Андрей Боголюбский — один из основателей ордена Тамплиеров?

Есть версия, что отпрыск знатного княжеского рода Долгоруких Андрей Боголюбский и Великий магистр ордена рыцарей-храмовников Андре де Монбар – это один и тот же человек. На первый взгляд утверждение кажется абсурдным, поскольку ни официальные даты рождений и смертей этих известных исторических личностей не совпадают, ни довольно хорошо изученные жизнеописания. Но в своих рассуждениях давайте оттолкнемся от того, что история, по мнению самих ученых, точной наукой не является. Возможно даже невозможное.

Фото:i.pinimg.com

Загадочный князь

Что нам известно об этом русском князе, жившем в XII столетии? В учебниках написано, что он приходился сыном Юрию Долгорукову от первого брака с половецкой княжной. Главным итогом его жизни считается усиление могущества Владимирского княжества, на основе которого впоследствии было создано современное российское государство.

Однако, при внимательном изучении архивных документом неожиданно выясняется, что в официальной биографии много белых пятен и странностей. Во-первых, до сих пор неизвестна точная дата рождения, обозначенная в справочниках «около 1111 года». Именно этот год встречается в работах русского историка XVII века Василия Татищева. По мнению исследователей, он взят для удобства, как точка отсчета, и к реальности никакого отношения не имеет.

Во-вторых, нет никаких сведений об Андрее Боголюбском, как минимум, до 1149 года, то есть, почти 40 лет жизни он где-то пропадал, и вдруг объявился, как бы ниоткуда. Согласно летописным источникам, примерно в 1149-м княжеский отпрыск начинает службу в армии своего отца. В сражении у Переславля показывает себя опытным полководцем, владеющим эксклюзивными тактическими приемами ведения боя. В частности, он имитировал отступление, отправляя в тыл отдельные подразделения, чего на Руси еще не видывали. Противник попался на эту уловку и, стремясь добить отступающего врага, был наголову разбит. В следующем сражении под Луцком демонстрирует чудеса личной храбрости и отменные военные навыки владения копьём и мечом. Откуда взялся военный опыт и умения?

Следующее появление Боголюбского в летописях датировано 1156 годом, когда он, якобы, начинает строить Москву. Год спустя умирает Юрий Долгорукий и в ходе вступления в наследство Андрею достается Ростов, Суздаль и Владимир, который он делает столицей своего княжества.

Рыцарь-монах при Гробе господнем

Возникает логичный вопрос, а где пропадал великий князь целую вечность? Ответ на него дает одно из старообрядческих рукописных «Житие». Автор указывает, что почти четверть века с младых ногтей до глубокой зрелости он провел на Святой земле, служа рыцарем-монахом девы Марии-Богородицы в Иерусалиме.

Андрей Боголюбский. Фото:i-korzhev.ru

Из летописей также известно, что Андрей состоял в близкородственных связях с членами сразу нескольких правящих европейских династий. В частности, его прадедом был ромейский император Константин, а по другой линии король Болдуин I Иерусалимский был женат на внучке французской королевы Анны, которая приходилась дочерью Ярославу Мудрому. Боголюбский был блестяще образован и свободно говорил на шести иностранных языках.

Если принять во внимание, что несколько десятилетий его не было на Руси, следовательно, можно допустить активное участие в европейской жизни, включая служение у Гроба господня. Это подтверждается тем, что именно Андрей рекрутировал восточнославянских воинов из знатных семей для очередного Крестового похода, в который он пошел вместе с французским монархом Людовиком VII, германским императором Конрадом III и его племянником Фридрихом I Барбаросса.

Известный специалист по Крестовым походом немецкий историк XIX века Бернгард фон Куглер в своей книге упоминает некого знатного тамплиера — брата Андре, родом из Восточной Европы. «Андре» — это французская форма мужского имени «Андрей».

Увидев воочию все недостатки раздробленности христианского западного мира и, как следствие, его слабость перед арабскими странами, Боголюбский решает прекратить междоусобицы и феодальную раздробленность на родной земле. Он уехал из отцовского дома подростком, а вернулся зрелым мужчиной с богатым военным опытом, европейским образованием и совершенно иным представлением о государственном строительстве.

