В XIV веке французский король Карл V для защиты от регулярных нападений британской армии, проходивших в рамках Столетней войны, приказал построить в городской стене непреступную башню, в которой укрывался вместе со своей свитой. Впоследствии сооружение расширили, и получилась самая настоящая крепость, окруженная глубоким рвом, восьмью башнями и трехметровыми стенами, поднимавшимися на высоту пятиэтажного дома. Поскольку слово «башня» по-французски звучит, как «бастида», то отсюда и название — «Бастилия».
Ее первым заключенным стал чиновник Гуго Обрио, который по иронии судьбы сумел неплохо заработать на строительстве замка, ставшим местом его заточения на недолгих четыре года. Следующего «постояльца» тюрьма ждала целых 92 года. Гильома де Горакура, обвиненный в интригах против Людовика XI, должен был провести в железной клетке уже 10 лет.
Затем узники стали появляться несколько чаще, но все равно относились к числу известных личностей. Достаточно упомянуть философа Вольтера, знаменитую «Железную маску» (незаконнорожденного сына королевы Анны Австрийской), Жака д’Арманьяка, Фуке, маркиза де Сада.
Когда «восставшие коммунары» 14.06.1789г. штурмом взяли «символ абсолютизма», то он давно пустовал и фактически не охранялся. Революционеры этим воспользовались, поскольку остро нуждались в оружии и порохе. В 1791 году «Бастилию» разрушили, поскольку к тому времени она уже находилась в самом центре Парижа, а на ее месте соорудили площадь, в центре которой поставили 80-метровая колонну. На ее вершине находится позолоченная скульптура «Гения свободы». В своих руках он держит факел и разорванную цепь, что символизирует освобождение французского народа от деспотизма Карла X.
Где находится белорусская Бастилия
Действительно, словосочетание «белорусская Бастилия» известно немногим, поэтому вряд ли можно рассчитывать на то, что первый встречный на улице точно укажет место ее нахождения. Между тем, сооружение крепостного типа по-прежнему существует и более того используется по прямому предназначению, как острог. Как в таких случаях и положено, оно находится на улице Тюремной. Ни о чем не говорит?
Трехэтажный замковый комплекс, окруженный четырьмя округлыми башнями, возвели в 1825 году в псевдоготическом стиле. Впоследствии его нарекли «Пищалловским» в честь помещика Рудольфа Пищалло, который руководил строительными работами. Изначально он предназначался для содержания уголовных преступников, но с регулярной периодичность «радушно растворял двери» для более приличных гостей.
После подавления январского восстания 1863 года, проходившего на территории Царства Польского, Волыни и Северо-Западного края (Литва, Беларусь) под руководством К.Калиновского, замок, который был изначально рассчитан на 226 заключенных, сверх нормы набили арестованными повстанцами. Из-за нехватки мест, часть из них тут же казнили. Напомним, что основным требованием восставших было восстановление территориальных границ Речи Посполитой по состоянию на 1772 год.
За распространение листовок и поддержку восстания пришлось около года отсидеть Викентию Дунину-Марцинкевичу (1808–1884) и его дочери Камилле. Именно здесь у знаменитого драматурга родилась идея пьесы «Пинская шляхта», которая появилась на бумаге в 1866 году.
Среди других «почетных гостей» Пищалловского замка можно вспомнить Якуба Коласа, который попал сюда за агитацию преподавания школьных предметов на белорусском языке. За три года пребывания (1908–1911гг.) поэт сочинил целый ряд прекрасных стихов и начал работать над поэмой «Новая земля». Импульс к творчеству получил и другой «узник» — выдающийся мастер белорусского слова Максим Танк. Здесь он оказался двадцать лет спустя за нелегальный переход польско-советской границы.
В минском остроге также побывал Юзеф Пилсудский — основатель независимой Польши, — который отсюда поехал отбывать наказание Сибирь. Другой не менее известный поляк – Феликс Дзержинский, — в свое время, вообще, был завсегдатаем. Правда, надолго никогда не задерживался и постоянно перебирался, то на каторгу, то в ссылку, то в другую тюрьму. Возможно, в числе заключенных были и другие знаменитые личности, но специально историю Пищалловского замка никто не писал.
После Октябрьской революции 1917 года улице Тюремной, которая во времена строительства замкового комплекса была самой окраиной Минска, присвоили имя «выдающегося большевика» Моисея Марковича Гольдштейна, большего известного под псевдонимом «В.Володарский». Примечательно, что имени никогда не было – только инициал и фамилия. Именно так сегодня эта улица, с течение времени оказавшаяся в самом центре белорусской столицы, и называется: «В.Володарского». Соответственно, «Пищалловский замок» — это «Володарка» или СИЗО№1.
Моисей Гольдштейн по прозвищу «гадёныш»
О Моисее Гольдштейне известно немного. Историю его жизни по крупицам собрал Н.М.Коняев. Желающие знать больше подробностей могут почитать его сборник «Люди против нелюдей» и конкретную главу «Гибель красных Моисеев». Мы же постараемся быть предельно лаконичными.
Гольдштейн М.М. изначально трудился приказчиком в одном из мануфактурных магазинов Лодзи, а впоследствии жил в Америке. Приехал в Россию вместе с другими авантюристами Моисеем Урицким и Вацлавом Воровским. Большую роль в его блистательной карьере сыграла секретарь ЦК партии Е.Д.Стасова (1873-1966). Что она разглядела в прилизанном молодом человеке с манерами лакея и золотыми зубами, неизвестно, но «хлебную» должность руководителя всей большевистской пропаганды Петрограда он получил.
У окружающих В.Володарский симпатий не вызывал. За умение произносить длинные витиеватые многочасовые речи он получил партийный псевдоним «Пулемет», но за глаза «революционные товарищи» чаще называли его «гадёнышем», чему способствовала змеиная улыбка и редкостная подлость характера.
Его бесконечная говорливость и необычайная самовлюблённость раздражала. Он настолько упивался «словесным поносом», что зачастую выбалтывал государственные секреты и нелицеприятно отзывался о руководителях партии и правительства. При этом настоятельно требовал, чтобы стенографистки фиксировали текст его выступлений.
Немудрено, что буквально через полгода его «шлепнули». Кто – неизвестно, а почему понятно — одиозная личность вызывала настолько глубокое омерзение, что дать волю чувствам мог кто угодно.
Правда о Пищалловском замке
Как и положено замкам, «Володарка» окружена ореолом вымыслов и домыслов, которые тиражируются с регулярной периодичностью. Попробуем разобраться с ними, опираясь на архивные материалы.
В Российской империи все тюремные здания традиционно назывались «замками», поэтому официальное название «белорусской Бастилии» Минский тюремный замок. Его спроектировал не Казимир Хршчанович, который приехал из Вильно и вступил в должность губернского архитектора только в 1825 году, когда строительство было завершено. Авторство принадлежит его предшественнику г-ну Чаховскому, который поспешил уйти с занимаемого поста по причине старости. И надо заметить — весьма своевременно.
Уже через год Хршчанович просит денег из городской казны на устранение грубых нарушений, допущенных при строительстве. В частности, тюремная церковь была развернута алтарем на запад, а не восток, как предписывают каноны православия. Канализация была спроектирована неверно, в результате чего в помещениях стояло постоянное зловоние, а произвести очистку было технически невозможно. Пришлось пристраивать к стенам временные деревянные туалеты. «Ляпов» было настолько много, что за 40 лет эксплуатации в их устранение вложили больше, чем потратили на возведение.
«Псевдоготический стиль» сооружения, который призван олицетворять белорусскую идентичность, на самом деле таковым не является. Минский тюремный замок построен по типовым строительным нормам того времени. Если не братья-близнецы, то очень похожие проекты того времени сохранились на территории России. В этой связи можно говорить о знаменитом астраханском «Белом лебеде» (1822-1824г.), о СИЗО в Харькове и Новгороде (1822-1823г), а также о «Владимирском централе».
Изначально «Володарка» была двухэтажной, если не считать подвальных помещений, часть из которых использовалась для хозяйственных нужд. Как написано выше, проект предусматривал содержание 226 арестантов, но обстоятельства складывались таким образом, что количество заключенных достаточно часто превышало нормативную вместимость в несколько раз.
В 1884 году был поставлен вопрос о постройке нового здания тюрьмы. Денег в казне не нашлось, поэтому пошли по пути наименьшего сопротивления и в 1890 году надстроили третий этаж. Если внимательно присмотритесь, то увидите соединительный шов.
Строитель «Бастилии» Рудольф Пищалло владел имением Городище, территория которого находится на юго-западе от Минска, неподалеку от МКАД. Господский дом стоял между валами. Сегодня там, футбольное поле и валун с мемориальной табличкой, текст которой говорит не о нем, а о месте, с которого начался Минск.
Умер Рудольф Станиславович в 1868 году и был похоронен в фамильной усыпальнице на местном кладбище. Спустя некоторое время от туберкулеза скончалась и его вдова — Стефания. Детей не было. В 30-е годы усыпальницу уничтожили, поэтому могилы не сохранились. Уже в наши дни на этом месте энтузиасты поставили памятный знак.
На самом старом городском минском кладбище находятся захоронения трех сестер Пищало – Каролины, Феклы и Генриетты, которые были долгожительницами. В частности, самая младшая из них – Генриетта – прожила на свете 103 года.