Почему ликвидировали актрису Зою Фёдорову Часть 1
В середине декабря 1981-го в собственной квартире дома по Кутузовскому проспекту было обнаружено бездыханное тело яркой характерной актрисы Зои Федоровой. Она была убита выстрелом в упор. Вещи и ценности остались нетронутыми. Следствие по делу велось в течение трех лет, но ни одна из версий не подтвердилась. Материалы списали в архив. Прошли годы. И только в наши дни выяснилось, что уже, будучи в преклонном возрасте, она попросила разрешение на эмиграцию в США, где проживала ее единственная дочь. Однако, Фёдорова была носителем тайны, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не должна была покинуть территорию СССР.
Помимо неё, этой информацией владел еще один человек – бывший руководитель 4-го (диверсионного) Управления НКВД генерал П.Судоплатов. Именно он под давлением объективных обстоятельств, изложенных в первой части статьи, был вынужден разгласить сведения, составлявшие один из самых строгих государственных секретов. Предполагал он, что его коллеги из КГБ, поступят в отношении престарелой актрисы так, как они поступили – вряд ли. Что же такого рассказал генерал госбезопасности?
Жизнь и судьба Зои Фёдоровой
В декабре 1907-го в семье питерского рабочего-металлиста Алексея Федорова родилась дочь, которую назвали Зоей. В партии большевиков он сделал головокружительную карьеру и уже в 1918-м получил пост «главного паспортиста» Кремля и семья переехала в Москву, и поселилась в относительно небольшой, но уютной квартире.
Напомним, что на заре Советской власти первые «красные наркомы» дружно жили в довольно скромных «кремлевских палатах». Исключительно исходя из возможностей обеспечения безопасности их самих и членов семей. Народа было много, поэтому для учета и требовался специальный работник паспортного стола.
Как, наверное, многие симпатичные девчонки, Зоя мечтала стать артисткой, хотя, отец этого занятия категорически не одобрял. В 1927-м на одной из вечеринок молодая девушка познакомилась с британским подданным — красавцем Кириллом Прове. Моментально вспыхнули трепетные чувства, которые столь же быстро погасили бдительные сотрудники ЧК. Молодого человека за «антисоветскую деятельность» арестовали и выслали из страны, а с девушкой – провели «разъяснительную беседу».
В конечном итоге в 1929-м она поступила и успешно окончила в 1934-м училище при Театре Революции. Еще во время учебы получила приглашение сниматься в кино, а потом новые роли сыпались, как из рога изобилия. Первая всесоюзная известность пришла в 1935-м после выхода на экраны фильма «Подруги», в котором Федорова сыграла одну из главных героинь – Зою. Годом раньше она вышла замуж за оператора В.Рапопорта, с которым вместе работала на нескольких картинах. Брак был недолгим.
В 1938-м арестовали отца. Как «старый большевик», он позволял себе прилюдно давать оценочные суждения в отношении действий руководства страны, не подбирая слов и не стесняясь в выражениях. За это и поплатился. Популярность Федоровой к этому моменту уже достигла апогея. Она орденоносец и дважды лауреат Сталинской премии. Поэтому прямое обращение к всесильному Л.Берия выглядит вполне естественно. Отца выпустили только осенью 1941-го. Его здоровье было сильно подорвано, а на одной руке недоставало пальцев. Вскоре он скончался.
В годы войны Зоя в составе различных агитбригад выступает на передовой. В январе 1945-го на одном из приемов в Москве знакомится с членом американской дипмиссии Джексоном Тэйтом, а ровно через год рожает девочку, которой дает имя Виктория. К сожалению, отец не видел своего ребенка, поскольку в конце 1945-го его в числе многих других представителей военной и дипломатической миссии выслали из страны.
В декабре 1946-го актрису неожиданно арестовывают. Выдвигают по тем временам стандартные обвинения в создании антисоветской подпольной группы, враждебной агитации, подготовке террористических актов и сотрудничестве с иностранной разведкой. Приговор – 25 лет. Обращение к Л.Берия остается без ответа.
Пройдя через систему ГУЛАГ, Федорова выходит на свободу в начале 1955-го и практически сразу получает приглашение сниматься в фильме Надежды Кошеверовой «Медовый месяц», который впоследствии получил признание широкой зрительской аудитории. Актрису вспомнили, и былая популярность стала постепенно возвращаться. Ее последней эпизодической ролью в кино стала «консьержка в общежитии» оскароносной ленты «Москва слезам не верит», вышедшей в прокат зимой 1979-го.
В сентябре 1973-го неожиданно из-за океана приходит письмо Джексона Тэйта. Он болен и слишком стар, чтобы приехать в СССР, поэтому готов оплатить расходы на посещение Америки для Зои и их дочери. Виктория эмигрирует в 1974-м, а спустя два года разрешение на поездку получает и Зоя Алексеевна. Она недолго гостит и возвращается на родину.
Летом 1978-го Д. Тэйт умирает. Еще дважды после этого Федорова приезжала к дочери, и каждый раз уезжала обратно в СССР. В 1981-м ей было уже 74. От работы в кино она отказалась еще год назад, решив завершить свою карьеру на высокой ноте. Близких друзей не было, а доживать жизнь в одиночестве не хотелось. Она уступила уговорам Виктории и подала прошение на эмиграцию.
