Как Иван Грозный «понарошку» отрёкся от престола

Смысл того, что произошло в Русском царстве в 1575 году, не был понятен современникам и не разгадан историками до настоящего времени. Царь Иоанн Васильевич, по-европейски Иоанн IV, вошедший в историю и народные предания как Иван Грозный, отрёкся от престола. И удалился из Кремля, правда, недалеко, на Петровку. И повелел называть себя великим князем Иваном Московским, без прибавления титула «Иван Божьей милостью государь всея Руси, Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский и иных».

Самый ранний портрет Ивана Грозного, конец XVI — начало XVII века. Фото:artchive.ru

А на русский трон взошёл тот, кого меньше всего можно было бы на нём себе представить, хоть в ту пору, хоть сейчас: потомок Чингисхана, хан Саин-Булат, после православного крещения (за два года до описываемых событий) ставший Симеоном Бекбулатовичем. И крестился, и взошёл на трон Бекбулатович не по своей воле, а по повелению всё того же Ивана Грозного. Правда, именовать новоявленного монарха царём Грозный всё же не решился, присвоив ему титул «Великого князя Всея Руси». Но все атрибуты царской власти — «шапку Мономаха», скипетр, державу Бекбулатович получил, как сказали бы сейчас, «в личное пользование».

Симеон Бекбулатович. Фото:gumilev-center.ru

Симеон Бекбулатович, как отмечали современники, от природы был неглуп и роль «потешного государя» играл исправно. Издавал указы, жаловал имения, назначал и увольнял, отправлял грозные ноты неспокойным соседям Руси — литовцам, полякам, шведам. В том, что это именно игра, никто из окружения Бекбулатовича не сомневался. Его указы не исполнялись, письма к иностранным монархам не отправлялись, а по всем мало-мальски важным вопросам придворные и военачальники обращались к «настоящему» царю. Сам же Иван Грозный смиренно играл роль «второго лица». В письмах на имя «государя» уничижительно, как велел протокол того времени, именовал себя «холопом Ивашкой», ездил по Москве в простой повозке, а присутствуя при дворе, садился в общий ряд с другими боярами.

Длилось это «потешное царствование» недолго, через 11 месяцев Грозный освободил Симеона Бекбулатовича от «обязанностей царя», и, видимо, в награду за хорошо сыгранную роль присвоил ему титул великого князя Тверского, который до этого принадлежал ему самому. А вся эта история с царскими «ролевыми играми» так и осталась исторической загадкой. Ни одна из предлагаемых историками версий не нашла подтверждения, поэтому принято объяснять отречение Ивана Грозного «игрой разума», проще говоря, сумасбродством.

Владимир Царан

Читайте нас в: