В феврале 1923 года все центральные газеты Страны Советов напечатали материал, рассказывающий о шокирующем преступлении, совершенном бандой «Черный ворон» в провинциальном Гомеле. Под покровом ночи они ворвались в один из домов в районе, так называемой, «Спасовой слободы», подвергли его обитателей жестоким пыткам и требовали указать на место нахождения сокрытых сокровищ староверов. На шум и истошные крики сбежались соседи, что спасло жизнь невинным жертвам преступников, которые вынуждены были ретироваться, ничего не узнав.
Возникает целый ряд закономерных вопросов – откуда в Гомеле ценности староверов, причем такие, что для их поиска бандиты не щадили ни стариков, ни детей? Быть может, это одна из городских легенд? Или это было обычное разбойное нападение, характерное для того смутного времени, и злоумышленники были бы рады любой добыче? А если это правда, то где эти несметные богатства находятся сейчас? Наш читатель узнает все ответы первым.
Старообрядческая столица Руси
В двух десятках километров от областного центра находится ничем не примечательный городок Ветка, в котором сегодня проживает немногим более 8тыс. жителей. Никому и в голову не придет, что в XVII-XVIII веках это была самая настоящая старообрядческая столица Руси, численность населения которой превышала 40тыс. человек. В Москве того времени насчитывалось лишь втрое больше. Чтобы во всем разобраться, окунемся вглубь веков.
В 1653 году патриарх Никон начал реформу русской православной церкви под предлогом приведения канонов к греческому образцу. Фактически, речь шла о конфискации монастырских земель и иного имущества в пользу государства. Нововведения, среди которых, в частности, была замена крестного знамения двумя перстами (пальцами) на современное трехперстное, вызвали резкое недовольство приверженцев старых обрядов, сложившихся в XIV-XVI веках. Бунт был жестоко подавлен. «Старообрядцев» массово казнили, поэтому многие из них решили искать спасение в близлежащей Речи Посполитой, к которой тогда относилась территория Гомельской области.
Если верить легенде, то сплавляясь по реке Сож, которая берет начало в 12км от Смоленска, беглецы бросили в воду ветку вербы, олицетворявшей вход Иисуса в Иерусалим («Вербное воскресенье»). Они решили, что проведение должно указать благодатное место для будущего поселения. Там, где растение пристало к берегу, староверы и основали город, дав ему одноименное название «Ветка», а главную площадь в дань памяти о прошлом нарекли «Красной», как в Москве.
Здесь следует понять одну важную вещь – среди раскольников не было бездельников и пьяниц, поскольку это было противно их вере. Среди бежавших были зажиточные и предприимчивые люди, трудолюбивые ремесленники и крестьяне, которых новая власть приняла с распростертыми объятьями, разрешив строить храмы и заниматься ремеслами. Главное, чтобы платили налоги. Весть об этом быстро разнеслась по окрестностям, и сюда начался массовый исход единоверцев со всей Руси.
К середине XVIII века вокруг Гомеля насчитывалось порядка 14 старообрядческих монастырей, которые год из года приумножали свои богатства за счет торговли и щедрых подношений прихожан, среди которых были представители известных династий – Рябушинские, Гучковы, Морозовы…. Это дает нам право предположить, что слухи о несметных богатствах не вымысел?
О чем говорят архивы
Материалы, которые находятся в национальном архиве, подтверждают, что и в XIX веке Ветка была одним из самых процветающих регионов не только Могилевской губернии, но и всей Российской империи. В ней проживали богатые купцы, торговавшие зерном, скотом, лесом и даже бобровыми шкурами. Отдельная статья доходов, приносившая до 800 рублей прибыли в год, была связана с продажей яблок.
Самый известный «яблочный король» Моисей Богданов имел в пригороде Гомеля настоящий дворец, оценочной стоимостью в 119тыс. золотых рублей. Это очень дорого. Напомним, что в свое время Гомель с прилегающими землями был выкуплен у казны Паскевичами всего за 600тыс. рублей ассигнациями.
Там же в архиве находится своеобразная историко-этнографическая энциклопедия XIX века «Живописная Россия», в десятках томов которой собраны материалы, написанные исследователями и путешественниками. В 19-м томе, в частности, говорится, что после упразднения чонковского и лаврентьевского старообрядческих монастырей, все имущество, включая иконостасы и церковную утварь, было передано Макарьевской обители, которая находилась на берегу речки Ипуть неподалеку от Добруша. Среди ценностей выделялась риза Тихвинской богородицы оценочной стоимостью в 30тыс. рублей золотом, а богоматери Владимирской – 15тыс. рублей. Но это еще не все.
В архиве могилевского градоначальника находится документ, который так описывает иконостас Макарьевского монастыря: «Слева от Царских ворот первой висит икона Казанской богоматери в позолоченном окладе. Жемчужный берег нижнего венца украшают 103 драгоценных камня различной величины. Поле венца устилает 7 больших и 17 маленьких бриллиантовых звезд…». Заметьте, это лишь краткое упоминание богатств одного из десятка старообрядческих монастырей, находящихся на территории Гомельщины.
В этой связи примечателен и другой, документально подтвержденный факт. В 1922 году Советская власть издала декрет о национализации церковных ценностей и борьбе с религией. История сохранила для нас опись изъятого имущества из Макарьевской обители. Ничего из сокровищ, перечисленных выше, в ней нет. А где же они? И откуда бандиты из «Черного ворона» могли знать, что они существовали в принципе?
Оборотни в погонах
Когда членов преступной организации все-таки сумели взять, то церковной утвари в их тайниках не обнаружили. Однако, неподдельный интерес вызвал состав сообщества. Одним из активных членов был герой гражданской войны Михаил Васильев, который к описываемым временам успешно трудился в ВЧК (ГПУ). Сотрудником Черниговского ГПУ был и его родной брат – Александр – так же член банды. Они были родом из Новобелицы, которая сегодня является одним из городских районов, а до XX века была уездным центром.
Этот факт многое объясняет. Поселок Чонки, в котором находился один помянутых старообрядческих монастырей, расположен от границ Новобелицы, что называется, в пяти минутах езды. Немудрено, что алчные братья могли знать о его богатствах с самого раннего детства. По долгу службы они также имели доступ к информации, касающейся изъятия церковных ценностей, главные из которых большевикам не достались. Тогда где же они?
Клад 1999 года
В 1999-м при рытье котлована на территории оздоровительного комплекса, принадлежащего заводу «Гомсельмаш», был найден богатый клад, состоящий из многочисленных предметов церковной утвари, сделанных из драгоценных металлов. Его главным сокровищем считается высокохудожественный позолоченный потир (чаша для причастия), выполненный неизвестным ювелиром из двух килограммов чистого серебра. Сегодня каждый желающий может увидеть его в областном музее, который находится во дворце Румянцевых-Паскевичей.
Думается, нет нужды добавлять, что здравница фактически стоит на фундаменте старообрядческого монастыря в Чонках, который уже неоднократно упоминался в этой статье. Логично предположить, что где-то в гомельской земле находятся и другие реликвии, которым по нынешним временам попросту нет цены.
Что непосредственно касается нынешнего районного центра Ветка, то только в XVIII веке его дважды стирали с лица земли. Потомки первых поселенцев раз за разом возвращались и возрождали город. Уже новые поколения раскольников живут в этих местах и поныне. Хотя сегодня о религиозных различиях напоминают лишь кресты на древнем кладбище, которые стоят «в ногах», а не «в головах», как нынче принято.
Узнайте Что скрывает дворец Паскевичей в Гомеле