В поисках утраченного: белорусский Версаль

В 1661 году французский король Людовик XIV, известный под прозвищем «Король-Солнце», был уязвлен красотой и величием дворца своего министра финансов Во-ле-Виконта, на фоне которого знаменитый Лувр выглядел жалким и убогим. В парижском пригороде Версаль он приказал заложить дворцово-парковый ансамбль, который подобно солнцу, должен быть затмить своим великолепием все королевские резиденции Европы того времени.

Основные строительные и отделочные работы, а также обустройство парка были завершены через 20 лет, хотя, и продолжались три десятилетия спустя. Смета сохранилась до наших дней и составляет немногим более 25,7млн. ливров. При жизни монарха эта денежная единица соответствовала 409г серебра. Сегодня килограмм драгоценного металла стоит около 250 евро и прямой пересчет дает цифру в 2,6млрд. Однако, с учетом покупательской способности ливра и государственного бюджета Франции полученную сумму для «осовременивания» нужно умножить на 100.

Подражать Версалю хотели все европейские монархи, чем объясняется появление его разноплановых копий в Италии, Австрии и Германии. Но самой известной из них для жителей постсоветского пространства, безусловно, является дворцово-парковый комплекс, заложенный Петром Первым в Петергофе (Петродворце), с его многочисленными фонтанами и скульптурными композициями.

К сожалению, сегодня лишь историки и отдельные краеведы знают, что свой «Версаль» некогда существовал и на территории Белоруссии. По роскоши покоев и красоте регулярного парка он мало чем уступал французскому образцу, что вызывало зависть у многих королевских особ старушки Европы. Финансовые возможности и размах деятельности прежних владельцев вызывает нескрываемое удивление наших современников.

Читатель вряд ли догадается о его расположении, как бы, не напрягал зрительную память и ворошил воспоминания об истории родной страны. Но мы подскажем и даже расскажем некоторые интересные подробности. Речь идет о родовом замке князей Сапегов, развалины которого находятся в небольшом городке Ружаны, что в Брестской области.

Ружаны Льва Сапеги

Уютно расположившись посреди живописных холмов, поселок Ружаны в письменных источниках впервые упоминается в середине XVI века. Здесь производили ткани, ковры, керамику, кирпич и черепицу. Регулярно проводили ярмарки. Зенита славы он достиг в 1598 году, когда стал собственностью князя Льва Сапеги.

Наследник могущественного рода, получивший шикарное образование в лучших университетах Европы, уже в 32 года стал Великим канцлером (президентом) Великого Княжества Литовского и до самой смерти трудился на благо своей родины. Его девизом были слова: «Моя жизнь вся без остатка принадлежит Отечеству».

Политика, которую проводил молодой канцлер, противоречила популярным идеям Макиавелли, оправдывавшим любые средства, использованные для получения и удержания власти. Его взгляды на свободу личности и верховенство права, изложенные в Статуте ВКЛ (третья редакция), считаются основополагающими и в современной юриспруденции.

Статут (конституция), в частности, гарантировал равенство граждан перед законом. Обвиняемые в суде получили право на адвокатов. Впервые в Европе была введена презумпция невиновности и дано обоснование принципу религиозной свободы. Под особую защиту государства были взяты женщины и несовершеннолетние дети, природа с ее недрами, водоемами и лесами. Примечательно, что по этому своду законов современная Литва и Беларусь жили более 250 лет вплоть до 1840 года. Не случайно эпоху Льва Сапеги — сегодня называют «золотым веком» истории белорусского народа.

Исследователи рода Сапег утверждают, что среди них было не менее 20 воевод ВКЛ и Речи Посполитой, примерно полтора десятка маршалов Главного Литовского Трибунала, находившегося в Новогрудке. Количество епископов, гетманов, канцлеров и иных значимых лиц исчислению не поддается.

Ружанский замок

Первый двухэтажный замок крестообразной формы с тремя башнями был построен в 1602 году, как резиденция Великого канцлера. В центральной части находился вестибюль с лестницей в четыре марша и большой парадный зал. В боковых ответвлениях — жилые комнаты, кабинеты, библиотека и столовая. В подвалах хранились запасы продовольствия, солидный арсенал вооружения, государственная казна, а также значимые документы и обширный родовой архив.

В 1637 году Ружанам было даровано Магдебургское право. На серебряном поле городского герба в розовом венке изображен Святой Казимир — небесный покровитель ВКЛ, — держащий в руках лилию и крест. С 1655 года во дворце хранились его мощи, которые были вывезены из Вильно католическим духовенством ради спасения от наступавшей армии русского царя Алексея Михайловича.

Русско-польская и Северная война, междоусобные конфликты в конечном итоге привели к запустению замка и его частичному разрушению. Дворцово-паркой комплекс, который впоследствии стали называть «белорусским Версалем» появился лишь спустя столетие – в 1770 году. Масштабные реставрационные и строительные работы производились под руководством саксонского архитектора Яна Самуэля Беккера. Большой дворец состоял из главного и двух второстепенных корпусов, которые объединялись в единую композицию с регулярным садом и оранжереей аркадой мощных въездных ворот.

Основное двухэтажное прямоугольное здание под мансардной крышей имело на фасаде анфиладу из тринадцати окон, в центральной части которой до второго этажа поднимался портик, завершённый высоким треугольным фронтоном и скульптурным барельефом. С задней части здания находилась широкая терраса с колоннами, на которую выходили окна и двери бального зала.

Боковые корпуса расположились перпендикулярно дворцу и соединялись с ним широко развернутыми аркадами. В восточном корпусе находилась шикарная картинная галерея, украшенная полотнами выдающихся мастеров. Лестница западного корпуса делила его на две неравные части. Одну из них занимал манеж, а в другой располагался самый крупный и знаменитый театр Восточной Европы XVIII столетия.

Упадок и разрушение

После жесткого подавления польского восстания 1830–1831гг. Сапеги перешли в оппозицию российскому императору. Их имущество изъяли в казну, Ружаны лишили Магдебурского права, а в стенах дворцового комплекса разместили ткацкую фабрику. Спустя непродолжительное время от былого великолепия практически ничего не осталось. Вместо картин и зеркал — километры свежевыкрашенных тканей, вместо тихого шелеста бальных платьев — натужный гул станков, вместо мелодичного звучания скрипок — стук конторских счетов, подсчитывающих прибыли новых владельцев.

Вскоре в помещениях фабрики возник сильнейший пожар, следствием которого явились множественные обрушения стен. Восстановлением заниматься не стали, а лихолетье Великой Отечественной войны на этом месте оставило лишь остовы. Глядя на безмолвные руины, никому и в голову не придет, что некогда здесь был регулярный французский сад с фонтанами, скульптурами и оранжереями, а внутреннее убранство дворца поражало воображение королей.

За несколько последних лет реставрировали въездные ворота и служебные здания рядом с ними. Но основной дворцовый комплекс «белорусского Версаля», скорее всего. реставрации не подлежит. Он потерян навсегда.

Читайте нас в: