В Гродненской области в 13км от Слонима расположена небольшая деревушка Сынковичи, которая есть далеко не на всех на автомобильных картах. В новом тысячелетии она, как бы переживает второе рождение, благодаря исцеляющим свойствам иконы Божьей Матери «Всецарицы», которая находится в старинной церкви Святого Михаила, за долгие века своего существования успевшей побывать и православным, и католическим, и униатским храмом.
Местная легенда рассказывает, что строительством этого здания руководили два мастера: сын и отец. Когда стены были возведены, и шла работа над фронтоном, то произошла трагедия — молодой зодчий сорвался с лесов и погиб. Отец решил увековечить его память и разместил над центральным входом символическое подобие гроба, которое своим наличием поражает туристов. По одной из версий, легенда объясняет истоки названия деревни, поскольку некоторые исследователи считают, что изначально возводили не культовое сооружение, а крепость, вокруг которой впоследствии возникло поселение.
У этой гипотезы есть несколько косвенных подтверждений. Во-первых, здание стоит на искусственном холме, а во-вторых – окружено некогда непреодолимой естественной водной преградой, которая играла роль крепостного рва. Согласитесь, что это несколько необычно для храмов.
Дата постройки неизвестна
Точная дата возведения архитектурного чуда в Сынковичах неизвестна. Применительно к уже озвученной версии, некоторые исследователи предполагают, что мы имеем дело с прусским замком XIV века, который был перестроен в начале XV столетия. В Белорусской православной епархии утверждают, что храм нужно датировать первой половиной XVI века.
В 1880–81гг. под надзором протоиерея Евстафия Михайловского, служившего в храме в период 1872…1903гг, меняли кровлю, строили притвор, возводили купол над апсидой и разбирали над центральной частью. В 1891 году основали рядом двухъярусную четырёхгранную колокольню. В ходе обширного капитального ремонта на стенах в разных местах были обнаружены древние надписи, датированные XII…XV столетиями. Внутри справа от входа на западной стене на латыни написано: «Лета Господня 1347. Ольгерд, убивая одних и обвиняя других, ты унижаешь государство».
Надпись на южной стене, как бы дискутирует с первой: «Ольгерд славен дома и на войне. Он наделен силой меча, умом и богатством. Год 1352». Сомневаться в их подлинности не приходится. Но, если мы решили, что храм в Сынковичах был построен или перестроен в XV…XVI веках, то кто с кем полемизировал о князе Ольгерде, жившем в XIV столетии?
Если подойти к временному вопросу беспристрастно, то нужно констатировать, что на территории современной Беларуси крестово-купольные постройки существовали еще до XIII столетия. Впоследствии они обрели новые черты, которые были обусловлены веяниями ренессанса и западноевропейской готики. В силу известных исторических причин культовые сооружения фактически становились небольшими крепостями: появлялись башни с узкими бойницами, и наращивалась толщина стен. Церковь Святого Михаила, как раз и является таким архитектурным шедевром, в котором все перечисленное выше воплотилось в гармоничный ансамбль.
Если так, то церковь-крепость в Сынковичах была построена в Великом Княжестве Литовском одной из первых. Это базилика с тремя нефами и четырьмя столпами, сверху напоминающая перекошенный прямоугольник. Полутораметровые массивные стены, башни, помещения с бойницами под крышей действительно придают ей облик небольшого замка.
Все нефы одинаковы по высоте и перекрыты крестообразными сводами с нервюрами (ребрами жесткости). В одной из апсид (полукруглой пристройке) использован сложный готический свод в виде многогранной звезды. Впечатление целостности усиливает оригинальный аркатурный пояс (непрерывный ряд декоративных арок на фасаде), который, «стягивает» все апсиды, подобно металлическому обручу, визуально объединяя их между собой и башнями. Этот пояс гармонично сочетается с аркатурой машикулей (навесных бойниц), опоясывающей западный, северный и южный фасады. Ритмическое созвучие поясов рождает сложную архитектурную мелодию.
Мощным крещендо в каменном хорале звучит аккорд ренессансного фасада, оформленного с виртуозной изобретательностью: ниши разных очертаний и размеров расчленяют его на несколько ярусов. Их плоскости ранее белили известью, что в совокупности с кладкой из красного кирпича создавало мажорный колорит.
Как вы правильно понимаете, архитектурное решение церкви в Сынковичах уникальное и не имеет ни равных, ни похожих, ни даже подобных себе. Эксклюзивность усиливает и необычная история.
Православие, униатство, католицизм
После Брестской церковной унии 1596 года изначально православный храм отошёл к униатам, после запрещения которых (в 1839 году) вновь вернулся к истокам. По итогам Первой мировой войны эта территория оказалась в составе Польши. Католические богослужения шли в церкви вплоть до 1915 года, когда она вновь перешла к униатам и стала самым активным греко-католическим приходом, который находился под опекой миссии иезуитов восточного обряда из Альбертина (пригорода Слонима).
Здание отошло к православной церкви после присоединения земель Западной Белоруссии к СССР и использовалось по прямому предназначению до 1959 года. Потом в нем было овощехранилище, практически разрушившее иконостас, и только после развала СССР вернулся православный приход.
Источник чудес древнего храма
Главной достопримечательностью церкви в Сынковичах считается икона XVII века Божией Матери «Всецарицы» (по-гречески «Пантанасса»), которая была написана монахами Ватопедского монастыря с горы Афон. Если стать лицом к алтарю, то образ находится у левой колонны. На нем изображена Богоматерь в багряных одеяниях, восседающая на Престоле, с младенцем на коленях. В левой руке он держит свиток, а правой — благословляет человечество. Нереальное количество золотых и серебряных украшений – это дары людей, которым икона действительно принесла исцеление. Заметьте, речь ведь идет о наших современниках.
Акафист перед иконой читают в первую пятницу и дополнительно по многочисленным просьбам прихожан в третью субботу месяца. Во время молитвы люди испытывают некую невероятную благодать и получают облегчение душевное и телесное, но храм переполнен ежедневно.
Документально подтвержден случай, когда одна из жительниц Минска обратилась к «Всецарице» с просьбой об исцелении матери, которая фактически находилась на смертном одре, то есть, много дней лежала, не приходя в сознание. Врачи оказались бессильны, и шансов на выздоровление не было никаких. Чудо случилось, когда женщина возвратилась домой, и увидела «умирающую» мать, сидящей на кухне и пьющей чай.
Вот вам и деревня Сынковичи, которой нет на многих автомобильных картах.