Из огромного списка произведений кинематографа выделяется несколько фильмов, которые не просто подробно рассказали о конкретном виде спорта, но сделали его популярным и подарили мотивацию большому количеству будущих спортсменов.
«Голубая бездна» Люка Бессонна (1988)
Один из лучших фильмов в профессиональной карьере известного французского режиссера Люка Бессона и актера Жана Рено. Он рассказывает о противостояние фридайверов Майоля и Майорки. Картина представлялась на фестивале в Каннах и сначала была холодно воспринята кинокритиками. Но зрители их мнение не разделили –«Голубую бездну» посмотрели 14 миллионов человек. Подводный мир погружает в себя с первых минут и становится центральной декорацией картины.
Непримиримые соперники в исполнении Рено и Жана-Марка Бара превратились в кумиров молодежи, а ремесло ныряльщиков на глубину без воздуха привлекло к себе повышенное внимание. Дорогой, слабо распространенный вид спорта ближе к концу столетия обзавелся собственной федерацией и профессиональными соревнованиями.
История «королевы фридайвинга» Натальи Молчановой: почему утонула одна из лучших ныряльщиц в мире
«Рокки» Джона Эвилдсена (1976)
В середине семидесятых бокс уже был популярен. Профессиональные и любительские турниры с легкостью заполняли большие залы. Но тогда этот вид спорта считался занятием «не для всех». Заявить о себе с улицы было практически невозможно. Фильм «Рокки», рассказавший историю реально существовавшего спортсмена, перевернул эти представления и запустил огромную волну интереса к боксу.
Центральный персонаж фильма – неизвестный боксер Рокки Бальбоа, подрабатывающий вышибалой у местного ростовщика. Он живет в нищете, но активно тренируется, участвует в боксерских поединках и лишь мечтает о большом ринге. Неожиданно Рокки получает такой шанс от действующего чемпиона мира Аполло Крида. Менеджеры посоветовали Аполло бросить вызов новичку для раскрутки своего имени и создания положительного образа в СМИ, и его выбор пал на Бальбоа. Рокки блестяще пользуется шансом. Он бился с именитым соперником на равных все 15 раундов и проиграл лишь по очкам с минимальным перевесом.
Идея фильма (шанс есть у всех, а воля к победе поможет преодолеть любые препятствия), понравилась молодым зрителям. Сегодня многие прославленные спортсмены называют своим главным мотиватором именно «Рокки». Олимпийский чемпион Василий Жиров рассказал, что пошел в зал после того, как посмотрел первую часть фильма с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Чемпион мира Пазиенца сообщил о проснувшейся мотивации после просмотра. Благодаря «Рокки» он нашел в себе силы вернуться к тренировкам после тяжелой травмы. Не стоит забывать и о легендарном саундтреке Gonna Fly Now. Этот трек до сих пор звучит в наушниках миллионов людей, выходящих на утренние пробежки.
«Убойный футбол» Стивена Чоу (2001)
Многие современные зрители вспоминают об этой картине со снисходительной улыбкой. На первый взгляд здесь много несуразностей и совершенно несовместимых вещей. Европейскому зрителю сложно принять тот факт, что классическое шаолиньское кунг-фу и футбол могут гармонично дополнять друг друга, но создателям «Убойного футбола» это удалось.
Центральный персонаж Син хочет вернуть популярность боевым искусствам, но привычные методы привлечения внимания не работают. Тогда он призывает на помощь местную футбольную знаменитость Фэна. Под его руководством собирается команда далеких от футбола людей, но обладающих незаурядными способностями. Команда заявляется в чемпионат Гонконга и, пройдя невероятные испытания, побеждает в нем. Главному герою удалось вдохнуть жизнь в шаолиньское кунг-фу, а создателям фильма привлечь интерес к футболу.
Эпичные поединки со спецэффектами и классикой единоборств понравились азиатской публике, равнодушной к самому популярному виду спорта в мире. Подтверждением успеха стали переполненные местными болельщиками стадионы Чемпионата мира по футболу в Южной Корее и Японии годом позднее.
«Ход королевы» Скотта Френка и Аллана Скотта (2020)
«Ход королевы» — драматический мини-сериал, с успехом дебютировавший на платформе Netflix. Картина получила международное признание и собрала множество наград. Представители шахматного сообщества также высоко отозвались о фильме и признали его роль в возрождении интереса к игре.
«Ход королевы» рассказывает историю вымышленной шахматистки-вундеркинда Бет Хармон. У Бет высокие шансы стать лучшей шахматисткой мира, но на пути к успеху ей предстоит справиться с тяжелыми психологическими проблемами, наркотической и алкогольной зависимостями. Девушка рано потеряла родителей и оказалась в приюте уже в девятилетнем возрасте. Приют открыл в ней способности в шахматной игре (благодаря местному уборщику), но там ее подсадили на транквилизаторы. Попав в приемную семью, Хармон уделяет все больше времени шахматам, побеждает в турнирах и зарабатывает серьезные деньги, но успех лишь усилил ее зависимости. В один из переломных моментов своей жизни она утрачивает над ней контроль.
Во время трансляции сериала на Netflix, по информации из официального блога платформы, количество запросов «как играть в шахматы» достигло максимального значения за последние 10 лет. Продажи досок, игровых наборов и прочих товаров, связанных с шахматами, выросли на eBay в конце 2020 года на 250 процентов. Ведущий сайт о шахматах Chess.com столкнулся с волной небывалого интереса к нему в ноябре 2020 года. Каждый день месяца там регистрировалось не менее 100 тысяч человек – в пять раз больше привычных показателей.
«Третий тайм» Евгения Карелова (1962)
Литературная основа фильма о самоотверженности пленных советских футболистов появилась еще в 1944 году. Произведение «Тревожные облака», рассказавшее о «матче смерти», было написано Александром Борщаговским сразу после освобождения Киева и мгновенно стало популярным на фронтах войны. Футболисты «Динамо», оказавшись в плену немецких войск, приняли вызов местной непобедимой команды «Люфтваффе». Несмотря на реальную угрозу быть убитыми в случае победы, советские игроки отдались игре на 100 процентов и победили со счетом 5:3. «Третий тайм», как и первоисточник «Тревожные облака», воспевал железный характер, силу духа советских спортсменов, несломленных даже под гнетом оккупации.
— Каким на самом деле был «Матч смерти» в оккупированном Киеве
Популярность «Третьего тайма», вышедшего в прокат в 1962 году, превзошла ожидания. Картина заняла шестое место по количеству просмотров в кинотеатрах (32 миллиона зрителей) и способствовала увеличению количества болельщиков на стадионах. Средняя посещаемость матчей чемпионата СССР в первой половине 1960-х годов выросла до 45 тысяч человек. Это лучший показатель за всю историю советского и российского футбола. В современной России в год чемпионата мира (сезон 17/18) средняя посещаемость тура едва добиралась до 15 тысяч человек.
Заключение
Вековая история кинематографа подтверждает: зрелищный фильм о спорте с интригующим сюжетом способен мотивировать людей записываться в секции, начать изучение премудростей игры и просто поверить в самих себя. Художественные фильмы могут изменить жизни конкретных людей, создать огромные социальные группы, движения, принести коммерческий успех освещаемым видам спорта. В этом и заключается настоящая магия кино.