В мире быстрыми темпами развивается международный медицинский туризм. Всегда кажется, что в чужих краях больше счастья, а в своем отечестве нет пророка. Оказываются иностранцы в чужих клиниках и тогда, когда несчастье случилось на отдыхе, во время пребывания по рабочей или студенческой визе, при обращении за помощью мигрантов. Тому, кто заболел в чужой стране, труднее: к медицинским правилам и нормам примешиваются чужие культурные традиции.
Человеком, впервые обратившим внимание на этнические и культурологические особенности ухода за больными разных национальностей, рас и религий, была медицинская сестра из Америки Мадлен Ленингер.
Детство. Отрочество. Юность.
Мадлен родилась 13 июля 1925 года на ферме возле городка Саттон в штате Небраска в многодетной семье Джорджа и Ирэн Шеди Ленингер. У нее были две старших сестры Френсис и Эулалия и двое младших братьев, Пол и Бернард. С семьей жила тетушка Эми, страдавшая врожденным пороком сердца, который тогда не умели лечить. Именно Мадлен с детства старалась помогать тете, что и определило выбор профессии. Америка переживала период Великой депрессии, поэтому Мадлен и Френсис поступили в армейский корпус США, где получили первичную медицинскую подготовку. Заканчивалась Вторая мировая война. В 1945 году сестры Ленингер стали кадетами Федерального Корпуса медсестер и готовились к службе в действующей армии. Но война завершилась, и Мадлен смогла продолжить образование: Школа сестринского дела святого Антония, Бенедектинский колледж Маунт-Сент, Университет Крейтона в Омахе.
В качестве специализации Мадлен выбрала детскую психиатрию. В 50-х годах прошлого века никто не рассматривал различия в уходе за людьми разных групп, рас и конфессий. Мадлен заметила, что даже маленькие дети, принадлежащие к разным культурным группам, в похожих условиях ведут себя по-разному: умываются и едят, жалуются на здоровье и общаются с медиками, относятся к тем или иным заболеваниям. В 1954 году Мадлен получила степень магистра сестринского дела в Американском католическом университете, потом продолжила изучать вопросы сестринского дела в психиатрии.
Новая Гвинея
В конце 50-х Мадлен Ленингер отправилась в медико-этнографическую экспедицию. В ней она провела два года в деревне Гадсуп, на востоке нагорий Новой Гвинеи. Там еще помнят «сестру Маргарет», активно работавшую с детьми в рамках одной из первых программ ВОЗ «Врачи без границ». Мадлен понимала: для качественного ухода нужно понимать культуру и жизненный опыт пациента, чувствовать его и соответствовать его традициям и вере. Мадлен и ее аспиранты подробно изучили 60 основных культурных (религиозных и этнических) групп, причем 12 – лично Мадлен.
За эту работу в 1960 году Мадлен наградили именной стипендией Национальной лиги сестринского дела.
Учитель и ученый
В Сиэтле она защитила докторскую диссертацию по антропологии в 1965 году. Впервые в мире медсестра стала доктором антропологии.
Мадлен Маргарет Ленингер была профессором сестринского дела и антропологии в Университете Колорадо, единственная, для кого создали такую кафедру и такую должность. В 1969 году она стала деканом сестринского факультета Вашингтонского Университета, лучшей школы медицинских сестер в США по версии 1973 года. Но через год она возглавила Центр исследований сестринского дела в Колледже сестринского дела Университета Уэйна, штат Юта.
Мадлен внедрила в практику сестринского образования транскультурологический уход. Ленингер была членом Королевского сестринского колледжа Австралии. Ее преподавательская деятельность отмечена государственными и общественными наградами: президентская премия за преподавательскую деятельность, премия Совета управляющих Университетов за «выдающиеся способности к преподаванию», премия Гершензона за научные исследования. При этом братья и сестры имели собственные семьи, рождались племянники, но самой Мадлен личную жизнь заменили преподавание и наука.
Мадлен стала президентом Американской ассоциации медицинских сестер и членом Американской академии сестринского дела, основанной в 1975 году. Научную и общественную деятельность Мадлен вела до 1995 года, оставив руководящие посты в возрасте семидесяти лет. Отдав руководящие должности, Мисс Ленингер продолжала читать лекции, встречаться с медицинскими сестрами, путешествовать с лекциями по миру.
Транскультурологический уход
Болезнь меняет человека и немного меняется сама под воздействием физиологии и даже особенностей личности пациента. Особенности мышления пациента определяются его культурными ценностями, убеждениями, привычками, суевериями, образом жизни личности или группы, понимать которые медсестре необходимо. Мадлен говорила о «Модели восхода солнца», иллюстрирующей связь культурных концепций.
Проявления культурологических особенностей определяют язык и особенности общения; сексуальную ориентацию и представление о гендерных ролях; отношение к инвалидности, род занятий и возраст; социальный и экономический статус, отношения в социуме и семье. Особое значение имеет и окружающая среда: одежда и предметы быта, использование пространства и способы приготовления еды, прическа и украшения. Японские медсестры рассказывали о русском пациенте, тосковавшем по черному хлебу.
Специально ради него несколько раз в неделю черный хлеб привозили из российской дипломатической миссии.
Особое значение имеют и религиозные ритуалы, привлечение представителей разных конфессий, соблюдение правил ухода за телом или питания. Например, староверы не могут есть в присутствии посторонних или из чужой посуды, иудеи или мусульмане не могут принимать запрещенные («харам» или некошерные) продукты даже в малых количествах.
В каждой человеческой культуре накапливаются знания и опыт, связанные со здоровьем и болезнью. Исторически формируется национальная медицина, и именно она вызывает большее доверие. Когда медицинское сообщество увлекается чужим опытом, отказываясь от собственных традиций и достижений, формируется кризис доверия и отношения между пациентами и медиками страдают.
В середине семидесятых в Советском Союзе была популярна легенда о хилопрактике – особом филиппинском массаже. Американские медсестры позволили филиппинкам, наряду со стандартным лечением, применять национальную мазь, используемую хилопрактиками. Оказалось, что мазь и массаж помогают преимущественно филиппинкам, уверенным в ее эффективности.
В российских хосписах пациентам и их родным разрешают использовать безопасные народные методы лечения. Помимо психологического эффекта, эти методы дают клинический эффект, но только если они соответствуют культурным традициям семьи, а не использован просто по примеру соседей по палате.
Писатель и блоггер
В 1974 году Мадлен Ленингер основала Транскультурологическое общество медицинских сестер, в 1989 году — и Журнал «Этнонесинг». Ею написаны 27 книг, 200 статей, внедрена система добровольной сертификации по культурно-конгреэнтному уходу (CTN), разработаны программы подготовки сестринского персонала, а с появлением Интернета появился и электронный журнал по Этнонесингу http://www.madeleine-leininger.com. На вопросы специалистов и студентов Мадлен отвечала лично практически до самой смерти.
В 1983 году Транскультурологическим обществом сестринского ухода учреждена премия за успехи в культурно-конгруэнтной помощи, сейчас эта премия носит имя Мадлен Ленингер.
В 1998 году Американская академия медсестер и коллектив заслуженных научных сотрудников Королевского колледжа медсестер в Австралии присвоили Мадлен Ленингер почетное звание «Живая легенда».
Мадлен прожила долгую и яркую жизнь и умерла 10 августа 2012 года в 87-летнем возрасте у себя дома, в родном штате Небраска. Мадлен похоронили в родном городе Саттон, на кладбище «Саттон на Голгофе».