В этом месяце свой 68-й день рождения отпраздновал известный советский фигурист, выступавший в одиночном катании, а также Заслуженный тренер России – Игорь Анатольевич Бобрин.
Его называли одним из лучших советских фигуристов-одиночников, притом, что он не завоевал золотых медалей мировых первенств и Олимпийских игр. Самым ярким достижением Игоря Анатольевича стала победа на чемпионате Европы в 1981-м году в Инсбруке. А вот на мировом чемпионате в Хартфорде в том же году он взял «бронзу».
Фигурист всегда выступал ярко и эмоционально, а его номер под названием «Спящий ковбой» стал своеобразной визитной карточкой спортсмена.
Однако, один довольно неприятный инцидент, о котором непринято было вспоминать в советское время, буквально поставил крест на успешной карьере Бобрина.
Игорь Бобрин: биография, семья, ранние годы
Будущий фигурист появился на свет в Северной столице, в 1953-м году, четырнадцатого ноября, и был вторым ребенком в простой советской семье Анатолия Павловича и Марии Ильиничны Бобриных.
Рос вместе с родным старшим братом Владимиром, который стал моряком. Глава семейства прошел войну, а после трудился электриком, а мама работала в одном из местных кинотеатров.
В детстве маленький Игорь имел проблемы со здоровьем, и врачи посоветовали отдать ребенка в спортивную секцию, чтобы укрепить и закалить организм. Так, в возрасте шести с половиной лет родители впервые привели сына на Измайловский каток, дабы он попробовал свои силы в фигурном катании.
Растить из ребенка профессионального спортсмена папа с мамой не планировали, им было важно, чтобы отпрыск укрепил здоровье и иммунитет. Но вскоре юный Игорь начал демонстрировать природный талант, и показал себя перспективным фигуристом.
В этот период на мальчика обратила внимание наставник Татьяна Ивановна Ловейко, и предложила родителям приводить сынишку на тренировки в её секцию. К слову, не заметить маленького Игорька было попросту невозможно, ребенок постоянно бегал с одной аллеи на другую, стараясь успеть прокатиться под мелодии, звучащие на каждой из них.
Первое время мальчик просто с удовольствием катался, постепенно оттачивая свое мастерство, а затем стал принимать участие в детских состязаниях, и к десяти годам получил приглашение от общества «Буревестник».
С 1965-го года начинающий фигурист стал тренироваться под руководством прославленного наставника – Игоря Борисовича Москвина (ушел из жизни в ноябре минувшего года).
Первые успехи, оригинальные программы
Несмотря на природный талант, путь Бобрина к славе был довольно долгим и непростым. Первый успех к нему пришел лишь в 1972-м году, когда фигуристу было уже восемнадцать лет. Тогда на всесоюзном первенстве, проходившем в Минске, он сумел занять третье место.
Осенью того же года, на состязаниях в Ростове-на-Дону, фигурист вновь занял третье место, однако, этих достижений было недостаточно для того, чтобы попасть в состав советской сборной.
Два года спустя, на Кубке СССР по фигурному катанию, спортсмен вновь стал третьим, а весной 1975-го года одержал победу на аналогичных состязаниях, но заветного приглашения в сборную так и не дождался.
Бобрин уделял огромное внимание музыке и постановке номера, а также детально прорабатывал каждый свой образ, так что его выступления походили на мини-спектакли с одним актером. Спортсмен создавал интересные, по-своему уникальные комбинации из нескольких прыжков и довольно сложных элементов.
Он был одним из первых фигуристов в мире, кому удалось овладеть пятью различными тройными прыжками, а также стал единственным в мире исполнителем сложнейшего прыжка с вращением в горизонтальной плоскости, который даже получил название «бобринского прыжка» (bobrin jump).
Игорь Анатольевич получил диплом Ленинградского института физкультуры, а позже окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Успешно сотрудничал с Тамарой Николаевной Москвиной, а также с артистом балета – Юрием Юрьевичем Потемкиным, принимавшими непосредственное участие в постановках его номеров.
Спортивная карьера, достижения
Настоящий прорыв в карьере Бобрина произошел в 1976-м году, когда он впервые принял участие в мировом первенстве, и сумел попасть в десятку лучших фигуристов.
Тогда члены жюри и зрители впервые по достоинству оценили особый «почерк» его катания и оригинальность номеров. В том же году был создан легендарный номер «Спящий ковбой», ставший визитной карточкой фигуриста.
На турнире памяти Николая Александровича Панина-Коломенкина фигурист одержал уверенную победу, однако на этапах формирования сборной он сумел занять лишь четвертое и пятое места, а посему в команду взяли юного Константина Леонидовича Кокору. Тем не менее, Бобрину удалось завершить сезон победой на Кубке СССР.
Затем была победа на состязаниях в Липецке, а в декабре 1977-го года фигурист занял третью ступень пьедестала на столичных состязаниях.
Месяц спустя, на всесоюзном первенстве, он вновь взял «бронзу» и прошел в состав сборной. Однако, на чемпионате Европы спортсмен занял лишь пятое место, а на мировом первенстве, и вовсе, замкнул десятку лидеров.
