Лаврентий Павлович Берия, как известно, был не единственным ребенком у своих родителей. Он являлся одним из троих, младшим из сыновей, и единственным здоровым наследником в скромной семье крестьян-маргиналов. Старший брат наркома умер от оспы в возрасте двух лет, а сестра Анета в раннем детстве перенесла тяжелое заболевание, в результате которого потеряла слух, стала инвалидом, и навсегда осталась глухонемой.
Когда Берия начал стремительно подниматься вверх по политической карьерной лестнице, стал человеком известным и влиятельным, его глухонемую младшую сестру удалось весьма удачно выдать замуж, притом, что сам нарком сразу заявил её супругу, что не намерен как-либо помогать их семье и содействовать его продвижению по службе.
Широкие полномочия и огромные возможности открылись перед Лаврентием Павловичем в 1938-м году, после того, как он был назначен Сталиным на руководящую должность НКВД. Вскоре он стал, по сути, вторым человеком в стране, добившись этого, как утверждают историки, благодаря активной поддержке репрессий во второй половине 30-х годов. Однако, после смерти «Вождя народов», Берия, практически не имевший союзников в правительстве, попал в опалу, был арестован и впоследствии расстрелян. Такое положение дел не могло не отразиться и на членах семьи партийного деятеля.
Лаврентий Берия: биография, сестра Анета
Будущий нарком и член всесильного Политбюро появился на свет в абхазском селе Мерхеул, в 1899-м году, семнадцатого марта, в бедной крестьянской семье Марты Джакели и Павла Берии. У Лаврентия были старшие единоутробные брат и две сестры от первого брака матери, но после смерти первого мужа, женщина оказалась в бедственном положении, не могла самостоятельно поднять детей и их забрал на воспитание её брат Дмитрий.
Позже, уже в браке с Павлом, Марта родила еще троих наследников, но старший сын умер в раннем детстве от оспы, дочь после болезни стала инвалидом по слуху, и лишь младшего из сыновей миновала тяжкая участь. По воспоминаниям односельчан, мальчишка очень любил свою сестру, и нередко, заступаясь за неё, дрался с другими ребятами, дразнившими Анету за её недуг.
Лаврентий с ранних лет проявлял необычайный интерес к учебе и тягу к знаниям, что для крестьянских детей было несвойственно. Но родители обратили на это внимание, и решили дать сыну шанс получить хорошее образование. Они даже продали половину своего дома, дабы оплатить учебу наследника в Сухумском высшем училище, и парнишка оправдал возлагаемые на него надежды.
С семнадцатилетнего возраста Лаврентий сам начал материально помогать своей семье. В Баку молодой человек подрабатывал репетиторством, а также устроился почтальоном. Старшую глухонемую сестру Анету он фактически взял на содержание, а после скоропостижной смерти отца, юноша стал единственным кормильцем в семье.
В конце 1926-го года Лаврентий возглавляет ОГПУ Грузинской ССР, а всего через несколько месяцев после этого он становится наркомом внутренних дел Грузии. Примерно в это же время происходит одно из важнейших событий в его жизни – знакомство со Сталиным, которое стало возможным благодаря содействию Серго Орджоникидзе. Именно Сталин сыграл ключевую роль в продвижении Берии и постоянно оказывал ему серьезную поддержку.
Когда Лаврентий Павлович перебрался в Москву, он привез туда и маму с сестрой, однако, после родного тихого села, жизнь в столице показалась им слишком суетливой и бурной, поэтому женщины предпочли поселиться в более спокойном Тбилиси. Но, не смотря на это, Берия продолжал материально помогать родственницам и принимать непосредственное участие в их судьбе.
Анета Берия: свадьба, семейная жизнь
В начале 40-х годов, когда карьера Лаврентия Павловича была на взлете, он решил устроить личную жизнь своей сестры. Нужно заметить, что Анета, несмотря на свой недуг, была барышней видной и привлекательной. Подходящий жених вскоре нашелся сам в лице Левана Лоладзе – грузинского инженера, работавшего в то время в Управлении Закавказской железной дороги.
Он был человеком интеллигентным, культурным и образованным и являлся достойной партией для сестры наркома. Однако, новоиспеченный влиятельный родственник сразу предупредил Левана о том, что не будет ему помогать в плане продвижения по карьерной лестнице, на тот случай, если мужчина решил жениться из корыстных побуждений.
Свадебное торжество было довольно скромным, согласно грузинской традиции, все расходы взял на себя жених и его родители. В то время роскошь была под запретом даже для высокопоставленных людей и членов их семей.
О трудовой деятельности Анеты нет никакой информации, во многих источниках её называют простой домохозяйкой, однако, сын наркома – Серго Берия в своей автобиографической книге упоминал о том, что его тетка была достаточно образованной и умной женщиной.
С Леваном они сразу хорошо поладили и полюбили друг друга. Вскоре у пары родилась единственная общая наследница – дочь, которой дали имя Анико. По некоторым данным, ни Ливан, ни Анета за время своей супружеской жизни, никогда и ни о чем не просили Лаврентия Павловича, и всегда обходились лишь своими силами. Семья жила достаточно скромно и лишь на то, что зарабатывал Леван.
Анета Берия после расстрела брата
Вскоре после смерти Сталина, Берия был взят под арест прямо на совещании Президиума. Бывшего наркома обвинили в госизмене, а также в связях с британской разведкой. Его дело стало одним из наиболее резонансных в отечественной истории среди членов высшего эшелона советской власти. По решению суда в декабре 1953-го года Лаврентий Павлович был расстрелян в застенках штаба Московского военного округа.
В том же году были арестованы ближайшие родственники некогда всесильного партийного деятеля. Его супругу Нино Гегечкори и сына Серго Берия около года держали в одиночных камерах, а после отправили в Свердловск, в ссылку. При этом, сыну еще и вручили новый паспорт на имя Сергея Алексеевича Гегечкори (фамилия матери, отчество дядьки), а еще его лишили всех наград, званий и даже ученой степени доктора физико-математических наук. Лишь в середине 60-х годов они смогли приехать и обосноваться в Киеве, так как в Москве им жить не разрешалось.
Анету и её супруга Левана, как ближайших родственников наркома, постигла подобная участь. Если верить биографу Александру Северу, который в книге «Берия и НКВД накануне и в годы Великой Отечественной войны», то чета Лоладзе вместе с дочерью Анико, которой на тот момент было всего семь лет, были высланы в Абакан. Тем не менее, о родном брате женщина сохранила только самые теплые воспоминания.
Через два с половиной года после расстрела Берии умерла его теща, еще через время не стало его матери. Анетта, возвратившись из ссылки, жила скромно и неприметно, по некоторым данным, они с семьей поселились в Тбилиси. Сестры бывшего наркома не стало в 1971-м году. Её супруг Леван пережил её на целых четырнадцать лет. О судьбе Анико практически нет никакой информации. По некоторым сведениям, после смерти своей матери, она осталась жить в Тбилиси. Глухонемая сестра Лаврентия Павловича до наших дней реабилитирована так и не была.