Так кто же основал Москву: Юрий Долгорукий, Вещий Олег или сын Батыя?

Согласно официальной истории основателем Москвы является ростово-суздальский князь Юрий «Долгорукий», что косвенно подтверждено в Ипатьевской летописи. Правда, в ней содержится лишь одно краткое словосочетание, обращенное к новгород-северскому князю Святославу Олеговичу «Приезжай, брат, на Москву». Фраза якобы была произнесена в 1147-м. Эта дата настолько прочно закрепилась в нашем сознании, что никому в голову не придет усомниться в ее истинности.

Основатель Москвы Олег 880 год. Фото: numisbids.com

На самом деле она утверждена «величайшим повелением» Николая I, а в советской истории окончательно укоренилась только в 1947-м на основании личного распоряжения И. Сталина. А вот при Екатерине II считали, что Москву основал Вещий Олег в 880 году. И к 900-летию знаменательной даты даже выпустили памятную медаль.

Согласно исследованию П. Хавского «О Великих князьях, современниках Москвы», изданного в 1851-м, «…Великий князь Юрий «Долгорукий», путешествуя во Владимир из Киева, первым обновил Москву, которая запустела после основания князем Олегом, и повелел впредь называть ее старым именем». Свои выводы автор сделал на основании дворянского Гербовника князей Долгоруких, а также сохранившихся рукописных преданий. В одном из них подтверждалось, что Олег пришел на землю, окруженную реками Яузой, Неглинной и Москвой, и повелел заложить там город, править которым должен был его некий близкий родственник.

Предыстория

Получается, в XVIII веке знали то, о чем сегодня мы даже не догадываемся. Заподозрить Екатерину II в умышленном удлинении истории современной российской столицы весьма сложно, поскольку она крайне негативно относилась к местной московской знати и всячески уменьшала значение города в пользу Санкт-Петербурга. Но почему эта дата не прижилась, хотя первые серьезные дискуссии начались еще в 1837-м, задолго до начала подготовки к празднованию 700-летнего юбилея?

Юрий Долгорукий. Фото: argumenti.ru

В 1837-м во время работ по закладке храма Христа спасителя были обнаружены старинные монеты, относящиеся к концу IX столетия. Находки свидетельствовали о развитой торговле в поселении, которое некогда располагалось в этих местах. Многие видные русские историки призвали научный мир пересмотреть дату основания Москвы, а также выступили против того, чтобы считать ее основателем Юрия «Долгорукого». В обосновании своей позиции они приводили весомые аргументы, которые были восприняты неоднозначно. Мнения ученых разделились.

Их можно понять, поскольку все рукописные источники, доступные для изучения, были созданы спустя многие столетия после описываемых событий. В частности, Ипатьевская летопись датируется XV веком, а Тверская – XVI. Кроме, 880-го они отсылают к 1117-му, 1140-му, 1147-му и к 1156-му годам. И в каждом случае приводятся свои весьма убедительные обоснования.

В спор ученых вмешался император Николай I, который сослался на «Историю государства российского» Н. Карамзина, Ипатьевскую летопись и окончательно утвердил дату — 1147 год. Точке зрения российского самодержца никто возражать не посмел и ожесточенные споры в узком кругу специалистов постепенно затихли.

Следующий 800-летний юбилей пышно отмечали в сентябре 1947-го. Некоторые историки вновь попытались оспорить эту  дату, но «гордиев узел» разрубил лично И. Сталин. Официальная дата окончательно и бесповоротно вошла в школьные учебники, и была многократно подтверждена научными трудами советских ученых. С тех пор ее никто и никогда сомнениям не подвергал.

Факты — вещь упрямая

Археологические изыскания на территории столицы ведутся постоянно. Найденные артефакты, датированные учеными IX веком, способствуют продолжению дискуссии о реальном возрасте города. К этому временному периоду относятся и постройки, обнаруженные в историческом слое неподалеку от Красной площади. Неопровержимые факты вынуждают признать, что Москва лет на триста старше, чем сегодня принято считать.

Москва в IX веке. Фото: avatars.mds.yandex.net

Основная проблема кроется в определении точки отсчета. Что изначально считать «Москвой» — первый сруба дома, первое поселение или первый город со стенами, башнями, княжеским двором и церковью? Может оттолкнуться от даты, когда он стал административным центром Московского княжества?

Множество возможных вариантов порождает самые разнообразные версии происхождения столицы. Каждый исследователь в меру своих взглядов считает возможным выхватить отдельный период истории и подогнать под некую дату и персоналии. Так по одной из версий во времена, когда Юрий «Долгорукий» еще не родился, на высоком Боровицком холме в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы находилось крупное поселение, известное под названием «Кучково». Все окрестные земли принадлежали знатному и богатому суздальскому боярскому роду.

Однажды в поселение заехал Юрий «Долгорукий» с дружиной. Боярин Степан Кучка был гордым и независимым, поэтому не оказал великому князю подобающего приема: отказал в размещении «в палатах», сославшись на нехватку места. Потом и вовсе заявил, что не обязан кланяться каждому беженцу из ростово-суздальских земель, поскольку считает себя равным им.

За выказанное непочтение он был казнен, а плодородные земли «конфискованы». При этом Долгорукий оставил в живых его детей: дочь Улиту, ставшую впоследствии женой Андрея Боголюбского, и сыновей Якима и Петра, которые перешли к нему в услужение. В Тверской летописи записано, что князь оценил выгодное территориальное расположение богатого поселка и повелел на этом месте заложить «деревянный град». Летописец уверяет, что активное строительство началось только в 1156-м, а Юрий Владимирович скончался в 1157-м. Следовательно, вопросами градостроения занимались его наследники и, в частности, Андрей Боголюбский.

Они возвели укрепления, обнесли городок деревянной стеной, а также построили княжий двор и некоторые другие здания. Судя по результатам археологических раскопок, крепостное сооружение располагалось в юго-западном углу современного Кремля. Впоследствии Кучково было переименовано в Москву, якобы по названию Москвы-реки. Точное происхождение топонима неизвестно, поэтому трактуется весьма широко и разнообразно: от Мосоха (внук библейского Ноя) и татарских мечетей до болот и медведей.

Между тем, как раз у этой легенды есть сразу несколько подтверждений. В одной из летописей написано, что Андрея Боголюбского убили братья Яким и Петр Кучковичи, которые якобы отомстили ему за смерть отца. Другой средневековый источник называет земли в районе современной Лубянской площади «кучковым полем», а в третьем вообще встречается полная конкретика «…до Кучково, то есть, до Москвы…».

Альтернативная версия

Сегодня подтверждения находит и альтернативная историческая версия, согласно которой Москву в 1272 году основал ордынский хан Менгу-Тимур. Он приходился сыном Бату-хану, больше известного, как «хан Батый», и, соответственно, праправнуком самому Чингисхану. В первом приближении данная точка зрения выглядит абсурдной, но при более глубоком погружении в тему можно найти рациональное зерно.

Золотая Орда. Фото: zen.yandex.ru

В качестве обоснования своей позиции ее сторонники приводят один весомый довод: если бы Москва, как поселение, действительно существовала с 1147 года или даже ранее, то на ее территории непременно должен был находиться православный храм. Однако, Церкви не известно ни одно культовое сооружение, которое существовало бы на землях современной Московской области до 1272 года.

Более того, чингизиды — прямые потомки Чингисхана, — которые, по сути, владели этими территориями в тот исторический период, в 1237-1238 и 1254-1259 годах проводили своеобразную «инвентаризацию владений». В этих «описях» поселение под названием «Москва» не значится. Следовательно, его попросту не существовало.

Версия действительно выглядит логичной, однако, с небольшими, но важными оговорками. В «татаро-монгольских списках» нет ни Москвы, ни Кучково потому, что они содержат лишь сведения о главных городах каждого из многочисленных княжеств. Будущий российский мегаполис в это время был заштатным поселением без административного статуса, поэтому остался неучтенным.

Что же касается церквей, то их действительно начали строить только в конце XIII века.

В 1267-м хан Менгу-Тимур впервые привез из Орды «охранный ярлык», наделяющий православную церковь на Руси особым статусом, который позволял никому не платит дань, никому не подчиняться. Церковная собственность отныне становилась неприкосновенной. После этого процессы распространения православия пошли гораздо быстрее.

По всей Московии начался настоящий строительный бум: повсеместно осваивались земли, возводились храмы и монастыри. Постепенно захудалый поселок Москва превратился в процветающий город и вскоре стал настоящим столичным центром. Получается, что для распространения православия и становления будущей империи ордынский хан сделал намного больше, чем ростово-суздальский князь, и при этом оба не являлись основателями Москвы. Она существовала задолго до их появления на белом свете.

Читайте нас в: