У печально известного Адольфа Гитлера было пять полнородных братьев и сестер, а также единокровные брат и сестра (те, кого отец признал официально). Отношения с многочисленными родственниками у диктатора были довольно непростыми, а правильнее сказать, члены его большого семейства постоянно доставляли немало хлопот и проблем. Ему приходилось или всячески ублажать их, или же отрицать родство, дабы некоторые подробности из его биографии и семейные тайны не стали достоянием общественности. Но были среди его близких и те, кто искренне разделяли его идеи и поддерживали политику. В этой статье речь пойдет об обожаемом племяннике диктатора – Хайнце (Генрихе) Гитлере – дядином любимце, сгинувшем в застенках Бутырки.
Хайнц (Генрих) Гитлер: биография, семья
У Гитлера был старший единокровный брат, которого, как и их отца, звали Алоис Гитлер. Трудно сказать, как на самом деле складывались отношения между братьями. Первая супруга Алоиса (младшего) – Бриджит Даулинг в книге своих мемуаров утверждала, что Адольф длительное время гостил у них в Ливерпуле, в 1912-1913-м годах, когда уклонялся от армейской службы. Впрочем, официальные биографы данную информацию опровергали, считая, что женщина это выдумала, дабы сделать свою книгу более привлекательной для издателей и читателей.
У Бриджит и Алоиса (младшего) родился сын – Уильям Патрик Гитлер, доставивший впоследствии своему дяде немало серьезных проблем попытками шантажа, а также службой в военно-морских силах Соединенных Штатов. С братом в 30-е годы отношения также окончательно испортились, потому как после прихода Гитлера к власти, родственник старался извлечь из этого максимальную выгоду для себя. В Германии Алоис женился во второй раз на женщине по имени Хедвиг Хайдеманн, которая в марте 1920-го года родила ему сына Хайнца (Генриха) Гитлера.
Дядя, до поры до времени, не слишком интересовался судьбой второго племянника, пока мальчик не подрос. В отличие от своего старшего единокровного брата Уильяма Патрика, Хайнц полностью разделял идеи и взгляды своего дяди. Он стал активным и убежденным членом «Гитлерюгенда», а влиятельный родственник, оценив такое рвение, помог племяннику устроиться в новую элитную Национал-политическую академию известную как «Напола», где готовили свежие нацистские кадры. Академия располагалась в Балленштедте. Юный Хайнц выбрал для себя военную карьеру, и в 1938-м году успешно завершил учебу.
Бывший сокурсник племянника Гитлера – Ханс-Вольф Вернер как-то уже после окончания войны вспоминал о том, что Хайнц буквально кичился своим близким родством с Адольфом Гитлером, и многие проступки сходили ему с рук. В частности, он с приятелями частенько гонял по улицам Магдебурга на чужой машине, без водительских прав, а порой даже в нетрезвом виде. За это его неоднократно задерживала полиция, но каждый раз отпускала, когда выяснялось, что это не однофамилец, а ближайший родственник Гитлера. Примечательно, что самому фюреру, очевидно, о выходках его любимого племянника не докладывали, потому как дядя никак не реагировал на подобные случаи. Впрочем, он мог и просто прощать Хайнцу его «шалости», ведь тот всячески выказывал влиятельному родственнику свое обожание и был верен его идеям.
Хайнц (Генрих) Гитлер: участие во Второй мировой
Американский писатель и историк Джон Толанд является наиболее известным биографом диктатора. В своих книгах он утверждает, что Хайнц действительно был дядиным любимчиком, но, несмотря на это, Гитлер считал, что юноша должен самостоятельно строить карьеру, а не просто пользоваться привилегиями родственников.
Сам молодой человек такую позицию дяди полностью разделял. Хайнц поступил на военную службу обычным рядовым, но к моменту начала вторжения в Советский Союз, он стал уже унтер-офицером связи артиллерийского полка 23-й пехотной дивизии, которая осуществляла наступление в группе армий «Центр». Воевал на Восточном фронте, а также принимал непосредственное участие во вторжении войск в Советский Союз по плану Барбаросса. Осенью 1941-го года он получил свою первую и последнюю значимую награду – «Железный крест» второй степени. Многие считают, что громкая фамилия и родственные связи помогли парню в этом, хотя есть и те, кто опровергает подобные домыслы.
Пехотная дивизия, в составе которой воевал юный Гитлер, как, впрочем, и все остальные немецкие войска, осуществлявшие наступление на Москву, попала в довольно непростую ситуацию. А к первому декабря они оказались в окружении, находясь в районе Солнечногорска, и с огромным трудом оттуда выбрались. В Рождество 1941-го года Хайнц получил от фюрера последнюю поздравительную праздничную открытку с подписью: «любимому племяннику от дяди», а уже пятого января 1942-го года, во время демонтажа полкового пункта связи, при отступлении, родственника фюрера взяли в плен советские войска.
Хайнц (Генрих) Гитлер: тайна гибели племянника фюрера
В ряде источников официальной датой и местом смерти Хайнца называют 1942-й год, 21-е февраля, Москва, Бутырская тюрьма. До своего 22-го дня рождения он не дожил менее одного месяца. А вот о том, что же происходило с ним те полтора месяца с момента взятия в плен и до его кончины, никаких точных сведений нет. Существует несколько распространенных версий и предположений, ни одно из которых, впрочем, не имеет неопровержимых доказательств.
По некоторым данным, советскому командованию сразу стало известно о том, кто именно попал к ним в руки, потому как этапировали Хайнца не в обычный лагерь для военнопленных, а в столичную тюрьму. Тут нужно упомянуть о том, что за полгода до этого, еще летом 1941-го года, в плену у немцев оказался старший наследник Иосифа Сталина – Яков Джугашвили. Логично было бы предположить, что родственника фюрера вполне могли использовать для обмена, но этого так и не произошло.
Согласно одной из версий, сам Хайнц категорически отказался принимать участие в каком-либо обмене, и сотрудники НКВД ликвидировали его, потому как в данном случае он уже не представлял никакой ценности. Однако, следует учитывать и тот факт, что сам Сталин не слишком жаловал своего старшего сына, который, ко всему прочему, еще и оказался во вражеском плену, а не погиб на поле боя. Посему есть еще одно предположение о том, что Иосиф Виссарионович лично дал распоряжение расстрелять любимого племянника фюрера, чтобы заранее исключить даже вероятность обмена пленными.
Также точно неизвестно знал ли сам фюрер о гибели своего родственника в «большевистских застенках». Многие предполагают, что не знал, потому как в противном случае, пропаганда Геббельса вполне могла бы сделать из этой истории вдохновляющую героическую легенду для Третьего рейха. Вероятнее всего Хайнц так и остался для дяди «без вести пропавшим на Восточном фронте». Место захоронения племянника Гитлера остаётся по сей день неизвестным.