Практически сразу после этого ее убили в собственной квартире, в которую она никогда никого из посторонних не впускала. Даже хорошо знакомые люди были вынуждены подолгу стоять перед дверью и отвечать на вопросы сверх осторожной хозяйки, пока та проверяла их личности.
Агент НКВД с особой миссией
О сотрудничестве З.Фёдоровой с НКВД официально неизвестно ровным счетом ничего. Однако, об этом периоде ее жизни известно из сторонних исследований, одним из которых была организация советскими спецслужбами покушений на А.Гитлера. Не секрет, что для этой цели 4-е Управление П.Судоплатова подготовило, забросило в Германию и оставило на оккупированной территории сразу несколько диверсионных групп.
Спустя много лет после окончания войны, например, рассекретили архивы по киевскому «Динамо» 1940-х годов, игрокам которого поручили провести столь важную и сложную миссию. Фюрер всегда ездил в открытой машине. Это учли. Диверсантов поселили в квартиры домов, расположенных вдоль Крещатика в Киеве, окна и балконы которых выходили на улицу. По замыслу организаторов, они должны были забросать кортеж гранатами. Группу выдал предатель. Всех расстреляли. Поэтому знаменитый «матч смерти», о котором даже сегодня снимают художественные фильмы, это всего лишь красивая легенда.
Люди с похожим заданием были оставлены в Москве. Главарь Третьего рейха неоднократно заявлял о том, что первый партийный съезд после победоносного завершения войны состоится в Большом театре Москвы. Здание, как известно из рассказов В. Озерецковского, основательно заминировали. Акцию возмездия поручили троим: оперному певцу В.Нардову (Книпперу); дирижеру Л.Книпперу и актрисе З.Федоровой.
Первые двое могли непосредственно присутствовать в зале и ублажать нацистскую верхушку своим искусством. Улучив подходящий момент, они должны были совершить запланированные действия, пожертвовав собой. Вероятность максимального приближения к Гитлеру была очень высокой, поскольку их племянница и сестра – Ольга Чехова – в те годы являлась популярной немецкой актрисой, которую обожали весь рейх. Она была завсегдатаем роскошных светских приемов, проводимых в Берлине, и неоднократно удостаивалась личных аудиенций самых влиятельных лиц Германии.
Какова же в этом деле роль Федоровой, которая, как известно, театральной актрисой не была, и рассчитывать на рандеву с Гитлером не могла даже гипотетически? На самом деле в этой группе именно ей поручили роль основного исполнителя диверсии. В квартиру агента вывели провода той самой электрической цепи, замкнув которую она дистанционно взорвала бы заряды, заложенные под Большим театром, а может быть где-то еще.
Об истинном предназначении «кнопки» (тумблера, выключателя или некого иного приспособления), а также о количестве объектов, которые могли либо должны были «взлететь на воздух», знала только она сама и Павел Судоплатов. Столицу защитили, но «адская машина» в квартире Зои Федоровой осталась. Сколько подобных устройств и квартир было в Москве в 1941-м, мы никогда не узнаем, равно, как и о числе обезвреженных механизмов.
Когда «комитетчики» в 1981-м нашли непонятные провода под Госпланом, то пошли на поклон к опальному генералу, который рассказал о том, где нужно искать оконечное взрывное устройство и кто еще знает о его существовании. Сама Федорова спустя прошедшие десятилетия, возможно, и думать забыла о секретной миссии, которую даже не пришлось выполнять, но увезти такую тайну за океан ей позволить не могли.
Что непосредственно касается самого Большого театра, то взрывчатку, заложенную в его основании саперами ОМСБОН, обезвредили только в 2005-м. Для этой цели под видом масштабной реконструкции пришлось провести колоссальный объем работ, потратить несколько лет и неведомое количество денег. И это было вынужденной мерой.
Вспомнить не всё
В 2005-м на месте снесенного здания гостиницы «Москва» стали сооружать котлован под новое строительство. Механизмы последовательно вбивали в землю бетонные сваи, одна из которых неожиданно резко ушла вниз. Рабочие полезли смотреть и вместо сокровищ в открывшейся полости обнаружили аккуратные ящики, сложенные в штабеля. Поскольку действие происходило в непосредственной близости от Государственной Думы и Кремля, то на место оперативно прибыли сотрудники всех специальных ведомств.
В конечном итоге из тайного хранилища извлекли 1.160кг тротила. Этого количества хватило бы, чтобы перемешать с землей всё, что находилось на поверхности в радиусе полукилометра, а также полностью уничтожить близлежащие тоннели метрополитена. Счет невинных жертв мог идти в тысячах загубленных и покалеченных жизней.
Власти заявили, что находка времен 1940-х годов никакой опасности не представляет, поскольку детонаторы были сняты. Сама взрывчатка утратила большую часть своих первоначальных физических свойств. Ее вывезли на полигон Алабино и уничтожили. Причин для беспокойства нет.
Интересно, о чём еще забыл вспомнить Павел Судоплатов?