Яков Джугашвили был старшим из наследников Иосифа Виссарионовича Сталина. С родителем его связывали довольно непростые отношения, а некоторые исследователи, и вовсе, утверждают, что «отец народов» откровенно недолюбливал своего первенца. Глава СССР не терпел неповиновений даже от самых близких ему людей, посему рассчитывать на его снисходительность не приходилось даже детям.
Своим непокорным и даже бунтарским характером Яков был чем-то похож на отца, но вовсе не соответствовал представлению Сталина о примерном сыне, коего хотелось бы представить советской пропаганде. Для самого же Якова статус отпрыска генералиссимуса был скорее помехой, чем как-то помогал ему по жизни.
Яков Иосифович погиб в годы Великой Отечественной войны, в возрасте 36-ти лет, но последние месяцы жизни и обстоятельства его смерти по сей день окутаны завесой тайны. Согласно самой распространенной версии, в июле 1941-го года он был взят в немецкий плен, а весной 1943-го года погиб в концлагере. Также ведутся споры относительно того, мог ли Сталин спасти своего сына, и если мог, то почему он этого не сделал.
Яков Джугашвили: биография, ранние годы
Первенец Сталина появился на свет в грузинском селе Баджи, расположенном неподалеку от Кутаиси, в 1907-м году, восемнадцатого марта. Его матерью была первая супруга Сталина – Екатерина (Като) Сванидзе, но её Яков, к сожалению, не мог запомнить, потому как, когда сынишке было всего восемь месяцев, женщина умерла от брюшного тифа (согласно других сведений, от туберкулеза). По свидетельствам очевидцев, Иосиф Виссарионович безумно любил свою жену и очень тяжело переживал её кончину, а на похоронах у него случилось помутнение рассудка, и он даже бросился за ней в могилу, откуда его с трудом вытащили.
До четырнадцатилетнего возраста мальчик воспитывался бабушкой и теткой по материнской линии. Яков рос, фактически не зная своего отца, поэтому, когда в 1921-м году родитель забрал его в Москву, отношения у них не заладились. К тому времени у Сталина уже была новая семья, недавно родился сын Василий, поэтому старший наследник был чужим в этом доме. Подросток говорил только по-грузински, русского языка практически не знал, был очень застенчив и молчалив. Отец пренебрежительно называл его «волчонком», а вот Надежда Аллилуева тепло приняла пасынка, старалась о нем заботиться и жалела.
В столице юноша обучался сначала в общеобразовательной школе, расположенной на Арбате, а после в электротехнической школе в Сокольниках. Выпустился Яков в 1925-м году, имея высокие оценки по точным наукам: физике, химии, математике, а также парень преуспел и в изучении других дисциплин, но, тем не менее, подавать заявление в вуз он так и не решился.
Яков Джугашвили: личная жизнь
В том же 1925-м году юноша сочетался браком со своей одноклассницей Зоей Гуниной – дочерью священника. Сталин был категорически против этого союза, а посему свадьбу сыграли втайне от него. Затем молодожены решили перебраться в Северную столицу, чем раздосадовали руководителя СССР еще больше. Он требовал от сына вернуться в Москву, но тот отказался. В 1929-м году у супругов родилась общая дочь, но, к сожалению, девочка умерла во младенчестве. После этого отношения в семье разладились, и вскоре этот брак рухнул.
Приблизительно в то же время у Якова произошел серьезный конфликт с отцом, после которого молодой человек даже пытался застрелиться, но пуля прошла навылет, хотя он впоследствии долго болел и тяжело восстанавливался. Иосиф Виссарионович после такой выходки отпрыска стал относиться к нему еще хуже, он не упускал возможности язвительно спросить у сына: «Что, не попал?». А в письме, адресованном Аллилуевой, он просил её передать Якову, что у них больше не может быть ничего общего.
В 1930-м году парень поступил в столичный транспортный институт. Во время каникул, в квартире родственников мачехи в Урюпинске Яков познакомился с юной Ольгой Голышевой, с которой у него завязались романтические отношения, которые, однако, не привели к законному браку. В январе 1936-го года у пары родился общий сын, которого назвали Евгением. Но, к моменту появления мальчика на свет, Яков уже женился на другой девушке – артистке балета Юлии Мельцер, которая в феврале 1938-го года подарила ему дочь Галину.