Нет ничего удивительного в том, что, заняв великокняжеский престол, он ввел строгую западноевропейскую структуру иерархических отношений, известную, как «вассалитет», а на свой родовой герб поместил идущего льва, как это сделали все монархи, участвовавшие в Крестовых походах. Царь зверей, потеснивший традиционного орла, олицетворял силу, мужество и великодушие. У города Владимира и сегодня тот самый герб XII столетия.

Рыцарь-храмовник де Монбар

Какое отношение к Андрею Боголюбскому имеет пятый Великий магистр рыцарей-храмовников Андре де Монбар? С первого взгляда – никакого. Принято считать, что орден основали девять рыцарей-монахов в 1119-м, которые сопровождали и защищали паломников, которые шли поклониться Гробу господню. Первоначально свой «офис» они разместили в юго-восточном крыле иерусалимского храма, откуда и пошло название «храмовники». На французском это слово звучит, как «тамплиеры».

Кадр из фильма. Фото:/avatars.mds.yandex.net

В общеизвестной истории есть один мелкий нюанс, на который, как правило, не обращают внимание. Из сохранившихся бумаг известно, что первых адептов благословлял не Папа Римский, а константинопольский патриарх. Другими словами, они были не католиками, а восточными христианами. Много лет спустя, когда интересы «храмовников» вышли далеко за пределы Иерусалима и добрались до Европы, в ордене появились филиалы иной западноевропейской веры.

Андре де Монбар входил в число девяти первооснователей ордена Храма и по этому праву в период 1153-1156 гг. был его пятым по счету Великим магистром. Википедия уверяет, что он родился в 1103 году в родовом замке в Бургундии. Больше никакой информации о родителях, а также о многочисленных братьях и сестрах нет. Первые противоречивые сведения появляются только в 1120-м, когда Андре привозит во Францию письмо от короля Иерусалима с просьбой о помощи в организации второго Крестового похода. В 1148-м он вновь появляется в Европе с целью сбора денег и набора рыцарей для сопровождения очередной партии паломников.

В 1149…1153 годах де Монбара нет в европейской истории, зато в русских летописях появляется Андрей Боголюбский, возвратившийся из Святой земли. Он по-быстрому решает отцовские проблемы, связанные с борьбой за Киевский престол, забирает казну, верных дружинников и исчезает в неизвестном направлении.

В 1153-м для захвата Аскалона на средиземноморском побережье современного Израиля пребывают тамплиеры, возглавляемые «магистром №4» Бернаром Трембле, который погибает в ходе одного из сражений. Своим предводителем рыцари выбирают Андре де Монбара. Он добровольно складывает полномочия в 1156-м и удаляется, по мнению Википедии, в аббатство Клерво, где сразу и умирает. В этом же году на Руси вновь возникает Боголюбский. Юрий Долгорукий находится при смерти, а Андрей фактически является старшим из сыновей.

Интересные совпадения

Можно заметить, как удивительно во времени переплетаются события, происходившие в разных частях Света и с совершенно разными, на первый взгляд, людьми. Также интересно узнать, что своим небесным покровителем тамплиеры считали деву Марию-Богородицу, к которой обращались своими молитвами перед сражениями. В впоследствии этот факт им поставили в вину.

А.Боголюбский с иконой Богоматери. Открытка И.Белибина. Фото:upload.wikimedia.org

Андрей Боголюбский так же не молился Иисусу Христу, и носил на теле образ Богородицы, привезенный со Святой земли. Он учредил два церковных праздника: Медовый Спас и Покрова пресвятой Богородицы, которые отмечаются верующими и в наши дни.

И, наконец, на рыцарском гербе де Монбара, который хорошо известен исследователям, на лазурном поле спинами друг к другу расположены две рыбины. Любопытно, что по сведениям историков родовой герб Боголюбского содержит идентичное изображение.

Читайте нас в: