Едва возможно предугадать и предотвратить последствия столь беспрецедентной вспышки лихорадки Эбола.
Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) в середине сентября предоставил доклад, в котором говорится о том, что если текущая обстановка, связанная с заболеванием ухудшиться, в дальнейшем распространение вируса ускорится. Ученые утверждают, что в западной Африке количество вновь заболевших будет удваиваться каждые 20 дней. Такими темпами к январю заболеет 1,4 миллиона человек.
Это наихудший вариант оценки ущерба, и рядом не стоящий с цифрой в 1,4 миллиона. И то, наиболее объективная статистика ограничивается проблемами с возможностью свободно исследовать заболевание. Эксперты в области здравоохранения и представители Центра по контролю и профилактике заболеваний США говорят, что на сегодняшний день это самая серьезная вспышка лихорадки Эбола в истории. Все это так же привносит еще больше неопределенности в процесс прогнозирования беспрецедентной эпидемии.
Ниже приведены 5 причин, согласно которым никто не может знать точно, насколько опасно влияние вируса Эбола:
- О большинстве случаев заболевания никому сообщается.
Специалисты уверены в том, что на каждый случай заражения, о котором докладывают ученым, приходится еще один, о котором предпочитают умолчать. Согласно оценкам, без дополнительного вмешательства, в январе о 550000 случаях заболевания доложат в центр контроля и профилактики, и это не учитывая всех незарегистрированных пациентов. Объединив все подсчеты, ученые пришли к цифре, равной 1,4 миллиона.
«Умалчивать о заразившихся пациентах – нормальная практика во время вспышки заболевания общественного характера. Мы считаем, что реальная картина вещей совсем иная, чем то, что сообщается в рапортах», — говорит экономист центра Томас Гивт.
Из-за отсутствия в Африке должного количества здравоохранения, многие пациенты не попадают под наблюдение врачей, либо специалисты отказываются заниматься ими по причине нехватки кадров.
- Крайне сложно точно подсчитать данные.
«Всегда не просто в таких случаях обработать данные и выяснить, что на самом деле происходит. Та информация, которой исследователи обладают на данный момент – наилучшее, что пока может быть», — рассказывает профессор-эпидемиолог Мичиганского университета доктор Эден Уэллс.
Гивт говорит, что эти прогнозы основаны на данных одного дня, только одной страны – Либерии. Исследователи использовали имеющуюся модель и подсчитали, сколько понадобится кроватей для пациентов 28 августа 2014 года. Однако больных оказалось больше, чем доложили, и кроватей, следовательно, не хватило. После чего специалисты занялись проверкой всех больниц, подсчетом зарегистрированных больных, а так же учитывая всех, кто лечится в домашних условиях (те самые пациенты, о которых не сообщили), а потом внезапно прибывают в госпиталь.
Так же экономист добавил, что подобные условия не только усложняют процесс сбора данных, но и тормозит подготовку и выход в свет информации об эпидемии. «Почему исследователи не пытаются добиться большего доверия к себе? Отчасти потому, что все сработано так, что бы были обеспечены условия, при которых будет удобно изучать и оценивать потенциальное воздействие вмешательства другого государства во время вспышки лихорадки».
- Проекции, основанные на небольшом количестве информации, предоставленной Либерией, применяют на всей территории западной Африки.
Согласно данным центра, жители Либерии пострадали в наивысшей степени. Уже погибло более чем 1,800 человек. Из них 3,400 случая официально подтверждены. Сьерра-Леоне и Гвинея подверглись эпидемии в меньшей степени, но жертв достаточно. «Подобные региональные различия свидетельствуют о том, что использовать данные стране, собранные в другой, неуместно» , — говорится в докладе. В теории, подобные действия могут привести к переоценке.
«Коэффициент погрешности, равный в 2,5, согласно модели центра означает, что на каждый официальный случай заболевания полагается 1,5 случая, о котором умолчали. Данная цифра верна в определенный день. На следующий день все уже изменится», — объясняет Гивт.
Не оспорим тот факт, что на сегодняшний день именно эта вспышка лихорадки Эбола – самая серьезная и широко распространенная. Таким образом, ученым необходимо больше свободы в исследованиях и подсчетах.
«Основная наша цель заключается в том, что бы показать, что эта эпидемия пока не собирается достигать своего пика. За всю историю было зафиксировано еще несколько таких вспышек, однако в свое время они шли на спад. В этот раз улучшений не наблюдается».
- Большое количество данных, поступающих из Африки вероятнее всего неточные или не до конца собраны.
В недавнем докладе Всемирная организация здравоохранения заявила, что в Либерии, «были представлены данные из 4 различных и несогласованных потоков, в результате чего, имеются несколько несовпадений и повторяющихся номеров». Так же сообщается о том, что многие смертельные случаи были оформлены не надлежащим образом.
На прошлой неделе, журналисты New York Times также опубликовали информацию о несоответствии между числом зарегистрированных смертельных случаев в Сьерра-Леоне и количеством погребенных жертв. Все это еще больше усложняет работу исследователям.
- Оценивать будет непросто вплоть до января.
«Это как в случае с погодой», — говорит еще одна профессор-эпидемиолог из Мичиганского университета Мариса Айзенберг. «Вплоть до самого января придется столкнуться с еще большим количеством неопределенностей, чем есть на данный момент и чем будет в октябре».
Очевидно то, что еще одна сложность состоит в том, что доклад основывается на допущении отсутствия дополнительного вмешательства, а так же на информации, которая каждую неделю меняется. Краткосрочная проекция была предоставлена в докладе Всемирной Организации Здравоохранения, опубликованном на прошлой неделе в издании «New England Journal of Medicine». Ее ограниченный срок показывает то, что это более реалистичный прогноз сложившейся ситуации. Хотя это также не привносит «никаких изменений в проведение контрольных мероприятий во время эпидемии». Если случаи заболевания лихорадкой Эбола будут удваиваться каждые 20 дней, а дополнительные меры так и не будут приняты, к январю число заболевших возрастет до 150,000 случаев. Заметно более серьезная цифра.
Тем не менее, эксперты считают, что это «наихудший сценарий» развития. Переоценка предполагает улучшить контроль над безопасностью и обеспечить пациентов адекватной медицинской помощью. Во всяком случае, происходящее доказывает то, что неправильная оценка ситуации приводит к неверным выводам: вот что может произойти, если никакие дополнительные ресурсы не будут использованы в борьбе со смертельной болезнью.
«Исследователи пытаются скрыть свои данные, будучи уверенными в том, что источник не выдаст себя», — говорит доктор Айзенберг. «Если вы не собираетесь и дальше ошибаться в том или ином направлении, лучше проверьте себя несколько раз».
Оригинал: 5 Reasons We May Never Know Ebola’s True Impact