Яков Джугашвили в годы войны
Когда грянула Великая Отечественная война, Сталин сказал сыну: «Иди и сражайся!». Уже через несколько дней Яков был в рядах действующей армии. С 27-го июня 1941-го года он являлся командиром артиллерийской батареи, сражался достойно и даже был отмечен несколькими боевыми наградами. За сражение под Сенно Якова представили к очередной награде, однако, при выходе из окружения близь Лиозно, он попал в плен.
Как именно и когда наследник «вождя» был пленен, доподлинно неизвестно. Согласно одной из версий, В ночь с шестнадцатого на семнадцатое июля его дивизия сумела выйти из окружения, но Джугашвили среди прорвавшихся не было. Его искали больше недели, но поиски не увенчались успехом. Один из красноармейцев, который последним видел Якова, сказал, что он добровольно сдался в немецкий плен. С его слов, сын Сталина приказал ему идти дальше, а сам присел, якобы, передохнуть. После этого солдат командира больше не видел.
Люди из ближайшего окружения Сталина впоследствии говорили, что он действительно допускал, что его сын мог смалодушничать и позволить себя пленить. А винил Иосиф Виссарионович во всем свою невестку Юлию. Есть, однако, и многочисленные нестыковки в протоколах допросов: согласно одних записей Яков был взят в плен силой, согласно других – он сдался, видя бесперспективность сопротивления. Но есть и третья версия, которая гласит о том, что Якова сдали в плен свои, из мести его отцу за собственные неурядицы.
По некоторым данным, немцы узнали о ценном пленнике случайно. Джугашвили узнал его однополчанин и назвал по имени, а слышавший это вражеский осведомитель донес данную информацию до своего командования. Яков скитался по немецким лагерям почти два года, немцы все это время пытались склонить мужчину к сотрудничеству, но у них так ничего и не вышло.
Почему Сталин не вызволил сына из плена
Пожалуй, самая распространенная из существующих ныне версий гласит о том, что немцы предложили обменять Джугашвили на фельдмаршала Фридриха Паулюса, однако, Сталин на это предложение ответил знаменитой фразой: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Впрочем, гораздо позже дочь Сталина Светлана Аллилуева говорила, что отец ничего подобного не говорил, он действительно ответил отказом на предложение обмена, но фраза про солдата и фельдмаршала была придумана кем-то из западных журналистов, и появилась в популярном английском издании, после чего, так сказать, «ушла в народ».
Через полгода после того, как немцами был пленен Яков, в советский плен попал любимый племянник фюрера – Хайнц (Генрих) Гитлер, который сразу был этапирован не в обычный лагерь для военнопленных, а в московскую «Бутырку». Однако, в плену Хайнц пробыл всего лишь полтора месяца, после чего юношу ликвидировали, хотя его предположительно можно было обменять на Якова. Бытует мнение, что Иосиф Виссарионович дал личное распоряжение расстрелять любимого родственника Гитлера, дабы заранее исключить любую вероятность обмена пленными. Сталин и так не слишком жаловал своего сына, а теперь он был раздосадован еще и тем обстоятельством, что Яков оказался пленен врагом, а не погиб на поле боя, как настоящий герой.
Тайна гибели Якова Джугашвили
После долгих скитаний по немецким лагерям, Яков оказался в Заксенхаузене, ставшим его последним пристанищем. Согласно официальной версии, он погиб в 1943-м году, четырнадцатого апреля, когда во время прогулки мужчина бросился на заграждение из колючей проволоки под высоким напряжением, а затем охранник выстрелил ему в голову. Экспертиза установила, что умер он от огнестрельного ранения, а не от удара электрическим током. Тело наследника Сталина впоследствии кремировали, а прах был отправлен в Берлин, но позже он оказался утерян.
Есть мнение, что Яков таким вот образом решил свести счеты с жизнью из-за затянувшейся депрессии от пребывания в немецких лагерях. Впрочем, существует и целый ряд других версий о том, что сын Сталина был освобожден союзниками и вывезен в одну из западных стран, где взял другое имя и решил полностью порвать со своим прошлым. По другим данным он сам сумел бежать из концлагеря.
Еще одна версия гласит о том, что Яков, и вовсе, не был ни в каком плену, и погиб на поле боя, а его «пленение» являлось не более, чем провокацией со стороны германской разведки. Но, как бы там ни было, а Сталин после гибели сына смягчил свое отношение к его семье, и даже проявлял некоторую заботу в отношении его дочери – своей внучки Галины.