В этом году погибла 29-тилетняя певица караоке Сэм Инь. Ее застрелил офицер полиции.
Офицеру удалось избежать тюремного заключения – позже в августе, он снова объявился уже как свободный человек. Известно, что офицер заключил сделку с судом, который закрыл дело после того, как мужчина заплатил 1500 долларов родственникам Сэм Инь.
«Наслышан об этой компенсации, но подтвердить не могу», — заявил в сентябре заместитель начальника полиции провинции Такео господин Суон Фон.
Должностные лица направляются только с целью задержания подозреваемого убийцы и после того, как суд выдает ордер на арест. Так же заместитель начальника полиции добавил, что на этой неделе он еще не получал ни одного ордера.
«Я не знаю, что точно произошло, поскольку этим делом занимались в провинциальном суде.
В Камбодже, за небольшую плату наличными, большинству удается уладить свои проблемы, особенно если это состоятельные люди. И случай с Сэм Инь далеко не редкость.
«Большинство полицейских ничем не занимаются… А некоторые, когда они пьяны, очень шумные и немного сумасшедшие», — рассказывает Лак Юри, камбоджийская певица.
В индустрии развлечений в Камбодже женщин убивают настолько часто, что в 2006 году оппозиционный депутат составил письмо в министерства обороны и внутренних дел, потребовав немедленного судебного преследования.
За несколько недель до отправки письма, полицейские и солдаты в разное время ранили трех девушек-промоутеров, продававших пиво и певицу караоке.
В одном из этих случаев, солдат подстрелил женщину за то, что она слишком долго несла лед для его напитка.
В то время, как министр обороны Чай Бан заявил о том, что инцидент был исчерпан.
«Как пострадавшая, так и мои чиновники нашли взаимопонимание», — рассказал он в своем интервью для местной газеты, используя данный эвфемизм в качестве синонима для фразы: выплата компенсации с целью обойти справедливость.
‘Милый’ друг
Одним тихим воскресным утром в городе Такео, у певицы Лак Юри, коллеги Сэм Инь, выдалось три свободных часа перед началом рабочего дня в караоке-баре.
«Сэм была очень доброй и милой девушкой», — рассказывает 22-ухлетняя подруга, вспоминая, как они вместе собирались на пляж в день убийства.
48-милетний полицейский Син Поу был в ярости из-за того, что его девушка Сэм Инь, отправилась в поездку с друзьями на один день без его разрешения.
Три свидетельницы подтвердили то, что видели, как офицер бил ногой в дверь квартиры, в которой жила Сэм со своим десятилетним сыном.
«Здесь виноваты определенные личности; правительство не позволило бы такому произойти», — считает
Сэм Инь не открывала дверь, пока офицер не успокоился. Он перестал размахивать ногами. Тогда Сэм открыла дверь, и через несколько секунд прогремел выстрел.
В последний раз полицейского видели выходящим из квартиры, после чего он сел на свой служебный мотоцикл и скрылся.
Лак Юри сказала, что вооруженные представители власти — частью караоке сцены. «Большинство полицейских ничем не занимаются… У всех есть пистолеты при себе, но применять они их не должны. Однако некоторые, когда совсем пьяны, очень шумные и сумасшедшие».
«Наводить страх и держать все под контролем — часть работы офицеров», — добавил Ен Сей Поу, еще одна певица.
Избегая справедливость?
Безнаказанность богатых и могущественных объясняет отсутствие общественного доверия к судебной власти Камбоджи.
В 2013 году журналисты антикоррупционного обозревателя Transparency International писали о том, что камбоджийский суд «стал одним из наиболее коррумпированных государственных учреждений из 12 рассмотренных».
Полицейские оказались ничем не лучше. Подкуп должностных лиц «широко распространен по всей стране». Обозреватель сообщает: 65% респондентов признались в том, что в течение последних 12 месяцев обращались в полицейский участок и давали взятку.
24 сентября на Совете по правам человека ООН в Женеве, представитель Камбоджи Сурия Субеди подчеркнул, что список случаев, оставшихся безнаказанными «весьма длинный и бесконечно растет».
«Практически ничего не делается для того, что бы виновники отвечали за свои поступки», — говорит он.
Беспредел творится не только в провинциальных караоке-клубах, но так же и в крупных популярных заведениях.
В 1999 году была застрелена насмерть танцовщица королевского театра балета.
В 2003, известная исполнительница Тук Сей Ник подверглась обстрелу, в ходе которого погибла ее мать, а сама девушка осталась инвалидом.
Ни в одном из произошедших случаев виновники не были наказаны. Полиция относит подобные происшествия к категории «мести».
В обществе ходят слухи о том, что причинами такой мести являются политические мотивы, большие долги или расправа со стороны ревнивых жен.
Не малое количество преступников остались безнаказанными в случае с протестующими работницами швейной фабрики, которые погибли от рук вооруженных сил в начале этого года. Так же много людей пало жертвами взрыва гранаты во время демонстрации, организованной оппозиционной партией в 1997 году. Состоятельные семьи замешаны в делах о захвате земли, принадлежащей бедным. Но по сей день никто не в ответе за их деяния.
‘Никакого правосудия’
Национальный пресс-секретарь, генерал-лейтенант полиции Кирт Чантарит отрицает наличие культуры безнаказанности в Камбодже.
«У простых людей нет никакой возможности добиться справедливого судебного решения, если дело возбуждается против представителей правящей элиты», — рассказывает британский адвокат Ричард Роджерс.
«Слово «культура» означает то, что все делаю то, что устраивает других. Значит и полиция и суд не против того, что происходит в стране», — говорит адвокат. «Я согласен с этим полностью. Но основная вина лежит на отдельных лицах. Правящая элита не позволит что-либо изменить».
Сар Мора, председатель продовольственного объединения Камбоджи и глава федерации работников сферы обслуживания основал горячую линию, предназначенную для людей, занятых в индустрии развлечений. Сюда они могут сообщить о своей проблеме и попросить помощи.
Союз помогает готовить жалобы для дальнейшего судебного рассмотрения — но часто на этом все и заканчивается, поскольку жертвы не хотят связываться с богатыми.
«Люди не верят в правосудие», — говорит Мора. «Им проще взять деньги и уйти».
Адвокат из Великобритании Ричард Джей Роджерс пытается вынести проблему безнаказанности в Камбодже на международный уровень. Он обратился в Международный уголовный суд в Гааге с просьбой тщательно расследовать дело «правящей элиты», замешанной в деле о «систематическом присвоении чужой земли», в результате которого пострадало уже более 770,000 жителей Камбоджи за последние 14 лет.
Правительственные чиновники отклонил жалобу, обосновав это тем, что, цифры являются неточными, а факты ошибочными.
Роджерс заявил, что международный суд «является последней надеждой камбоджийского народа на то, чтобы добиться справедливости, побороть безнаказанность и прекратить цикл нарушения прав человека».
«В этой стране у жертв беспредела нет реальной возможности добиться справедливости в суде, если дело возбуждается против «правящей элиты».
45-тилетний Чаи Веасна, сосед убитой в марте Сэм, согласен с мнением адвоката.
«Если можно, я скажу прямо – в этой стране справедливости нет и не будет», — считает он. «Нам всем очень жаль покойную, но еще сильнее мы сожалеем из-за того, что убивший Сэм полицейский вышел сухим из воды».
Оригинал: Cambodia’s culture of impunity: What price for a life?