Начиная с 1980-го года, спортсмен тренировался под чутким руководством Юрия Львовича Овчинникова. Однако, на международных состязаниях фигуриста сопровождал Сергей Николаевич Волков, потому как Юрий Львович стал невыездным из-за близкой дружбы с «невозвращенцем» – артистом балета Михаилом Николаевичем Барышниковым.
Наиболее успешным и ярким в спортивной карьере фигуриста стал 1981-й год. Он выиграл «золото» на европейском первенстве в Инсбруке, а на чемпионате мира в Хартфорде Бобрин стал обладателем бронзовой медали.
Публика аплодировала Игорю Анатольевичу стоя за его артистизм, а судьи высоко оценили технику и чистоту исполнения сложных элементов. А через год, на европейском первенстве, проходившем в Лионе, фигурист занял третье место, но этот чемпионат, фактически, поставил крест на его карьере.
Инцидент, разрушивший карьеру фигуриста
Многие показательные выступления Бобрина вошли в историю фигурного катания. Помимо уже упомянутого номера «Спящий ковбой», следует также отметить такие программы, как «Гарсон», «Мушкетер», а еще «Человек тысячи масок» и другие.
Ставший чемпионом Европы в 1981-м году, фигурист был явным фаворитом и на европейском первенстве следующего года. Сам он стремился закрепить свой успех и надеялся вскоре стать чемпионом мира.
Перед прокатом произвольной программы, где первым по жребию должен был выступить советский фигурист, на лед, перепрыгнув через бортик, высыпала группа враждебно настроенных польских активистов – сторонников объединения «Солидарность» антикоммунистической направленности.
Часть из них тут же окружила Бобрина. Активисты, крича и ругаясь, высказывали свое недовольство советским строем, а заодно угрожали фигуристу. На лед полетели бутылки, которые бились, оставляя множество осколков.
Когда в дело вмешалась полиция, незваных гостей удалось выпроводить с ледовой арены. Но, по некоторым данным, эта акция протеста была санкционирована французскими властями, и время для неё было выбрано не случайно, ведь инцидент помог вырваться вперед французскому фигуристу – Жану-Кристофу Симону.
После того, как протестующие ушли, решался вопрос о том, нужна ли новая заливка катка. В результате арену очистили от осколков битых бутылок, но, по воспоминаниям чехословацкого фигуриста Йозефа Сабовчика, не все осколки были удалены со льда.
Бобрин, и так волновавшийся по поводу предстоявшего выступления, пережил серьезное эмоциональное потрясение, которое его подкосило. Не последнюю роль, вероятно, сыграли и оставшиеся на льду осколки.
В итоге советский фигурист совершил несколько досадных ошибок, хоть и некритичных, но негативно повлиявших на оценки членов жюри, и сумел занять лишь третье место.
После возвращения домой спортсмену было запрещено где-либо упоминать об инциденте в Лионе. Сам он по сей день считает, что именно это происшествие и повлекло стремительный закат его карьеры.
В отечественной прессе, естественно, и слова не написали об акции представителей антикоммунистического движения, а Игоря Анатольевича год спустя вывели из состава сборной, аргументировав такое решение «омоложением команды». Весной 1983-го года он завершил карьеру в большом спорте.
Игорь Бобрин после завершения спортивной карьеры
Один из самых ярких и харизматичных фигуристов Советского Союза так и не сумел стать чемпионом мира и завоевать олимпийское «золото».
Сам он в начале 80-х уходить из спорта не планировал, но на показательных выступлениях советской сборной, в апреле 1983-го года, ему устроили торжественное прощание, а тогдашний министр спорта, и вовсе, открыто заявил, что в услугах Бобрина больше нет нужды.
Но, несмотря на это, фигурист не отчаялся, не позволил себе впасть в депрессию и забросить любимое дело. На протяжении нескольких лет он преподавал в ГИТИСе на отделении балетмейстеров фигурного катания.
В 1986-м году, после смерти легендарной Людмилы Алексеевны Пахомовой, Игорю Анатольевичу предложили возглавить факультете балетмейстеров фигурного катания кафедры хореографии ГИТИСа. Эту должность он занимал на протяжении десяти лет.
В том же году он создал первый в мире Театр ледовых миниатюр, в котором органично сочетались фигурное катание, театральное действо и балетная хореография. К слову, Игорь Анатольевич по сей день является его режиссером и худруком.
В 2002-м году фигурист был удостоен звания Заслуженного тренера России. В разное время он помогал ставить номера молодым фигуристам, занимавшим в итоге призовые места на различных международных первенствах. В частности, в 2005-м году Бобрин ставил программу Ирине Эдуардовне Слуцкой, когда та стала чемпионом мира.
Несколько лет фигурист был членом жюри телевизионного шоу «Кубок Профессионалов» на Первом канале. Труппа его Театра ледовых миниатюр продолжает активно гастролировать по всему миру, а сам бывший спортсмен, несмотря на уже далеко неюный возраст, пребывает в великолепной физической форме.