинематографом, и стала развиваться в профессии вместе с мужем. Супруги были очень близки, в заграничные командировки они всегда ездили вместе, особенно паре запомнилось их путешествие в Париж в 60-е годы.
Фомина была очень активной и деятельной женщиной, так что, помимо роли заботливой супруги и матери, она вполне успешно сумела реализовать себя и в профессии. Зоя работала в качестве кинорежиссера над такими документальными картинами, как «Великая Отечественная», «Москва строится», «Спутник над планетой» и многими другими. Даже в период декрета женщина не сидела без дела – она шила платья и костюмы на продажу, одевая в обновки всех подруг и соседок.
Первый брак кинорежиссера продлился чуть более двух десятков лет, однако, пресловутый кризис среднего возраста дал о себе знать, разрушив эту прекрасную семью. Примечательно, что внешне, на первый взгляд, все было хорошо – оба супруга состоялись в профессиональном плане, вырастили замечательную дочку. Но между ними, несмотря на это, росло недопонимание, они отдалялись, и, в конечном счете, решили окончательно расстаться.
Дочь Эльдара Рязанова – Ольга
Любимой и единственной дочери великого режиссера в нынешнем году исполняется 68 лет. Ольга выросла в актерской среде, частенько еще в раннем детстве она бывала на съемочных площадках разных фильмов, где с интересом наблюдала за работой киношников, актеров, костюмеров, декораторов и тоже мечтала окунуться в мир этого искусства. После окончания школы Рязанова подала документы в МГУ, где освоила профессии филолога и киноведа.
Сын Ольги и единственный внук кинорежиссера – Дмитрий Трояновский с подросткового возраста начал писать фантастические рассказы.
Впоследствии он получил образование тележурналиста, но любимое занятие не оставил, он продолжает писать книги и сейчас.
Несколько лет назад Ольга решила частично обнародовать личные переписки своих родителей, в частности, те письма, которые Рязанов писал Фоминой в студенческие годы, и в периоды их разлуки, когда они уже были женаты. Из этих посланий становится ясно, что Эльдар Александрович просто обожал свою жену. Каждое письмо было буквально пропитано нежностью и любовью к «милой Зоечке».
Вторая жена Эльдара Рязанова – Нина Скуйбина
В то время, когда первый брак режиссера уже трещал по швам, он встретил и полюбил редактора «Мосфильма» Нину Скуйбину. За несколько лет до судьбоносного знакомства с Рязановым, женщина овдовела. Её первый муж – Владимир Скуйбин тоже был кинорежиссером, но он рано умер от тяжелой болезни – бокового амиотрофического склероза, оставив Нину одну с малолетним сыном Николаем на руках.
Пара впервые встретилась на съемочной площадке детективной трагикомедии «Берегись автомобиля». Тогда вся съемочная группа с интересом наблюдала за стремительным преображением именитого режиссера, который буквально сиял от счастья. Мужчина снова был влюблен, чувствовал себя мальчишкой, красиво ухаживал за Ниной, а она немного робко отвечала ему взаимностью.
Впрочем, режиссер в ту пору все еще был официально женат, так что многие пытались обвинить Скуйбину в том, что она уводит чужого мужа из вполне счастливой семьи. Однако, Нина довольно быстро стала не просто любимой женщиной режиссера, а его музой и главным источником вдохновения. Рязанов решился подать на развод, но это решение, отнюдь, не было простым. В своем последнем письме, адресованном первой супруге, он признался: «Зоя, расставаться с тобой – все равно, что содрать кожу..».
Вскоре после развода кинематографист во второй раз связал себя брачными узами с любимой женщиной, а также он постарался заменить родного отца сыну-подростку Нины – Николаю. Лучшие из своих комедийных картин: «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман», «Гараж», а также «Иронию судьбы» и «Вокзал для двоих» легендарный режиссер снял, будучи в браке со Скуйбиной.
Официально Нина не работала с супругом над одними картинами, но она всегда была его главным критиком и фактическим редактором практически всех его кинолент. Любимая супруга часто присутствовала на съемочных площадках, она запросто могла в один миг погасить любой приступ ярости кинорежиссера. Разозлившись на кого-то из актеров, Рязанов мог вспылить, однако, ласковое слово супруги и неизвестно откуда появившийся бутерброд с чаем быстро смягчали всплески эмоций мэтра.
Этот счастливый брак длился почти четверть века, пока супругов не разлучила смерть. Нина Григорьевна скончалась в 1994-м году после долгой борьбы с онкологическим заболеванием. Любящие сын и муж до последнего боролись за жизнь женщины, организовали ей лечение в одной из лучших клиник Германии, но даже светила европейской медицины оказались бессильны в борьбе с недугом.
Кончина любимой женщины стала большим потрясением для режиссера, которое едва не убило и его самого. Мужчина впал в глубокую депрессию, у него обострились все давние недуги, а на творчество попросту не оставалось сил. Похоронив супругу на Новоддевичьем кладбище, Эльдар Александрович подготовил рядом с ней место и для себя. Он установил на могиле большой камень, состоящий из двух половин. На одной из них было имя и годы жизни Нины, а под второй он пожелал лежать сам.
Третья жена Эльдара Рязанова – Эмма Абайдуллина
Через год после смерти обожаемой супруги в жизни кинематографиста появилась журналистка и киноредактор Эмма Абайдуллина, которой было суждено стать последней любовью режиссера. Стоит отметить, что они познакомились еще в конце 80-х годов, когда женщина брала интервью у мэтра отечественного кино. После этого они еще несколько раз встречались, но те встречи были случайными и мимолетными.
Первым мужем Абайдуллиной был известный инженер-конструктор от которого она родила двоих сыновей, а вторым – знаменитый композитор Павел Аедоницкий, автор хитов Анны Герман, Льва Лещенко, а также Иосифа Кобзона и других звезд отечественной эстрады. Второй муж был гораздо старше Эммы, на целых 18 лет, из-за этого женщину обвиняли в неискренности и корысти, а еще прозвали «охотницей за вдовцами», потому что незадолго до свадьбы с Абайдуллиной композитор похоронил его первую супругу. Тот брак оказался непрочным, и менее чем через год Павел и Эмма развелись.
После смерти любимой Нины режиссер пребывал в подавленном состоянии, но Эмме удалось буквально вдохнуть в него жизнь. Вступив в брак с Рязановым, женщина оставила работу и посвятила себя заботе о муже и доме. В его комедийной картине «Ключ от спальни» Абайдуллина была официально заявлена в титрах, в качестве редактора, а этого ранее не удавалось добиться ни одной из жен режиссера.
Она была рядом с Эльдаром Александровичем до последних его дней, но единственное, чего она не сделала – это не выполнила его последнюю волю. Как мы уже отметили, режиссер желал покоиться рядом со своей второй женой Ниной, Однако Эмма, по какой-то причине, решила поступить наперекор. Женщина обратилась за помощью к режиссеру Никите Михалкову, с которым у её покойного супруга всегда были весьма натянутые отношения, попросив его найти другое место на Новодевичьем кладбище. Место нашлось, и в итоге Рязанова похоронили отдельно от его Нины.