История компании Аэрофлот

Аэрофлот организовали в СССР в 1923 г. Естественно, что первоначально, созданная для перевозки пассажиров и гражданских грузов фирма имела иное название — «Добролёт». В ее рекламной кампании поучаствовал и Владимир Маяковский, который с плаката обращаясь к жителям СССР: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер». Этот явный «перехлест», для времен начала НЭПа и стиля поэта тогда смотрелся вполне нормально.

В конце второго десятилетия XXI века бренд, с очень «свежим» авиапарком среди фирм, имеющих более сотни «бортов», перевез в 2018 г. больше 55 млн. пассажиров и находится по этому показателю во втором десятке авиаперевозчиков нашей планеты. По нововведениям, в условиях существующей цифровой эры, Аэрофлот четвертый в мире.

Агитационный плакат. Фото:yablor.ru

В новом тысячелетии Аэрофлот, по-прежнему легкоузнаваемый бренд, который семь раз удостаивался звания суперавиаперевозчика Восточной Европы, 4-х «звезд» по версии британской Skytrax и пяти звезд по версии североамериканской ассоциации APEX.

Довоенная история бренда

Дебютный свой рейс Москва — Нижний Новгород «Добролёт» осуществил на Юнкерс Ф-13 (всего использовалось 14 таких аэропланов) в июле 1923 г., тем самым открылось авиасообщение между этими населенными пунктами (в то время в Нижнем Новгороде проводилась ярмарка). Общество друзей Воздушного флота не только популяризировала авиаперелеты, но и собирало денежные средства на пополнение авиапарка и возведение аэродромов. В 1926 г. впервые был осуществлен международный рейс Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – Улан-Батор (Монголия). С 1928 г. этот рейс стал летать из Москвы и существует уже более 90 лет. Маршрут в то время проходил, в основном, вдоль железнодорожных путей, больших рек и других, заметных на местности ориентирах.

Самолет Junkers F-13 «Добролета». Фото:Авиару.рф

Вместе с тем, в УССР существовала своя авиакомпания «Укрвоздухпуть», с которой в 1930 г. они слились. В 1932 г. было дано официальное сокращенное наименование, вскоре ставшей самым мощным перевозчиком в мире, компании — Аэрофлот. В это время в эксплуатацию вводятся аэропланы АНТ-9 и основная довоенная машина Аэрофлота — К-5.

В следующем году был задействован первый в СССР пассажирский аэровокзал на «Ходынке», рядом с которым в 1938 году построили станцию метро «Аэропорт» (аэродром был закрыт сразу после окончания войны). В 1935 г. были введены унифицированные билеты «СССР — Аэрофлот», а с 1936 г. в авиалайнерах стандартизирован внутренний облик (постелены ковровые дорожки, надеты чехлы на креслах и так далее), а также открыты буфеты. Кстати первоначально девушки, ставшие потом стюардессами, именовались буфетчицами, в обязанности которых входило не только торговля продуктами, закупленными ими в аэропортах, но и уборка самого борта.

Послевоенная история бренда

В послевоенные годы парк Аэрофлота пополнился новейшими самолетами Ил-12 и Ил-14, которые два десятка лет летали с главной воздушной гавани страны – Внуково. В то время самыми протяженными линиями были:

Внутри страны — Москва-Хабаровск (7 тыс. км, полет двое суток с посадками)

Международный рейс — Москва-Кабул (около 4-х тыс. км, полет более суток с посадками)

Очень дорого стоил полет до Пхеньяна — 3 168 руб., в 4,5 раза, превышая средний заработок в СССР (719 руб. «старыми» дореформенными деньгами). В 1954 г. впервые сшита единая униформа для стюардесс и стюардов, очень похожая на форму проводниц поездов, вызвав тем самым недовольство, особенно, у стюардесс – «воздушных» созданий (исправлено в 1966 г. на синюю с шапочкой-«таблеткой» вместо пилотки). В этот период Аэрофлот совершал даже невыгодные для себя рейсы, так как важно было обозначить везде, где это было возможно, присутствие СССР.

Самолет — памятник Ил — 14. г.Балашов Фото:aviacasir.ru

В 1956 г. авиастроение совершило качественный прорыв, выпустив в «небо» первый на планете Ту-104, Ту-104А, Ту-104Б на реактивной тяге, что позволило в три раза уменьшить длительность перелетов, а потом турбовинтовые Ил-18 и Ту-114 (1961–1976 г.г.). Кстати, именно на Ту-104, а потом уже и на всех других лайнерах, впервые ввели бесплатное питание и разделили салон на два класса – первый и туристический.

В 1959 г. был введен в действие аэропорт Шереметьево, в 1964 г Домодедово (оба Москва), а в 1971 г. авиасуда, осуществлявшие международные авиарейсы перешли под крыло компании «Аэрофлот — советские авиалинии».

Интересно!

В 1961 г. вышел знаменитый во всех отношениях рекламный лозунг, — «Летайте самолетами Аэрофлота!». Между прочим, с профессиональной точки зрения, получился даже лучше, чем в свое время делал Маяковский. Но пикантность ситуации состояла в том, что даже за границу, не говоря уже о полетах внутри СССР, летать было можно только лайнерами с эмблемой Аэрофлота. Больше было не на чем.

Советская эмблема Аэрофлота Фото:pikabu.ru

Самая дальняя внутренняя линия открылась в 1961 г. – это был рейс на 9 тыс. км (тарифное расстояние) Москва-Петропавловск-Камчатский (географически расстояние 6,3 тыс. км, а ортодромическое – 8,3 тыс. км). Самым протяженным, в тот период времени, было авиасообщение Москва-Гавана — 10 тыс. км.

Самолеты второго поколения – ИЛ-62, Ту-134, Ту-154 и Як-40, в шестидесятые годы прошлого века ознаменовали эпоху реактивных скоростей и, к сожалению, катастроф, а также перелеты на весь американский материк.

История бренда в 70-80 годах XX века

Новое 10-летие началось с трагедии. Братья Бразинскасы в 1970 г. летевшие в самолете АН-24 убили бортпроводника Надежду Курченко и ранили членов экипажа, которым все-таки удалось посадить машину в Турции.

А в следующем году, едва успев взлететь взорвался в результате срабатывания бомбы, самолет Ту-104 рейса Москва-Симферополь (террористы не были найдены).

В 1972 г. поступил для использования Ту-154, с которым связано больше всего летных происшествий, в том числе 72 катастрофы и более 3-х тыс. погибших.

В октябре этого же года, при подлете на посадку в Шереметьево разбился ИЛ-62, производивший рейс из Парижа – крупнейшая авиакатастрофа того времени со 174 погибшими.

Справка.

В 1977 г. биплан АН-2, введенный в эксплуатацию еще в 1948 г. установил мировой рекорд, так как обслуживал внутри страны 3254 населенных пункта. Эта машина занесена в книгу рекордов Гиннеса, как эксплуатируемая более 70 лет. Даже в XXI веке, уже усовершенствованный АН-2 продолжает выпускаться в Китае.

Открытка «Аэрофлот». Самолет АН-2 Фото:meshok.net

Однако последующее десятилетие (1983-1993 г.г.) стали годами, когда Аэрофлот достиг пика своей мощи и популярности. Перевозка более 100 млн. человек в год (рекорд, установленный в 1990 г. — около 140 млн. пассажиров в год побит совсем недавно, после объединения 2-х авиакомпаний США — US Airways и American Airlines), авиапарк в 2 тыс. бортов, ввод в эксплуатацию сверхзвукового Ту-144 и аэробуса ИЛ-86, общая протяженность авиалиний превышала 1 млн. км, внутри СССР перелеты осуществлялись между 3,6 тыс. городов и поселков, а «Аэрофлот — советские авиалинии» летал в 105 стран на всех континентах Земли, включая нейтральную Антарктиду (Европа: рейс Москва-Лиссабон, 4 тыс. км., 6,5 часа; Африка: рейс Москва-Мапуту, 10 тыс. км., 15 часов; Азия: рейс Москва-Джакарта, 11,5 тыс. км., 25 часов; Южная Америка: рейс Москва-Сантьяго, 18 тыс. км., 26 часов).

Справка.

Как государственный праздник (без предоставления выходного дня) день рождения Аэрофлота – 9 февраля, отмечается с 1979 г., а до этого праздновался в третье воскресенье августа — День военно-воздушного флота СССР.

В конце 1980 г. в эксплуатацию вошли среднемагистральный самолет ЯК-42 и советский аэробус ИЛ-86. Самолет двойного назначения (военного и гражданского использования) Ан-124 Руслан вступил в эксплуатацию в декабре 1985 г. и установил по грузоподъемности три десятка рекордов, в том числе один вписанный в знаменитую книгу рекордов Гиннеса (поднял в воздух 135 тонн).

Логотип первого в СССР магазина Duti Free Фото:Arrivo.ru

В 1988 г. в аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин Duti Free, принадлежавший на паях Аэрофлоту и ирландской Aer Rianta International. Пасажиры: возвращающиеся соотечественники и едущие домой иностранцы «выносил» из него все подряд в большом количестве.

История бренда в современной России

В 1990 г. Аэрофлот заключил договор на поставку 5-ти Airbus А-310, но получил их уже разорванный на «тысячу кусочков» основной его российский приемник, названный в 1992 г. «Аэрофлот — Российские авиалинии» (Aeroflot — Russian Airlines). В «лихие» 90-ые из советского Аэрофлота получилось 300 авиакомпаний, иногда с 2-3 бортами на балансе и полетами по нескольку раз в год. Процветала «приватизация» и откровенные хищения. Аэрофлот выжил только благодаря тому, что изначально 51% акций принадлежал государству и похищение Борисом Березовским и топ-менеджментом компании суммы, оцениваемой в S250 млн. долларов США, закончилась решением швейцарского суда о возврате Аэрофлоту S52 млн.

В начале XXI века Аэрофлот купил на Западе три десятка современных самолетов и тем самым довел их численность к 2004 г. до 100 едениц. В 2009 г. компания вывела из своего авиапарка последние Ту-154 и по состоянию на 01.01.2019 г. ее парк составляли 318 лайнеров зарубежного производства, а также 48 суперджетов и один Ан-24, переданный в лизинг (средний возраст 6,3 года, что по среднемировым критериям считается достаточно «молодым» парком). В апреле 2019 г. правительство России разрешило Аэрофлоту в ближайшие 5 лет обновиться сотней новых импортных лайнеров, с условием приобретения до 2030 г., как минимум, сотни Superjet 100 и 50 МС, стараясь достичь паритета в авиапарке компании.

Современный логотип «Аэрофлот» Фото:Let Travel

Акции «Аэрофлот — Российские авиалинии» котируются достаточно высоко — 91, 12 руб. за акцию стоимостью в 1 руб. Всего выпущено 1,11 млрд. простых бездокументарных акций, что составляет 101,1 млрд. руб.

В холдинг Аэрофлот входит 8 компаний, в том числе три авиаперевозчика («Аврора» Южно-Сахалинск, «Победа» Москва и Россия Санкт-Петербург), «Аэрофлот-финанс», «А-Техникс» и «Авиационная школа Аэрофлота» — все г. Москва, а также, расположенные в Подмосковье «Шеротель» и «Аэромар».

Читайте нас в: