Прима-балерина и актриса Тамара Владимировна Туманова стала легендой еще при жизни. Известный балетный критик А.Котон назвал её «самым прекрасным существом за всю историю мирового балета». К её ногам падали мужчины по всему миру, которые были готовы на все ради неё, но рядом с «Черной жемчужиной русского балета» всю жизнь находился только один человек – её мама, с которой она была неразлучна.
В этой статье мы расскажем вам о непростой судьбе выдающейся балерины, которая, по некоторым данным, была прототипом героини психологического триллера Даррена Аронофски «Черный лебедь». А также поведаем о том, как танцовщица сумела покорить Голливуд, и почему одна из самых красивых и желанных женщин встречала старость вдвоем с мамой.
Тамара Туманова: биография, путь на сцену
Будущая звезда балета появилась на свет в 1919-м году, второго марта, а вот относительно места её рождения сведения разнятся. Все дело в том, что её мама – Евгения Дмитриевна Хасидович (в девичестве Туманишвили), представительница грузинского аристократического рода, бежала из охваченной революцией страны, будучи глубоко беременной. Ребенок появился на свет прямо в вагоне поезда, который в это время, по одним данным, проезжал недалеко от Тюмени, а по другим, находился где-то неподалеку от Шанхая. В некоторых источниках сообщается также, что Тамара имела польские и украинские корни по отцовской линии.
Евгения Хасидович ехала к своему супругу, которого революция застала в Константинополе, однако, воссоединиться семье удалось лишь когда маленькой Томе было уже полтора года. Её отец – Владимир Дмитриевич Хасидович был участником Русско-японской, а также Первой мировой войн, являлся георгиевским кавалером, а в 1920-м году получил звание полковника. Девочка долгое время не могла привыкнуть к родителю, и называла его не папой, а по имени.
Семья около года прожила в Шанхае, затем они отправились в Каир, где несколько лет скитались по лагерям беженцев, под палящим солнцем пустыни, а после ухали в Париж, и там наконец-то надолго осели. Их дочери к тому времени было уже почти шесть лет. Малышка начала посещать уроки игры на фортепиано, а также родители решили отдать её в балетную школу Ольги Преображенской. Тем более, что к этому виду искусства ребенок проявлял живой интерес. Еще в Шанхае Тома увидела выступление Анны Павловой и была просто заворожена сим действом.
Бывшая прима-балерина знаменитого Мариинского театра, Ольга Осиповна во Франции открыла собственную студию, получившую название «Мадам Прео». В скором времени туда стали приходить другие довольно известные танцоры, эмигрировавшие из России. Школа обрела популярность, и именно сюда Евгения Дмитриевна привела юную наследницу. Вскоре выяснилось, что шестилетняя девочка обладает врожденным талантом, кроме того, в ней есть огромный потенциал: пластика, гибкость, артистичность, а еще уникальное ощущение баланса, которое в будущем позволило ей делать невероятные пируэты на сцене, словно преодолевая силу земного притяжения.
Родительницу Томы вскоре прозвали «балетной мамочкой», потому как она всегда приходила с дочерью в студию, пока шла репетиция, мастерила для неё новые костюмы, шила пачки, а во время выступлений неизменно стояла за кулисами и активно жестикулировала, поддерживая девочку. Вместе с тем, юная балерина делала огромные успехи, еще в шестилетнем возрасте она дебютировала в парижском дворце Трокадеро. Теперь уже Анна Павлова, глядя на выступление девочки на сцене, очень высоко оценила ее способности. Три года спустя Тамара приняла участие в балете «Веер Жанны», восхитив публику до такой степени, что о ней начали писать как о восходящей звезде, способной делать рекордное количество пируэтов.
К тому времени девочка уже в совершенстве освоила французский язык, но вот её фамилия – Хасидович была практически непроизносимой для преподавателей, сверстников и зрителей. Поэтому Тамара решила взять себе звучный псевдоним – Туманова, который являлся, своего рода, производной от девичьей фамилии матери – Туманишвили. Через некоторое время девушка официально сменит фамилию. За успехами маленькой балерины пристально следили многие русские эмигранты Парижа. И дело здесь было не только в гордости, её успех считали символом того, что русские люди справятся с любыми трудностями, могут найти своё место и выжить вдали от родины. Ведь поначалу многим казалось, что это практически невозможно.
Трио «бэби-балерин»
Еще через время Тому пригласили стать участницей большого проекта, получившего название «Русский балет Монте-Карло». Юных девочек-подростков для него отобрали всего лишь троих: тринадцатилетних Тамару Туманову и Ирину Баронову, а также пятнадцатилетнюю Татьяну Рябушинскую – воспитанницу Матильды Кшесинской. Их объединили в трио, и после премьерного выступления в Лондоне, девочек прозвали в прессе «бэби-балеринами».
Они порхали по сцене словно невесомые, беззаботные бабочки, но мало кто мог представить, что эти юные дарования на тот момент являлись основными кормильцами в своих семьях. Папа Тумановой тогда уже был тяжело болен, не мог работать и нуждался в дорогостоящем лечении. Так что практически все заработанные дочерью деньги сразу же шли ему на лекарства.
Когда же девочкам сказали о предстоящей гастрольной поездке в Америку, Тамара серьезно обеспокоилась, ведь у неё не было теплой одежды, а ехать за океан труппа должна была зимой. Выручили Туманову русские эмигранты, которые прознали о её проблеме и раздобыли для юной танцовщицы приличную шубу из натурального меха, в которой она и в лютую стужу не замерзнет и перед камерами журналистов ей показаться будет не стыдно.
В Соединенных Штатах девушке очень понравилось, и она поняла, что хочет сюда вернуться, чтобы остаться навсегда. Через несколько лет она вместе с семьей эмигрировала за океан. К тому времени Туманова уже была звездой мирового масштаба, которой рукоплескали парижская Гранд-опера, лондонский «Ковент-Гарден», а также миланский «Ла Скала», так что пришло время покорить своим талантом и Новый Свет.
Тамара Туманова: мамина девочка
Мало кто знал о том, что еще в детстве то место, где маленькая Тамара будет исполнять свои «пируэты», перед каждой репетицией или выступлением мама непременно осеняла крестным знамением на удачу, а после концертов «звездная малышка» не отходила от мамы ни на шаг. Тогда на это не обращали особого внимания, ведь девочка была еще маленькой, и все думали, что такая привязанность со временем пройдет, но она сохранилась на всю жизнь и никогда не тяготила балерину. Чрезмерная материнская опека и постоянные советы были для неё в порядке вещей… Тома попросту не представляла свою жизнь без этого. Евгения Дмитриевна так и осталась её единственной подругой.
В Америке на «Черную жемчужину русского балета» буквально посыпались выгодные контракты, все восхищались её красотой, грацией, драматическим талантом и безупречным исполнением сложнейших элементов. О Тумановой наперебой писали в прессе, и хвалили её буквально за все. Однако, никто даже представить не мог, насколько эта талантливая красавица была неуверенна в себе. Её всюду едва ли не за руку сопровождала мать, которая за неё решала, чего она хочет или не хочет, выйдет ли она сегодня на сцену, и так далее.
В гримерной мама придирчиво поправляла дочери прическу и грим, осматривала наряды, была её костюмером, секретарем и менеджером. Евгения Дмитриевна, имея в виду дочь, неизменно говорила «мы». У Тамары всегда была масса воздыхателей, которые красиво за ней ухаживали, но звезда балета и в этом вопросе постоянно оглядывалась на маму.
Тамара Туманова: личная жизнь
Избранником Тумановой стал сценарист и кинопродюсер Кейси Робинсон, который открыл ей двери в большой кинематограф. Ради русской красавицы он оставил семью, этого зятя одобрила мама девушки, но их брак едва ли можно было назвать счастливым. Хасидович по-прежнему ни на шаг не отходила от дочери, сопровождая её теперь еще и на съемочных площадках. После свадьбы Тамары женщина сообщила о знаменательном событии так: «Мы вышли замуж!».
К большому дому Робинсона, расположенному в Голливуде, был пристроен балетный зал, чтобы его супруга могла репетировать. Специально для избранницы он написал несколько сценариев к фильмам, называл её своей музой, но их брак все равно вскоре дал трещину. Балерина старалась грамотно распределить свое время между гастролями и съемками в фильмах, а для супруга в её плотном графике попросту не оставалось места. Через несколько лет их семейная жизнь окончательно разладилась, и Кейси предпочел вернуться к своей бывшей жене. Общих детей в браке не появилось.
