Чем отличаются представители поколений X,Y,Z

Поколение сменяет поколение, и многие сферы деятельности оказались неготовыми к таким переменам. Они не понимают, как выстраивать взаимодействие с новопришедшими так, чтобы все оставались довольны, и пользу получали все участники механизма. В прогрессивных странах Европы теория поколений уже многие годы используется для адаптации профессиональных сфер под новых «героев нашего времени». Бизнес меняет систему мотивации сотрудников. В образовании для нахождения подхода к каждому отдельному ученику подстраивают учебные планы под особенности нового поколения. В маркетинг, где влияние рекламы определяет спрос, разрабатывают кампании, ориентированные на определенную возрастную категорию. Коадаптация различных сфер для взаимодействия с новым поколением – вопрос, стоящий на повестке дня.

Немного истории

В далеком — далеком 1991 году двумя товарищами, обремененными интеллектом, была создана некая теория. Теория поколений. Теория базировалась на том, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, зачастую кардинально различаются. Нейл Хоув и Вильям Штраус (это вот те самые умные дядечки – авторы книг «Поколение» 1991 года, «Четвертый поворот» 1997г, создатели теории Хоув-Штрауса) разделили всю «историю человечества» на несколько этапов, несколько поколений. Изначально их было всего три: Поколение X, поколение Y, поколение Z. После добавились еще три поколения: Величайшее поколение, Молчаливое поколение, Поколение беби-бумеров, однако они уже не получили такой массовой огласки, как три «первенца» Хоува и Штрауса.

Знание основных парадигм каждого из поколений помогает разбираться в людях, видеть причинно-следственные связи их действий и поступков, к тому же данная теория объясняет различие взглядов и приоритетов, что является причиной множества конфликтов, возникающих между представителями разных поколений.

Поколение Х

Поколение Странников. Дети с ключом на шее.

По разным данным это поколение, чей год рождения попал в промежуток с 1963 – по 1984 года.

На данный момент, это самое экономически активное поколение, это поколение бизнесменов (или таксистов, которые с удовольствием расскажут тебе как построить успешный бизнес), поколение предпринимателей. Странники больше всего ценят собственное время. В их характеристику хорошо впишутся такие термины, как: ответственность, высокая работоспособность, прагматичность (иногда излишняя, да-да это то поколение, которое чайный пакетик два раза заваривает), глобальная информированность, желание учиться в течение всей жизни.

Для них больше всего важна стабильность в жизни, в работе, в семье. Представители этого поколения, несмотря на любовь к бизнесу (а бизнес часто подразумевает экономические качели, «то хорошо- то плохо») всегда стремятся к постоянству. Зачастую, рискнув один раз и прогорев, странники не начинают сначала, они выбирают путь, который может оказаться сложнее, но позволит прочно стоять на ногах. Т.е вместо того, чтоб еще раз попробовать себя в роли предпринимателя, они пойдут «к дяде» на оклад и стабильную работу с 8 до 5. Слишком большая переменчивость их нервирует, раздражает и заставляет чувствовать себя незащищенными.

Откуда у них это? Все довольно просто, на долю этих «разочарованных реакционеров» пришелся развал СССР, потеря духовных ориентиров, отсутствие финансовой стабильности. Помните, как зарплату выдавали едой, вещами и всем чем угодно, кроме денег? Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, волна разводов, появление наркотиков, начало перестройки. Такой себе бэкграунд, не находите?

К этому добавляется стремление их родителей с ранних лет приучать детей к самостоятельности. Отсюда вытекает еще одно название представителей поколения Х – «Дети с ключом на шее». Ключ на шее – является символом ранней самостоятельности. Это дети, которые готовить еду и ходить за покупками, научились раньше, чем читать и писать. Это дети, чьи родители с утра до ночи работали, предоставив их самим себе. Это дети, которые сами делали уроки, развивались, читали. Сами. Все сами.

Это дети, которых готовили к суровой реальности родители, заставшие послевоенное время, вечный дефицит. Их растили, чтобы строить Систему. Октябрята- пионеры- комсомольцы- коммунисты. Линия подчинения, линия верности Родине. И они сопротивлялись ей, как могли. Это поколение сразу смекнуло, что надеяться можно только на себя, что помочь себе — ты можешь только сам. Это поколение сопротивления, мечтающее о возможности выбора. Выбора партии, выбора отношения к вождю (помниться, как мама мне рассказывала, что ее чуть из пионеров не исключили, когда своим примером для подражания и идеалом, она назвала кого-то другого, не имевшего отношения к Ленину).

Благодаря всему этому на выходе мы получили поколение, которое надеется только на себя, стремится к независимости, самостоятельности и самое главное — стабильности.

Поколение Y

Поколение большого пальца. Поколение Next. Миллениалы. Поколение Питера Пена.

Это поколение, родившееся в промежуток с 1984 по 2000 года. Время, когда мир менялся с катастрофической скоростью.

У миллениалов много других названий. «Поколение большого пальца» — серьезно? Такое чувство, что социологи вообще не особо заморачиваются, придумывая названия. Однако у этого названия есть вполне логичное объяснение — игреки поколение технологий. «В любой непонятной ситуации -листай меню телефона» — это про них. Уровень пользования технологиями у представителей эпохи миллениум — 24/7, т.е постоянно. Телефон из рук как правило никогда не выпускается, а если и выпускается, то только на ЕГЭ, и только в добровольно-принудительном порядке.

На самом деле, каждое поколение видит мир через свою особенную призму. И поколение Y не исключение. Миллениалы росли и развивались в то время, когда культ индивидуальности планомерно, но стремительно достигал пика своей популярности. Каждый хотел быть «не таким как все», каждый стремился вырваться и отделиться от остальной «серой массы» (в итоге мы, конечно, получили всю ту же серую массу «нитаких», но это уже другая песня, да?). Да, я согласна, в той или иной мере явление «нитакой» было всегда, но именно у миллениалов оно доведено до предела. Описывая иксов, я говорила о том, что они всеми силами стремились к свободе, так вот поколение, воспитанное иксами, возводит личностную свободу на вершину своей пирамиды Маслоу. Поколение Y не признает правил и стандартов, которыми их предшественники привыкли руководствоваться, и на этой почве часто возникают недопонимания и конфликты. Попробуй объяснить своенравной девочке Игреку, что секс возможен строго после свадьбы и посмотри на ее реакцию. Мне кажется она настолько округлит глаза, что брови слегка почешут ей затылок.

При этом есть ряд весомых причин, по которым призма игреков сложилась иным образом, нежели у Иксов. На их глазах мир менялся с такой скоростью, что Тысячелетний Сокол из звездных воин не скоростной корабль, а самокат. Еще в начале их пути, представить себе сотовый телефон- так как мы видим его сейчас, было практически невозможно. А сейчас? Сейчас имея один сматрфон ты можешь полностью обустроить себе комфортную жизнь. Ты можешь снять квартиру, найти работу, для которой только смартфон тебе и нужен, ты можешь даже замуж выйти если у тебя есть доступ в интернет! Разве, что полмира завоевать не получиться, а вот посмотреть — всегда пожалуйста, Google карты тебе в помощь и иди себе, гуляй по улицам Лондона в реальном времени, смотри кафешки, архитектуру и ничего страшного в том, что территориально ты в каком-нибудь Балык-Бистесе находишься, где Интернет уже ловит, а канализацию еще не провели!

При описании поколения Next, на ум приходят такие термины, как легкообучаемость, амбициозность, прямолинейность мышление (да-да, нет-нет, есть правильное и есть неправильное — полумер не существует), индивидуальность, а также инфантильность (да, вот эти мальчики, которые в 25 все еще живут с мамой, и не горят желанием вылупляться из родительского гнезда и заводить семью) и одиночество.

Все это и много другое, как раз о поколении Питера Пена. Инфантильность, одиночество, нежелание взрослеть – все это про Игреков. Так что этот вариант своего названия они оправдывают на 100%. Возможно такое влияние оказал постоянный пример Иксов перед глазами, которые крайне рано повзрослели, и не успели насладиться молодостью, собой, своей жизнью. Возможно, экономическая обстановка в стране, которая не позволяет сейчас взять и накопить на квартиру, машину свое жилье (а в рабские кабалы ипотеки не особо кто-то горит желанием ввязываться). Может технологический скачок, который в итоге заменил в сознание Игреков настоящее, живое общение на виртуальное. Все это привело к тому, что Игреки кардинально рознятся с Иксами. Отсюда вытекает современный аналог конфликта отцов и детей. Иксы, стремящиеся к стабильности, не могу понять Игреков, зацикленных на самореализации. Игрек не хочет работать на дядю, Игрек хочет всего и сразу, он не будет строить карьеру долгих 10 лет, он выберет работу где ему сразу откроется возможность проявить себя, где он сразу почувствует себя на своем месте, он выберет место где достигнет душевного равновесия. Иксы не могут понять истинный «мир без границ». Не могут понять толерантность Nextов к расам, к национальностям, к религиям, к ориентациям. Если посчитать сколько раз я слышала споры между родителями (Иксами) и их подросшими детьми (Игреками) о гомосексуализме — не хватит всех пальцев рук и ног. Иксы не привыкли к миру где «все в твоих руках» они застали временной интервал где десятилетиями ничего не менялось, Игрек рос в мире, в котором изменения настолько перманентны, что частенько даже не вызывают банального интереса, не говоря уже о каком-то удивлении и восхищение, и другого мира Игрек не видел.

Поколение Z

Цифровой человек. I-Поколение.

Какое оно наше недалекое будущее?

Дети (пока еще дети, все таки) этого поколения появились на свет в 2000х и будут появляться вплоть до 2020 года.

Смена поколения Игрек на Зет идет постепенно, и их скорость зависит от места где они родились и растут. В больших городах, где много иностранцев и прогресс идет полным ходом смена социальных поколений происходит быстрее и между собой представители различаются больше.

Для зетов характерна в первую очень технологическую подкованность (Удивительно, да?). Ребенок 5 лет сейчас с легкостью (и заметным высокомерием) расскажет вам алгоритмы Ютуба, кто такие блоггеры и как правильно пользоваться 3Д реальностью и вашим планшетом.

Ценности цифрового поколения до боли условны. Век информации набирает обороты и на этом поколении он скажется гораздо больше чем на предыдущих. На данный момент, сложно точно сказать, что будет в приоритете у Зетов в будущем, но даже сейчас можно сделать пару выводов «на потом». Уже сейчас дети (ну как дети, на сегодняшний момент поколение зетов частично уже совершеннолетние) знают, что для того чтобы зарабатывать необязательно впахивать с 8 до 5 на заводе, они «подскажут» вам, что зарабатывать можно, продавая свои навыки работы с гаджетами, навыки игры в какую-нибудь компьютерную игру (я уж не знаю, во что играют сейчас, но наше поколение рубилось в доту). Мое общение с Зетами позволяет мне сделать вывод о том, что в своем большинстве Зеты думают так же как их смартфоны и макбуки- нелинейно. Это кстати, ничего общего с обучаемостью не имеет, это скорее «клиповое мышление»- максимум критики, недоверие к информации (ну еще бы, они могут проверить каждое сказанное вами слово- набрав его в гугле), отказ от ответственности, инфантилизм. I-Поколение (I- я (англ)) – «я» у миллениумов всегда на первом месте. Большинство из них переняли от Игреков ненависть к рамкам и срокам, значительно ее приумножив. Сроки, дедлайны, рамки, стандарты- это все не про зетов. Про зетов- это панибратское отношение (все на «ты», социальный статус не играет роли), признание их уникальности (даже если ее нет и в помине не было), внимание к их персоне. Выросшие в век избытка информации и формирующие свою призму взгляда на мир с ее помощью, большинство из них мнят себя гениями (чему усердно помогают их предшественники – ну еще бы, я в свои 5 лет ела куличики из песка и делала пистолетики из палок на улице, а не рассказывала маме как устроен планшет), но при этом считают архаизмом таблицу умножения.

Зеты мыслят нелинейно, нерационально. Их мышление и взгляды на данный момент фрагментарны — при разговоре с ними достаточно пару уточняющих вопросов, для того чтобы их аргументация рассыпалась в пух и прах. Возможно, в будущем это положение дел изменится, а то и вовсе кардинально поменяется, но на данный момент это так и это «так себе».

Кого и с чем едят?

Понимая базовые ценности каждого из поколений- нам гораздо проще выстраивать взаимодействие между собой. Данная теория активно применяется на данный момент в маркетинге, в продажах, в решении кадровых вопросов крупных фирм. Понимая, что важно для того или иного поколения — их проще мотивировать и направлять.

Однако, при определении того или иного поколения- стоит помнить, что временные рамки условны. Смена поколений в каждом отдельном случае, зависит от региона, от места рождения. Где-то (в экономически развитых регионах) Зеты уже давно вступили на передовую и во всю развиваются и вкушают свои лавры, а где-то только-только начинают зарождаться первенцы Цифрового поколения.

Однако, разобравшись что – к чему (вернее что-к кому), взаимодействие с людьми можно вывести на новый уровень. Даже приблизительно понимая систему ценностей того или иного поколения, мотивировать людей и находить с ними общий язык будет гораздо проще. При грамотном подходе вы обнаружите в рядах своих союзников людей, преданных своему делу и вам лично (ну это если вы вдруг маленький диктатор, жаждущий преклонения).

Для поколения Икс важна стабильность- им понравиться мотивация в виде повышения по карьерной лестнице. Для Игреков — подойдет материальная благодарность в виде каких-нибудь гаджетов или швейцарских часов. Главное помнить об их прямолинейности и не говорить о том, что швейцарские часы сделаны в Корее. Прямое — должно быть прямым, перпендикулярное — есть перпендикулярное. Швейцарские часы из Кореи– это нонсенс. Зетов же вполне устроит признание их гениальности перед всем оставшимся коллективом. Например, в «Яндексе» имеются шуточные повышения. Через год, работник получает статус «страж кофе-пойнта». Чем дольше сотрудник работает в «Яндексе», тем значительнее шуточная должность.

Несмотря на то, что должность не дает никаких бонусов, опрос Millenial Branding показал, что поколение Зетов предпочитает незначительное повышение через конкретный срок, чем серьёзное повышение неизвестно когда.

Ситникова Татьяна для FreeSMI

В статье является частным мнением автора, редакция может не разделять мнение автора.

 

Читайте нас в: