Критики считают, что Владимир Путин сумел достучаться до русского народа, пробудив в людях чувство патриотизма, следуя политике экспансионизма. Это помогло остудить пыл московских нацистов, однако, жесткие санкции никто не отменял.
Для человека, который сделал свою карьеру из воспоминаний об эпохе СССР, минувшие события стали своевременным напоминанием о том, что советский пример развития — не самый удачный. В то время, как на прошлой неделе Путин в своей речи обвинял Запад в краже имперской славы России, его граждане снова и снова проклинали бесполезность рубля.
Благодаря санкциям, наложенным господином Путиным на Крым, и падающим ценам на нефть, русская валюта потеряла свой статус на мировом финансовом рынке. В этом году рубль потерял примерно половину своей стоимости. Цены на продовольственные товары, даже для на такие основные продукты, как хлеб, увеличились на десять процентов только за два месяца. То же самое происходило при коммунизме, когда русские мечтали о кассетах Битлз и джинсах из денима. Западная роскошь снова будет в почете.
На прошлой неделе, цены на товары в салонах Apple увеличились в пятнадцать раз. И большое спасибо запрету, наложенному на европейские продукты. В ресторанном меню больше не будет французского сыра и испанской ветчины.
Даже российские проститутки сыты всем этим по горло. В Мурманске, на самом холодном севере России, девушки, обслуживающие проплывающих моряков, с прошлой недели вынуждены привязывать цены на сво услуги к доллару. «Мы пытаемся удерживать нормальные цены», — заявил один владелец борделя местному агентству новостей. «Но стоимость жизни стремительно растет».
В отличие от сталинских и брежневских времен, россияне хотя бы могут свободно шутить над своими бедами. В газетных комиксах рубль изображают как несчастного пассажира американских горок, а тем временем, в интернете гуляет фото поддельной купюры в 10 миллионов рублей – эдакое предупреждение от нацбанка, мол, грядет гиперинфляция в стиле Зимбабве.
Но тот факт, что господин Путин не сажает всех шутников подряд, не означает, что его веселит сложившаяся ситуация. Так же президент считает, что это полностью его вина, и это важно. В минувший четверг, в своем ежегодном обращении, предназначенном для того, что бы объединить силы, а не ссориться, Путин просто взорвал своих западных противников, как никогда раньше, сравнив их с Гитлером, и намекнув на то, что в один прекрасный день Запад проиграет поражение, как и немцы в свое время.
«Они (Запад) с удовольствием поступили бы с нами так же, как с Югославией, со всеми трагическими последствиями», — заявил Путин перед аудиторией аппаратчиков и православных священнослужителей в Георгиевском зале Кремля.
«Но этого не произошло. Это сработало только у Гитлера, который со своими человеконенавистническими идеями хотел уничтожить Россию и отправить Россию вслед за Уралом. Мы можем напомнить, чем там все закончилось».
Так как же тогда, собственно, будет в конечном вещи, если г-н Путин имеет свой путь? Был речь блистер человека, который слишком далеко отодвинул удачу? Или он, устанавливающий вызов для еще более противостоянии с Западом — и еще более захватов земли Крым-стиль?
Но что в итоге произойдет, если глава РФ сделает все по-своему? Ведь подобными речами он отозвал удачу, а может наоборот, бросил еще больший вызов противостояния Западу и планирует захватить не только Крым?
По мнению российской оппозиции, точнее того, что от нее осталось, Путин набросился на Запад показав всем свою слабость. Мало того, что санкции оказались гораздо жестче, чем предполагали в Кремле, они с особой силой ударили по застоявшейся экономике страны. Как на прошлой неделе отметил Владимир Рыжков, ведущий оппозиционный политик: «Страна нуждается в операции, а президент предлагает терапию». Тем не менее, энергичные высказывания со стороны либерального меньшинства Москвы не могут скрыть тот факт, что, несмотря на втягивание страны в войну, на то, что неделю назад Кремль признал грядущий в следующем экономический спад — Путин по-прежнему феноменально популярен.
Благодаря вторжению на восток Украины прошлым летом, его личный рейтинг подскочил до 88%. Хотя, наложение санкций немного охладило ситуацию, рейтинги упали лишь на три процента. Ни один западный лидер еще не добивался таких результатов — гораздо меньшего достигли представители либеральной оппозиционной партии России, которыми в Космополитане интересуются чаще, чем во время предвыборной компании.
Опять же, судить о современной России согласно стандартным демократическим критериям – в корне не верно. По крайней мере, так считает автор недавно вышедшей в свет книги о кризисе на Украине «Что это значит для Запада» Эндрю Уилсон.
«У западных лидеров опускаются руки при мысли о рейтингах главы РФ, но то, что говорит нам о политической системе России он сам, отличается от действительности», — говорит писатель. «Россия – все еще остается страной пропаганды, разница лишь в том, что во времена коммунизма люди просто подстраивались, а сегодня все здесь происходит гораздо интереснее и эмоциональнее.
«Речь Путина была полностью посвящена тому, как бедной несчастной России приходится сражаться в одиночку против всего мира. Он даже утверждал, что санкции в любом случае были бы введены, потому, что Запад хочет заполучить Россию. Все это полная чушь, рассчитанная на своего слушателя, и она работает».
В качестве доказательства готовности народа согласиться с сообщением президента, Уилсон указывает на то, как оно доминирует на фоне других программ в прайм-тайм эфире российского телевидения. В августе Ночные волки (Night Wolves), банда байкеров — ультранационалистов, с которыми президент сфотографировался, были приглашены в качестве гостей эфира на музыкальный вечер, транслирующийся из Крыма. Пока они играли, на заднем плане показывали кадры украинских войск, марширующих в стиле нацистов. Писатель сравнил этот клип с пародией на композицию Мел Брукс «Весна для Гитлера» (Springtime for Hitler) — разница лишь в том, что русская версия совсем не забавная.
Такие программы предназначены для того, что бы показать, как Путин ловко сумел достучаться патриотизма россиян – поспособствовав тем самым победе над нацистами, следуя, тем временем, как это называют критики, политике экспансионизма. Более того, они опасаются, что Крым и Восточная Украина – получили название Новая Россия по инициативе самого Путиным. Этим можно отметить начало строительства его империи амбиций, которая простирается вдоль всех семи часовых поясов огромного подворья Российской Федерации.
На территории бывших спутников России Латвии и Эстонии, президент спровоцировал возникновение проблем среди крупных этнических русских меньшинств. Путин не простил обеим странам то, как они поспешно перешли на другую сторону НАТО. Российские подлодки и бомбардировщики теперь формируют черту, разделяющую Балтийское море. Такого боевого зондирования не наблюдалось со времен Холодной войны.
В крошечной Молдове – еще одной несчастной стране ЕС – в районе Приднестровья, русскоязычной, никем не признанной, территории Кремль оставил гарнизон своих войск. Подобные мероприятия происходят и в промосковской анклаве Южной Осетии — главного приза России, выигранного в ходе войны с Грузией в 2008 году. А в связи с кризисом в Украине, Москва тщательно укрепила связей со своим старославянским союзником Сербией, которую россияне поддерживали во время гражданской войны на Балканах.
Государственный визит Путина в Белград состоялся в октябре. В его честь был организован военный парад. Сербы так же отказались поддержать руководство ЕС в процессе наложения санкций против Кремля. И это не смотря на то, что они поставили под угрозу свою перспективу вступления в ЕС. Россия в любом из случаев ничего не теряет.
«Вступление Сербии в Евросоюз оказало бы неплохую услугу РФ. Это был бы своего рода Троянский конь», — говорит Уилсон.
В более отдаленных уголках исторической Московской империи, даже лидеры, которые не являются особо хорошими друзьями Запада, прячутся за его спину. В постсоветской Беларуси, и в самодержавной республике Казахстан президенты Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев очень боятся потерять независимость своих стран.
Единственным соседом, который без особого беспокойства следит за событиями в Москве, является Китай. Отчасти потому, что в Пекине понимают, что если санкции продолжат прижимать Россию к стене, в один прекрасный день это может превратить Москву в их самого крупного клиента.
В действительности, путь вперед к будущему при практически полной экономической изоляции, является одной из немногих конкретных стратегий, озвученных в речи Путина. Он призывает зависящую от нефтяной экономики Россию производить больше собственного продовольствия, медикаментов и техники. Тем не менее, уровень жизни будет снижаться и снижаться, до того момента, пока какая-нибудь очередная угроза не замаячит в установленном порядке на горизонте.
Президент России знает о том, что так же, как и в советские времена, в стране проживает достаточно людей, которые не станут жаловаться (если это конечно не интеллигенция), пока пенсии и пособия выплачиваются, и до тех пор, как продукты первой необходимости доступны в магазинах.
Например, на прошлой, когда журналисты Sunday Telegraph брали интервью у простых россиян и интересовались их мнением о растущих ценах в стране, никто и не подумал обвинить в этом господина Путина. И вообще, видят ли они связь между возникшими трудностями и западными санкциями? Народ рассматривает все происходящее, как вынужденные и стоящие жертвы на пути восстановления статуса России на территории Украины.
«Каждый прочувствовал на себе увеличение цен», — поделилась с репортерами шестидесятилетняя Валентина, чью первую в жизни и долгожданную поездку на дешевый турецкий курорт пришлось отменить из-за падения стоимости рубля.
«Почему? Может потому, что мы должны сейчас помогать украинцам и платить за Крым».
Вот он, путинский талант хорошо продавать.
И когда продуктом, который он предлагает, является расцвет Русской империи — реальной или воображаемой – создается впечатление, что некоторые готовы за это платить, причем не малые деньги.
Оригинал: Vladimir Putin’s Novorossiya may mark just the start of his empire-building ambitions