История польского похода РККА осенью 1939 г. Часть 1

Так называемый, «Польский поход РККА» начался на рассвете 17 сентября 1939-го. Его официальной целью было возвращение западных территорий Украины и Беларуси, переданных Польше в 1921-м по кабальному Рижскому мирному договору. В этом событии есть несколько фактов, которые на протяжении многих десятилетий трактуются историками в зависимости от политической конъюнктуры, сложившейся в текущий временной период. В угоду идеологической необходимости истина вынуждена оставаться вне поля общественного зрения. Именно таким образом сформировался миф о совместном параде частей Вермахта и Красной Армии в Бресте осенью 1939-го и о потере Польшей значительной части своих исконных земель в результате «большевистской оккупации».

На улицах Ракова. 1939г. Фото:fs3.fotoload.ru

Земли князя Даниила

Современные трактовки «Польского похода РККА», в результате которого в состав СССР вошли западные части Украины и Беларуси, неоднозначны. Советские историки называли его «освободительным», а их западные коллеги предпочитали использовать более жесткую терминологию – «вторжение», «оккупация». Наши ближайшие соседи и сегодня говорят о «Четвертом разделе Польши», проводя аналогию с тремя предыдущими территориальными переделами земель Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией, последний из которых произошел в 1795-м.

После развала Советского Союза данную наступательную операцию Красной Армии стали считать захватнической и некоторые российские историки либерального направления. В любом случае ее нельзя вырывать из контекста многовековых российско-польских отношений.

В XIII столетии русский князь Даниил, правящий в Галиче, заявил о создании на своих землях обособленного Русского королевства, будущее которого он видел в мирном союзе с католиками, что предопределило вектор развития этих территорий. Независимое государство просуществовало относительно недолго и уже в XIV столетии стало частью Королевства Польша. Так началось трагическое перерождение искусственно изолированной части русского народа, который с течением времени существенно отдалился от своей исторической родины в этническом и культурном плане.

Фото:900igr.net

Белорусам в этом смысле «повезло», поскольку они испокон веку жили в Великом Княжестве Литовском, которое в федеративном союзе с Польским королевством образовало Речь Посполитую. В 1795-м новое государство исчезло с географических карт, а «белорусская часть» стала Западными губерниями Российской Империи.

В 1914-м царская Россия оккупировала Львов и захватила большую часть исконных Галицких земель. Появилось Галицкое генерал-губернаторство. Теоретически, данный процесс действительно был воссоединением исторических русских территорий. Однако, их удаленность создавала предпосылки для возможного отторжения.  Что вскоре и произошло.

Возрождение Великой Польши

Используя слабость молодой советской республики, правящие польские круги при поддержке своих западных союзников, преступили к реализации идеи возрождения «Великой Польши» в старых границах Речи Посполитой. Она предполагала возврат части украинских, белорусских и прибалтийских территорий.

В 1919-м началась советско-польская война. Большевики вынашивали не менее амбициозные планы. Они искренне считали, что в результате длительного нахождения Польши в составе Российской Империи сформировался единый рабочий класс с общими устремлениями, конечной целью которых является общемировая пролетарская революция. Для осуществления многовековой мечты ему необходима «братская помощь».

Первоначальные успешные наступательные действия польской армии весной 1920-го сменились не менее решительным атакующим порывом красноармейцев. Под командованием М.Тухачевского рабоче-крестьянские полки вытеснили противника с Украины, и пошли на Варшаву.

В августе на подступах к польской столице произошло решающее сражение этой войны, завершившееся сокрушительным разгромом РККА: десятки тысяч погибших, сотни тысяч – плененных. Ситуация на фронте стала настолько катастрофичной, что ленинское правительство было вынуждено безоговорочно согласиться на кабальные условия мирного договора, заключенного в Риге в 1921-м. РСФСР возвратила Польше материальные ценности и земли, некогда отвоеванные царскими войсками. И, тем не менее, обе стороны остались недовольны.

Линия Керзона

Окончательное решение по вопросу прохождения восточных границ Польши высший совет Антанты принял еще в декабре 1919-го. В его основу легла идея британского министра иностранных дел Джорджа Керзона, который предложил исходить из принципа народов-этносов. Территории с преобладающим польским населением оставались к западу от линии разграничения, а с восточной стороны численное превосходство было у белорусов, русских и украинцев.

Линия Керзона Фото:900igr.net

Стороны вооруженного конфликта то принимали «линию Керзона», то категорически отвергали. Первыми воспротивились поляки, вошедшие в Киев, а после уже большевики, оказавшиеся у стен Варшавы. Окончательную точку в этом противостоянии поставил мирный Рижский договор, зафиксировавший текущее положение противоборствующих сторон на фронте. В результате новая советско-польская граница прошла в нескольких километрах от Минска.

Сегодня нельзя однозначно утверждать, что население западной Беларуси страдало от польского гнета и противилось ассимиляции. Люди жили спокойно, благополучно и зажиточно. Естественно, среди них были и коммунисты-революционеры, и националисты. Массового желания возвращаться в Россию, а тем более в СССР современники не заметили.

Завышенное самомнение

Вплоть до осени 1939-го отношения между двумя приграничными государствами оставались напряжёнными. Польские правящие круги искренне считали, что Советы незаконно оккупируют часть «Великой Польши», которую непременно нужно вернуть в ходе предстоящей экспансии стран западной коалиции. Именно по этой причине они блокировали все инициативы сталинского правительства, направленные на установление дружеских международных взаимоотношений со всеми европейскими партнерами.

Карта границ по состоянию на 1921г. Фото:press.lv

В конечном итоге из-за постоянных политических интриг так и не была сформирована единая антигитлеровская сила, способная еще в зародыше задушить набирающий силу нацизм. Когда Германия напала на Чехословакию, СССР был готов оказать ей военную помощь, однако, другие союзники — Англия и Франция – ввязываться в бой не торопились. Более того, Польша также приняла участие в аннексии на стороне Третьего рейха и оккупировала Тешинскую область.

Подобная безнаказанность вскружила головы ее руководителям. Они возомнили себя серьезными геополитическими игроками, способными наконец-то перекроить карту Европы по собственному усмотрению. Свою значимость, возможности и силы они явно переоценили. Завышенная самооценка сыграла с поляками злую шутку – в одночасье из кровожадного хищника, превратив в беззащитную жертву. СССР и Германия подписали мирный договор с рядом секретных протоколов. Один из них определил линию соприкосновения, на которую должны были выйти «союзные войска» после раздела польской территории.

Гроссмейстерская пауза Сталина

О том, что Гитлера активно подталкивают к нападению на СССР, стало известно еще в 1936-м, когда советская разведка получила неопровержимые доказательства крупных иностранных инвестиций в военную промышленность Германии. Экономика начала быстро расти, но поступательное движение вверх требовало все больше и больше ресурсов. Внутри страны их не было, зато жизненное пространство на Востоке притягивало своими неисчерпаемыми природными богатствами.

В Кремле иллюзий на этот счет не испытывали. Подписывая мирный договор, Сталин планировал отодвинуть существующую границу, как можно дальше от Минска. С этой точки зрения «линия Керзона» выглядела довольно привлекательно, тем более, что она фактически была признана объединенным Западом.

Буквально через несколько суток после нападения на Польшу стало очевидно, что ее армия не способна ничего противопоставить давлению Вермахта. Союзники в лице Франции и Англии нарушили договорные обязательства по оказанию всесторонней помощи и объявили войну нацистской Германии лишь формально, а фактически никаких действий не предпринимали. В результате передовые части гитлеровцев уже 8 сентября вошли в Варшаву, 14 сентября – в Брест, а еще через день – в Белосток. Польская властная верхушка сконцентрировалась на спасении золотого запаса страны и собственной эвакуации в Англию.

Фото:pbs.twimg.com

Темпы продвижения немецких танковых клиньев были таковы, что буквально через пару недель они могли оказаться под Минском, хотя, и должны были остановиться на «линии Керзона». Берлин не скрывал своего удивления от бездействия Москвы. На уровне министров иностранных дел велись постоянные консультации, в ходе которых оговаривались вопросы создания на «свободных» землях западной Украины и Беларуси марионеточных народных республик под немецким протекторатом.

Фото:exclusive.kz

Дальнейшее развитие событий грозило СССР неминуемой катастрофой. Однако, гроссмейстерская пауза, выдержанная Сталиным, была действительно необходима. В Кремле до последнего ждали, что Лондон и Париж пошлют свои войска на защиту Варшавы. Если бы это произошло, то Советский Союз фактически должен был вступить с ними в войну на стороне Германии, как это было прописано в мирном договоре. Москве это было крайне невыгодно. Сталин дождался момента, когда можно безболезненно заявить, что к разгрому Польши и прекращению ее существования, как суверенного государства, СССР никакого отношения не имеет. Когда все точки над «i» были расставлены, настало время активных и решительных действий.

Продолжение

Читайте нас в: