Этой осенью исполнилась десятая годовщина со дня масштабной авиакатастрофы под Ярославлем, оборвавшей жизни игроков основного состава ярославского хоккейного клуба «Локомотив».
В числе погибших был талантливый хоккеист, выступавший на позиции правого нападающего, Заслуженный мастер спорта России – 31-летний Иван Леонидович Ткаченко. Молодой спортсмен пребывал в расцвете сил и на пике своей физической формы, а о его успешной карьере и счастливой семье нередко писали в прессе.
Ткаченко много лет прожил в счастливом браке со своей избранницей Мариной. Пара воспитывала двоих дочерей и мечтала о сыне, которого, увы, звездный отец так и не увидел, потому что долгожданный наследник родился через несколько месяцев после его трагической гибели.
Иван Ткаченко: биография, семья, ранние годы
Будущий хоккеист появился на свет в Ярославле, в 1979-м году, девятого ноября в простой семье, и был младшим из двоих сыновей у своих родителей. Супруги мечтали о дочери, но когда родился второй сын, то сначала хотели назвать его Ярославом, в честь родного города, однако потом передумали, решив, что имя Иван подходит их ребенку куда больше.
Мальчик рос со старшим братом Сергеем, семья Ткаченко была дружной и счастливой, родители старались дать сыновьям все самое лучшее, и занимались их всесторонним развитием. Когда маленькому Ване не было еще и четырех лет, отец впервые поставил его на коньки и вывел на лед.
Врожденный талант мальчика был виден невооруженным глазом: он начал кататься так, словно коньки были частью него. С шести лет ребенок стал заниматься хоккеем в профильной секции, и буквально поразил наставника, отправив в ворота четыре шайбы на первой же тренировке.
Юного Ваню шесть дней в неделю возил на тренировки отец, твердо решивший развивать талант сынишки. Мальчик рос спокойным и послушным, не доставлял хлопот ни своим родителям, ни учителям, ни наставникам. Он старался избегать конфликтов, но, при этом, всегда мог дать отпор своим обидчикам.
Через несколько лет Ивана перевели в класс со спортивным уклоном, где занятия были организованы таким образом, чтобы ребята легко совмещали их с тренировками. Учился мальчик хорошо, так что у него не возникало проблем ни в школе, ни в секции.
Начало спортивной карьеры
Первым наставником Вани в «Торпедо» был Александр Владимирович Подметалин. Однако, в 1993-м году руководство ярославской хоккейной школы «Торпедо» почему-то сочло бесперспективными Ваню Ткаченко и Рому Ляшенко, который, к слову, в 1997-м году стал чемпионом России, а еще через несколько лет прошел в финал Кубка Стэнли в составе «Dallas Stars».
Было принято решение распустить всю команду Подметалина, а на их место в Ярославль приехали юниоры харьковского «Динамо» во главе со своим наставником. Александр Владимирович отправился в родной Саратов, и предложил Ивану, и еще нескольким своим талантливым подопечным поехать с ним, чтобы продолжить тренироваться.
Родители Ткаченко поначалу были категорически против и не хотели отпускать тринадцатилетнего сына одного в чужой город, но Иван был настойчив, и папа с мамой уступили.
В Саратове тренер поселил ребят в трехкомнатной квартире своего отца, помог оформиться в школу, а дальше подростки жили вполне взрослой и самостоятельной жизнью: учились, тренировались, сами себе готовили, стирали и убирали за собой.
Примечательно, что товарищи вскоре вернулись домой, не выдержав такой взрослой жизни, но Ваня был целеустремленным, и ставил спорт на первое место. Когда юному хоккеисту было пятнадцать лет, его позвали в соседний город Энгельс, выступать за команду «Химик». Однако, задержался он там недолго.
Это был разгар лихих 90-х, команду спонсировали некие криминальные авторитеты, которые вскоре были убиты во время разборок с другими влиятельными бандитами.
После этого Иван непродолжительное время играл за тверской «Вятич», а в следующем сезоне попал в московский «Спортакадемклуб». Там на него обратил внимание известный наставник – Владимир Васильевич Крикунов и пригласил нападающего полететь со «Спартаком» на матч в Канаду. Так шестнадцатилетний парнишка впервые побывал на состязании за океаном.
Затем юноша перешел в команду «Торпедо» в родном городе, но долго там не задержался. Тренером в то время там был Петр Ильич Воробьев, который счел Ивана слишком маленьким и хрупким. Подростка отправили в «Мотор» из Заволжья, а затем он играл в нижнекамском «Нефтехимике».
Ткаченко предпринял попытку попасть в ярославский «Локомотив», однако, наставнику он не приглянулся, и отправился в нижегородское «Торпедо».
Но вдруг в ходе предсезонного турнира «Торпедо» обыгрывает ярославский «Локомотив» со счетом 5:0, причем, две шайбы Иван забивает лично, и делает еще две голевые передачи. Владимир Вуйтек – новый наставник поинтересовался, что это за вундеркинд такой, и когда ему сказали, что это ярославский игрок, тренер решил вернуть парня в «Локомотив».
Карьерный взлет
В 2001-м году хоккеист возвратился в родной клуб, и после этого статистика команды уверенно шла в гору. «Локомотив» дважды становился чемпионом страны, дважды брал «серебро» всероссийского первенства, и дважды становился бронзовым призером.
Уже в 2002-м году хоккеист попал в главную команду страны, и в том же году россияне завоевали «серебро» на мировом первенстве в Швеции. Тогда же Иван получил звание Заслуженного мастера спорта России.
