Обязательная государственная сертификация не гарантирует безопасности продуктов, создает коррупционную составляющую и мешает выходу отечественных товаров на мировые рынки. Странам СНГ нужно перейти на международные саморегулирующиеся системы контроля качества.
Нынешняя система сертификации продуктов питания — пережиток советских времен. Тогда разрабатывали технические регламенты, так называемые «ГОСТы», затем просто проверяли, соблюдает ли государственный производитель заданную рецептуру, это работало. Добровольная и обязательная сертификация отличаются разным эффектом.
Сейчас производители частные
Каждый пытается выделить свой продукт, совместить компоненты так, чтобы его вкус отличался от другой продукции этого же спектра, выгодно конкурируя с другими производителями. Предоставлять государственному чиновнику полный технический состав продукции производитель не хочет, потому что никто не гарантирует, что завтра по эксклюзивному рецепту не начнет работать конкурент. И тут начинаются фальсификации. Само же государство не всегда может проверить весь состав продукта, особенно дорогого, не всегда для этого есть технические возможности. К тому же, если разрешение выпустить товар на рынок дает один орган, появляется коррупционный риск.
В мире давно отработали простой и эффективный способ обеспечить авторские права производителей и гарантировать безопасность продукции. Государство в такой схеме играет лишь роль регулятора, который устанавливает правила игры.
Речь идет о добровольной сертификации
Добровольно производитель может выбрать место, где это сделать. Но для того, чтобы владелец производства захотел заплатить деньги определенному центру, тот должен иметь безупречную репутацию. Тогда для производителя само имя центра будет работать как реклама. При этом производитель будет точно знать: если передаст туда свои технические характеристики, они не всплывут нигде, ведь ответственность за сохранение секрета фирмы будет нести не абстрактное государство, а конкретная частная компания, рискующая своей репутацией.
Сертификационный центр проводит исследования, соответствует ли продукт заданным характеристикам. Производитель может и сам выбрать лаборатории, где проводить анализы, однако они должны иметь разрешение на осуществление таких функций, чтобы сертификационный центр принял их результаты.
Лаборатории в такой системе постоянно подтверждают свою компетенцию
Их контролируют независимые организации, которые занимаются аналитическим исследованием определенного вида продукта. Таки компетентные центры посылают аккредитованным лабораториям так называемые «слепые пробы» и проводят сравнения. Лаборатория после анализа образца получает результат — прошла она тест или нет и какое место заняла в рейтинге точности измерений. Когда в лабораторию приходит аудитор, он требует подтвердить прохождение раундов на протяжении отчетного периода.
При этом государство оставляет за собой право сопроводительного контроля. Инспектор может получить продукт непосредственно на производстве или купить в супермаркете и отправить на повторное исследование. Если результаты соответствуют тому, что производитель задекларировал, — замечательно. Если нет — государство, как минимум от имени уполномоченного учреждения, информирует людей, что у этого производителя есть отклонения и он нечестный. А если в продукте обнаружат опасные вещества, от которых может пострадать потребитель, то производитель несет персональную ответственность вплоть до лишения свободы.
Если такая система заработает и в нашей стране, выигрывают не только потребители, которые будут уверены в качестве продукции. Самим производителям откроется путь на международные рынки. Ведь сейчас большинство стран не пускают наши товары к себе именно потому, что не доверяют нашим сертификатам качества.