В отечественном кинематографе актер Савелий Викторович Крамаров был одним из наиболее ярких и харизматичных комиков. Но, несмотря на свою востребованность у режиссеров и любовь советских зрителей, он так и остался «королем эпизодов», хотя всю жизнь мечтал о больших и серьезных ролях.
Среди его многочисленных ярких и запоминающихся работ достаточно вспомнить культовые кинокомедии «Джентльмены удачи» и «Иван Васильевич меняет профессию», лирическую трагикомедию «Афоня», сатирическую комедию «Не может быть!», а также комедийную мелодраму «Большая перемена» и множество других фильмов. Стоит отметить, что этот актер появился в комедии «12 стульев» Леонида Гайдая, а пять лет спустя снялся в комедии «12 стульев» режиссера Марка Захарова.
Савелий Викторович три раза официально женился, имел один гражданский брак и множество мимолетных романов, но до конца своих дней так и не смог забыть первую любовь – советскую актрису Майю Григорьевну Булгакову.
Она снялась более чем в сотне картин, и прославилась, преимущественно ролями скромниц и «серых мышек», но в реальной жизни она была настоящей роковой женщиной.
Савелий Крамаров: биография, семья, ранние годы
Будущий актер родился в Москве, 13-го октября 1934-го года, и был вторым ребенком в весьма благополучной еврейской семье, не имевшей никакого отношения к актерству и кинематографу. Рос вместе со старшей сестрой Татьяной.
Его отец был довольно известным в столице юристом, окончил аспирантуру и входил в московскую коллегию защитников. С начала 30-х годов работал на Фаянсовом заводе имени Калинина в должности юрисконсульта.
Когда сыну было четыре года, отец был арестован НКВД по обвинению в антисоветской агитации, и осужден на восемь лет лагерей. Жизнь мужчины была сломана, и когда после освобождения его снова арестовали и выслали в отдаленное село Красноярского края, он предпочел добровольно уйти из жизни.
Мама – уроженка Харькова по имени Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек, была домохозяйкой, занималась воспитанием детей. После ареста мужа ей с детьми пришлось буквально выживать из-за финансовых проблем и клейма семьи «врага народа». Женщина умерла в возрасте сорока лет от онкологического заболевания.
Савелию было всего шестнадцать лет, когда он фактически остался круглым сиротой. Его опекуном стал дядька – родной брат матери Леопольд (Леонид) Соломонович Волчек.
А сестра Татьяна, по некоторым данным, переехала к дядьке по отцовской линии – Абе Савельевичу Крамарову, который проживал во Львове.
В юности Савелий не был прилежным учеником, часто прогуливал школу, хулиганил и не пропускал ни одной драки. Единственным его увлечением был кинематограф. Мальчик едва ли не каждый день бывал в кинотеатре, куда его без билета пускала работавшая там сердобольная соседка.
Еще будучи школьником, мальчик решил, что станет актером, но его попытка поступить в театральный институт закончилась провалом. Тогда молодой человек стал студентом столичного лесотехнического института, поступив на факультет озеленения.
В 1954-м году, продолжая учиться в институте, юноша поступил в театральную студию под названием «Первый шаг», которая функционировала при Центральном доме работников искусств. Именно там он познакомился со своей первой большой любовью – актрисой Майей Григорьевной Булгаковой.
Майя Булгакова: биография до встречи с Крамаровым
Будущая актриса появилась на свет в маленьком селе Буки, в Киевской области, в 1932-м году девятнадцатого мая, и была второй из четверых детей в семье. Через несколько лет Булгаковы перебрались в Краматорск, где прошло почти все детство Майи.
Когда грянула Великая Отечественная война, отец будущей актрисы и её старший брат Борис отправились на фронт, и вскоре погибли, защищая Родину. А Майя с матерью и младшими сестрой Валентиной и братом Евгением отправились в эвакуацию в Иркутск.
Артистичная, яркая, обладавшая хорошим слухом и голосом девочка, в годы войны увлеклась творчеством, и нередко выступала в госпиталях перед раненными солдатами. Пела она настолько хорошо, что ей пророчили блестящую карьеру эстрадной артистки.
После окончания боевых действий, семья возвратилась обратно в Краматорск, где Майя окончила среднюю школу. Получив аттестат, девушка твердо решила стать актрисой, и отправилась учиться в Москву.
В столице девушка стала студенткой ВГИКа, поступив в мастерскую легендарных актеров: Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой. В 1955-м году она получила диплом, и была принята на службу в Театр-студию киноактера.
В том же году начинающая актриса дебютировала в кино, исполнив крохотную роль Оксаны в драматической ленте «Вольница».
После этого фильмы с её участием стали выходить на экраны ежегодно, зачастую она снималась параллельно в нескольких картинах, но ключевые роли ей доставались крайне редко.
Решив попробовать свои силы на эстраде, девушка пришла в Центральный дом работников искусств, и была принята в открывшуюся при нем студию «Первый шаг». Майя хорошо пела, танцевала, выступала в ансамбле Леонида Утесова и первой в Советском Союзе начала исполнять композиции неподражаемой Эдит Пиаф.
В 1957-м году Булгакова, на Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве, разделила пальму первенства со своей тезкой – советской эстрадной певицей Майей Владимировной Кристалинской.
Майя Булгакова и Савелий Крамаров: история любви
Булгакова с юных лет обладала каким-то особенным магнетизмом, она была яркой, харизматичной, талантливой, излучала непередаваемую легкость и имела веселый нрав. Она буквально заряжала своим позитивом всех вокруг, обожала петь, танцевать и никогда не сидела без дела.
У Майи всегда была масса поклонников, мужчины не обходили её своим вниманием, причем, за её сердце боролись завидные женихи, среди которых было немало актеров, кинорежиссеров и других представителей творческих профессий. Девушка легко заводила романы и также легко расставалась со своими воздыхателями.
Савелий всегда с большим интересом относился к представительницам прекрасного пола. Рано лишившемуся матери юноше не хватало женской любви, поэтому он отчаянно искал вторую половинку, которая бы напоминала ему маму.
Савелия трудно было назвать писанным красавцем, и в юности он не пользовался особым успехом у девушек, но природный актерский талант и мощнейшая харизма помогали ему компенсировать внешнее несовершенство.
В студии «Первый шаг» у них с Майей был совместный эстрадный номер. Булгакова к тому времени уже считалась довольно успешной и перспективной артисткой, но Крамаров не терялся на её фоне, так что их дуэт пользовался популярностью у зрителей.
Молодые люди ездили на совместные гастроли, постоянно репетировали, тесно общались и много времени проводили вместе. В какой-то момент между ними зародились нежные чувства, и вспыхнул бурный роман.
У юного Савелия на тот момент еще не было опыта любовных отношений, а вот Майя была старше и опытней его в делах сердечных. Несмотря на то, что разница в возрасте составляла всего лишь два с половиной года, друзья актера считали, что избранница несколько старовата для него.
Близкий друг Крамарова со студенческой скамьи – Владимир Новиков в своих мемуарах вспоминал, что парочка проводила выходные на базе отдыха Внешторга в Тишкове.
У Майи уже тогда был собственный автомобиль, что по тем временам считалось настоящей роскошью. А еще девушка любила красиво наряжаться, и зачастую выглядела как-то не по-советски модно и эффектно.
Савелий выглядел невзрачно на фоне своей очаровательной спутницы, ведь у него не имелось в то время даже приличной одежды. Он обожал кататься с Майей на автомобиле, она дарила ему приятные впечатления и эмоции, а также надежду на то, что в его жизни все будет хорошо и у него все получится.
Правда, первое время такое материальное неравенство несколько раздражало молодого человека, и этот дискомфорт усиливался шутками друзей по поводу того, что он встречается с более взрослой и обеспеченной девушкой из корыстных мотивов. Такие слухи действительно ходили, и очень расстраивали актера.
Много лет спустя Крамаров признался своему близкому другу, что полюбил Майю, потому как видел в ней образ усопшей матери. Актер говорил: «Она была такой же красивой, как и моя мама..».
Впоследствии он всю жизнь искал женщину, которая бы была похожа на Бенедикту (Басю) Соломоновну не только внешне, но и характером.
Увы, роман молодых актеров продлился недолго. Некоторые были уверены, что малообеспеченному юноше попросту надоел такой мезальянс, другие говорили, что Майя оставила возлюбленного из-за его измен. Но, как бы там ни было, а после расставания они не дружили, хотя и врагами не были.
В одном из последних своих интервью, которое Савелий Викторович дал в Соединенных Штатах, он признался, что его первую любовь звали Майей, и эта любовь оказалась самой большой в его жизни, хотя тогда, в юности он этого не понял.
Также он добавил, что если бы у него был шанс что-то исправить, то он сделал бы все, чтобы не потерять эту женщину, но, увы, время безвозвратно ушло, и теперь это невозможно.
Как сложилась дальнейшая судьба Савелия Камарова
С конца 50-х годов актер регулярно стал сниматься в кино, исполняя, преимущественно, небольшие эпизодические роли и роли второго плана. Он снялся почти в восьми десятках фильмов, многие из которых стали классикой отечественного кинематографа.
Прославился в основном образами комичных персонажей, был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. Позднее было снято более десятка документальных фильмов и телепередач, посвященных жизни и творчеству Савелия Викторовича.
После того, как дядя актера эмигрировал в Израиль, Крамаров попал в число людей с «сомнительными для Советского Союза связями», а это означало крах карьеры в кинематографе. Кроме того, артист серьезно увлекался йогой, был человеком религиозным и посещал синагогу.
Во второй половине 70-х годов актеру стали все реже предлагать роли, а потом, и вовсе, режиссеры словно забыли о нем.
Он подавал документы для эмиграции в Израиль, мотивируя это тем, что там живет единственный близкий ему человек – родной дядька. Но мужчине отказали, так как он снялся во многих известных фильмах, а в случае его отъезда, картины с его участием должны были «положить на полку».
В итоге, актеру на родине не давали работать по специальности, и из страны тоже не выпускали. Он оказался в безвыходном положении, и в отчаянии даже написал письмо Рональду Рейгану с пометкой «Как артист артисту».
Осенью 1981-го года Савелию Викторовичу все же разрешили покинуть Советский Союз. Он перебрался в Соединенные Штаты, обосновавшись в Лос-Анджелесе. За океаном Крамаров снимался не так часто, но, все же, о нем не забывали, а еще он был принят в Гильдию киноактеров США, что для эмигрантов являлось огромной удачей.
Среди наиболее известных его работ можно вспомнить комедийную драму «Москва на Гудзоне», научно-фантастическую ленту «Космическая одиссея 2010», криминальную кинокомедию «Вооружён и опасен», а также боевик «Красная жара», комедийный боевик «Танго и Кэш» и мелодраму «Любовная история».
В Соединенных Штатах Крамаров сумел воплотить свою давнюю мечту о собственном доме. Он приобрел просторную недвижимость в Санта-Монике, на побережье Тихого океана.
Что касается личной жизни, то, по воспоминаниям друзей и коллег актера, он нередко заводил романы и мимолетные интрижки, а когда его карьера в кинематографе пошла в гору, женщины сами стали искать с ним встреч. Официально он трижды вступал в брак.
Его первой супругой стала Людмила, работавшая инженером конструкторского бюро. Но брак быстро распался из-за многочисленных служебных романов актера. Общих детей в этом браке не появилось.
Затем артист почти тринадцать лет прожил в гражданском браке с архитектором Марией Шатинской. С ней он был счастлив и мечтал встретить спокойную старость в собственном доме, который планировал купить в подмосковном лесу.
Точная причина, по которой они расстались, неизвестна. По одним данным, идиллию разрушило горе – смерть общей дочери, которая скончалась во младенчестве. По другим данным, виной всему стали измены Крамарова. Но, вероятнее всего, пара рассталась из-за отказа Марии переезжать вместе с гражданским мужем в другую страну.
После расставания Шатинская больше так и не вышла замуж, и предпочла оставаться в одиночестве до конца своих дней. Позднее в интервью актер называл Марию святой женщиной, и говорил, что он очень перед ней виноват.
За океаном он еще дважды пытался устроить свою личную жизнь. Второй законной женой Савелия Викторовича стала Фаина (Марина) Зборовская, которая родила ему дочь Басю – названную в честь матери актера. Но вскоре и этот брак распался.
А последней супругой Крамарова стала Наталья Сирадзе, которая была на два десятка лет моложе него. С ней он прожил менее одного года, до своей смерти.
Знаменитого актера не стало 6-го июня 1995-го года, через полгода после того, как у него было диагностировано онкологическое заболевание. Он скончался в возрасте 60-ти лет. Был похоронен близ Сан-Франциско, в городе Колма на еврейском кладбище.
Как сложилась судьба Майи Булгаковой
Длительное время Майя Григорьевна исполняла в кино лишь эпизодические роли, но в 1966-м году на экраны вышла драматическая лента «Крылья», в которой актрисе досталась главная женская роль.
Эта работа стала настоящим прорывом в её карьере, и сделала Булгакову кинозвездой всесоюзного масштаба.
Год спустя она сыграла, хоть и не главную, но яркую роль в исторической драме «В огне брода нет».
Среди других многочисленных работ актрисы можно выделить драму «Преступление и наказание», мелодраму «Разрешите взлёт!», киноповесть «Кадкина всякий знает», мелодраму «Цыган», а также исторический биографический фильм «Юность Петра» и многие другие.
Майя Григорьевна четырежды официально вступала в брак. Её первым законным супругом стал Анатолий Дмитриевич Ниточкин, с которым они познакомились во ВГИКе.
В 1956-м году у пары родилась общая дочка Зинаида, но вскоре этот брак распался, потому как Ниточкин увлекся другой женщиной.
После развода маленькую Зину забрала в Краматорск бабушка, которая и занималась воспитанием внучки, пока Майя строила карьеру в столице. О своем первом браке актриса старалась никогда не вспоминать.
Вскоре Булгакова познакомилась с молодым кинорежиссером Алексеем Евгеньевичем Габриловичем, который стал её вторым супругом. Он был сыном известного советского писателя и сценариста – Евгения Иосифовича (Осиповича) Габриловича, и являлся ярким представителем столичной «золотой молодежи».
Майя была на пять лет старше своего второго супруга, но разница в возрасте их не смущала. Мужчина влюбился в актрису с сумасшедшей страстью, но их отношения не были стабильными. Влюбленные громко ссорились, потом не менее бурно мирились, расходились и сходились снова.
Алексей безумно ревновал супругу, и следил буквально за каждым её шагом. Примечательно, что ранее мужчина был женат на актрисе Татьяне Бестаевой, а, так как все их попытки зачать общего ребенка не увенчались успехом, он решил, что бесплоден.
Поэтому, когда после пяти лет совместной жизни Майя неожиданно забеременела, Габрилович заявил, что это не его ребенок.
Режиссер категорически не хотел появления этого ребенка на свет, но супруга отказалась прерывать беременность. В итоге брак распался, а актриса родила дочь, которой дала имя Мария. Позднее мужчина все же признал наследницу, и поддерживал с ней связь.
Когда Майя Григорьевна еще была беременна, она познакомилась со своим будущим третьим супругом – кинорежиссером Александром Владимировичем Суриным. Он был почти на восемь лет моложе актрисы, но влюбился в неё так, что его не смутило ни наличие у избранницы девятилетней дочери, ни её «интересное положение».
Родители отговаривали Сурина от женитьбы, но он был непреклонен, и даже говорил, что готов свести счеты с жизнью, если Майя не станет его женой. Влюбленные поженились, а родившаяся в 1965-м году Маша изначально была записана как Сурина.
Габрилович, узнав о рождении дочери, захотел её увидеть, и страшно обиделся, когда узнал, что его бывшая жена уже замужем за другим мужчиной, удочерившим девочку.
Габрилович стал регулярно звонить Булгаковой, искал с ней встреч и всячески пытался вернуть. Это выводило из себя Сурина, и, в итоге, семейная жизнь быстро дала трещину, а вскоре брак, и вовсе, распался.
Некоторое время спустя чувства между Булгаковой и Габриловичем вспыхнули с новой силой, и мужчина удочерил собственную дочь, дав ей свою фамилию. Но когда казалось, что у пары наступила идиллия, режиссер увлекся молоденькой актрисой. Узнав об этом, Майя Григорьевна со скандалом выгнала его.
Среди поклонников актрисы был английский танцовщик по имени Ричард Коллинз, который стажировался в Большом театре. Они случайно встретились в одном из столичных ресторанов. Коллинз был невероятно красив, галантен и стал романтично ухаживать за Булгаковой.
Несмотря на то, что она была гораздо старше него, родители молодого человека оказались не против их отношений, и были готовы принять её в свою семью. Но актриса ответила отказом на предложение руки и сердца, потому как никогда даже не думала о том, чтобы покинуть родную страну.
Ричард еще долго писал ей из Англии романтические письма, и надеялся, что его возлюбленная передумает, но этого так и не произошло. Впоследствии Коллинз даже посвятил своей возлюбленной целую книгу под названием «За кулисами Большого театра», в которой он восторженно отзывался о Булгаковой.
Четвертым законным супругом актрисы стал австрийский коммунист по имени Петр Добиас, который ради своей возлюбленной переехал в Москву.
Он сделал роскошный ремонт в их новой столичной квартире, обустроил её дорогой импортной мебелью и техникой. Майя Григорьевна ни в чем не нуждалась, муж окружил её любовью и заботой, и относился к её дочерям, как к собственным детям.
Влюбленные были практически неразлучны. Но в 1994-м году Петр неожиданно скончался – у мужчины во сне остановилось сердце, а через несколько месяцев после этого не стало и Майи.
Первого октября 1994-го года, машина, на которой Булгакова и её коллега – актриса Любовь Сергеевна Соколова ехали на концерт, попала в аварию. Водитель погиб на месте, Майя Григорьевна умерла в больнице седьмого октября, не приходя в сознание, а Любовь Сергеевна каким-то чудом выжила, и вскоре пошла на поправку.
Булгакова скончалась в возрасте 62-х лет. Она была похоронена на столичном кладбище «Ракитки», рядом со своим последним супругом – Петером Добиасом.
По воспоминаниям актрисы Тамары Петровны Семиной, Майя Григорьевна была настолько талантливой певицей, что, если бы ей в свое время дали петь с экранов, то Эдит Пиаф на родине называли бы французской Майей Булгаковой.