Во второй половине 00-х годов Ткаченко был вице-капитаном родной команды, а в сезонах 2008/2009, 2009/2010, а также 2010/2011 являлся капитаном. Кроме того, он был рекордсменом клуба по числу голевых передач – 178, и по набранным очкам – 313.
Личная жизнь хоккеиста
В жизни спортсмена была лишь одна любимая женщина – его гражданская супруга Марина, с которой они были знакомы еще с детских лет. Официально пара брак не регистрировала, но это не помешало им создать крепкую и счастливую семью.
Избранница была на три года старше хоккеиста, но разница в возрасте не стала препятствием. В возрасте шестнадцати лет Иван набрался смелости, и признался девушке в своих нежных чувствах. Симпатия оказалась взаимной, и пара начала встречаться.
Других женщин, кроме Марины, для парня попросту не существовало. В 2005-м году у влюбленных родился первенец – дочка Александра, а в 2008-м году на свет появилась вторая дочка – Варвара. Пара мечтала о сыне, и когда Марина в третий раз забеременела, Иван не сомневался, что у них будет мальчик, и даже придумал ему имя – Николай.
К сожалению, долгожданного сына спортсмен так и не увидел. Мальчик родился через четыре месяца после гибели своего отца. Вдова Ткаченко назвала наследника Николаем, как того и хотел хоккеист.
Авиакатастрофа под Ярославлем
Седьмого сентября 2011-го года ярославский хоккейный клуб «Локомотив» готовился к вылету в Минск на стартовую игру нового сезона КХЛ. Ребята должны были встретиться там с местным «Динамо», но этот матч так и не состоялся.
В аэропорту Туношна авиалайнер Як-42Д при взлете выкатился за пределы ВПП. Воздушное судно фактически оторвалось с поверхности грунта, и набрало высоту лишь пять-шесть метров.
Спустя полторы минуты с момента взлета, самолет задел левым крылом радиомаяк, затем столкнулся с деревьями, врезался в землю, разрушился и загорелся. Некоторые обломки и хвостовая часть судна упали в реку Туношонка.
43 из 45-ти человек находившихся на борту, погибли сразу. Лишь двоим удалось выжить: хоккеисту Александру Галимову и инженеру Александру Сизову. Спортсмен скончался через пять дней в больнице, а вот члена экипажа удалось спасти.
Иван Леонидович Ткаченко, к сожалению, оказался в числе погибших. Он два месяца не дожил до своего 32-го дня рождения. Хоккеист был похоронен в родном городе на Леонтьевском кладбище.
Как складываются судьбы вдовы, детей и родителей спортсмена
Четырнадцатого января 2012-го года вдова хоккеиста родила долгожданного сына Николая. Имя для ребенка, как мы уже отметили, выбрал Иван. Старшей дочери хоккеиста на момент трагедии было шесть лет, а младшей исполнилось всего три года.
После трагической гибели спортсмена его вдова Марина прекратила общаться с родителями Ивана, и препятствовала их общению с детьми. Леонид Владимирович и Татьяна Владимировна, говорят, что после той авиакатастрофы потеряли не только сына, но и внуков, и если с Сашей и Варей они успели понянчиться, то вот младшего Колю им не довелось подержать на руках.
Единственное место, где время от времени пересекаются родители спортсмена и его вдова с детьми – это кладбище, куда они приходят почтить память Ивана. Да и то, Марина каждый раз, завидев свекровь со свекром, торопится уйти.
По неподтвержденной информации, конфликт между родителями хоккеиста и его гражданской супругой разразился вскоре после трагедии, а его причиной стала дележка наследства. Однако, Марина категорически отказывается обсуждать эту тему и старательно избегает общения с журналистами.
По некоторым данным, родители получили треть наследства своего сына, но недвижимость, машина и выплата по страховке в размере двух миллионов рублей остались Марине и детям.
При жизни Иван мечтал открыть спортивную школу для юных хоккеистов, в родном Ярославле. После его гибели этим занялись родители, дабы воплотить мечту покойного сына в жизнь. Но невестка была категорически против того, чтобы деньги, оставшиеся в наследство от мужа, шли на создание школы. Якобы, именно это и было основной причиной конфликта.
Марина все эти годы самостоятельно занималась воспитанием троих детей, но свою личную жизнь старалась не афишировать. Леонид Владимирович и Татьяна Владимировна предпринимали попытки наладить общение с невесткой, но они не увенчались успехом.
По словам Леонида Ткаченко, они с женой приезжали к внучкам в детский сад и школу, но девочки сами не захотели с ними общаться. Мужчина уверен, что Марина нарочно настроила детей против бабушки с дедушкой, и запретила с ними разговаривать.
В одном из интервью Татьяна Владимировна отметила, что бывшая невестка и внуки не бедствуют, живут в достатке, хотя Марина никогда не работала, ни при жизни Ивана, ни после его гибели. Но вот личная жизнь у женщины так и не сложилась.
Внучки уже довольно взрослые, и бабушка с дедушкой пытались наладить с ними общение посредством социальных сетей. Сначала все было хорошо, девочки шли на контакт, но потом попросту заблокировали их. Супруги не исключают, что это произошло по настоянию Марины.
Добавим, что Иван Ткаченко в тайне ото всех занимался благотворительностью, и переводил крупные суммы на лечение больным детям. Последний перевод в размере полумиллиона рублей для онкобольной девочки он сделал за пятнадцать минут до трагедии, уже сидя в самолете. К слову, те деньги спасли ребенку жизнь.