Тамара Туманова: старость на двоих с мамой
В музыкальной картине «Сегодня мы поём» Тамара исполнила очень важную и волнительную для себя роль – она сыграла Анну Павлову. В середине 60-х годов уже неюная балерина стала музой самого Альфреда Хичкока, который пригласил её в свой шпионский триллер «Разорванный занавес». На экране она играла преимущественно танцовщиц, а для кинорежиссёров это было просто идеальным вариантом — Тумановой, как актрисе, не требовался дублёр, чтобы танцевать, при этом, сама балерина вполне справлялась и с актёрской игрой. Иногда она играла шпионок, иногда цыганских гадалок, а в годы войны даже предстала в образе партизанки.
Последний раз ведущую роль на большой сцене она получила в возрасте тридцати семи лет. Последней её работой в кино стала приключенческая лента «Частная жизнь Шерлока Холмса», в которой Тамара сыграла, когда ей было уже за пятьдесят лет. До своего полувекового юбилея она продолжала активно гастролировать с сольной программой, неизменно собирая аншлаги, а для себя и для друзей балерина танцевала до тех пор, пока вообще могла держаться на ногах. Без танца женщина попросту не видела жизни, что её, в конечном счете, и погубило.
Вторая половина XX-го века принесла маленькой семье Хасидович-Тумановых, которая всегда старалась держаться вместе, тяжелые испытания. Первым ушел отец балерины, после долгой борьбы с тяжелыми недугами, а после его смерти серьезно заболела мама. Женщина уже была не в силах, как раньше, всюду сопровождать дочь, во всем ей помогать и давать советы. Тамара перестала гастролировать и на долгие годы всю себя посвятила единственному человеку, который всегда был рядом с ней.
Так, в роскошном доме Тумановой на Беверли Хиллз жили несколько домашних питомцев и две пожилые женщины – мама и дочка, вместе встречая старость, которая у них также оказалась общей. Евгении Дмитриевны не стало осенью 1989-го года, она скончалась на 91-м году жизни. Для Тамары это стало настоящим потрясением, жизнь утратила всякий смыл, женщина впала в депрессию, стала тяжело болеть, у неё начали отказывать почки, и требовался регулярный гемодиализ. Балерина смогла прожить без мамы чуть менее семи лет, но до последних дней сумела сохранить свой необычайный шарм и грациозность.
Тамара Туманова: болезнь и смерть
В 1996-м году у Тамары на стопе появилась маленькая ранка, но которую она даже не обратила внимания, но ранка быстро воспалилась и переросла в гангрену. Когда балерину доставили в больницу, доктора сказали, что, если она хочет жить, то нужно срочно ампутировать ногу. Но Туманова ответила категорическим отказом, заявив, что она лучше умрет, чем лишится ноги. Отказавшись от операции, она долго не протянула.
Её близкий друг Юрий Зорич звонил Тамаре незадолго до её смерти, говорить она тогда уже не могла, но когда к её уху поднесли трубку, и женщина услышала знакомый голос, она разрыдалась. Позже мужчина рассказывал, что рядом с «Черной жемчужиной русского балета» в последние дни находилась лишь медсестра по имени Джоанна Каска, которая заботилась о Тумановой намного больше, чем её обязывала работа. По словам медсестры, через пару часов после того звонка, балерина открыла глаза, и словно кого-то искала взглядом. Тогда Джоанна сказала ей: «Успокойтесь, Тамара, Вы скоро встретитесь со своей мамой». После этого женщина действительно успокоилась, а через несколько минут сделала глубокий вздох и её не стало.
Все знакомые и друзья, вспоминая приму, почему-то говорят лишь об одном – какой красивой и величественной она оставалась, даже в последние дни своей жизни, будучи серьезно больной и слабой. Туманова и на смертном одре сохраняла необычайный шарм. Она ушла в 1996-м году, 29-го мая, в возрасте 77-ти лет в больнице города Санта-Моника, что в штате Калифорния. Незадолго до своей смерти балерина передала в качестве подарка Академии русского балета в Санкт-Петербурге многие свои сценические костюмы. По сей день в истории европейского и американского классического балета Тумановой отводят роль звезды первой величины, а в России, к сожалению, вспоминают о ней лишь от случая к случаю.