Невероятно талантливый советский футболист, выступавший на позиции полузащитника – Василий Васильевич Калинов, в конце 60-х – начале 70-х годов был одной из ярчайших звезд московского «Спартака».
Чемпион Советского Союза 1969-го года, бронзовый призер всесоюзного первенства 1970-го года, а также обладатель Кубка СССР 1971-го года так и не успел в полной мере раскрыть свой спортивный потенциал. Он дважды попадал в список лучших футболистов Советского Союза, но, блестяще начавшаяся карьера молодого полузащитника также быстро и закончилась.
Перспективного футболиста уничтожило пагубное пристрастие к горячительным напиткам, которое разрушило его спортивную карьеру, семейную жизнь, лишило здоровья и будущего. В 1996-м году, в возрасте 47-ми лет мужчина бесследно исчез. Он так и не был найден ни живым, ни мертвым, и вот уже четверть века числится пропавшим без вести.
Василий Калинов: биография, ранние годы
Будущий футболист появился на свет в подмосковной Балашихе, в 1948-м году, 27-го декабря, в простой советской семье. Глава семейства – Василий Калинов-старший являлся большим поклонником футбола, а его любимой командой был московский «Спартак», которым он буквально заболел еще до войны.
Любовь к этому виду спорта отец, едва ли не с пеленок прививал сыну, мечтая вырастить из него выдающегося футболиста. Маленький Вася с раннего детства, практически ежедневно бегал с отцом на соседний стадион, где они разминались и играли в футбол.
По воспоминаниям младшей сестры футболиста – Валентины Васильевны, брат в шутку говорил друзьям, что он родился в красной футболке с белой полоской. Вася с детских лет мечтал играть за столичный «Спартак», и, несмотря на то, что ему поступали предложения от других именитых клубов, он всем отказывал.
Первые уроки футбола, как мы уже отметили, Васе давал его отец, затем мальчик посещал профильную секцию при местной суконной фабрике, ну а серьезная спортивная карьера талантливого парнишки началась в родной Балашихе, в команде «Машиностроитель». На тот момент ребят там тренировал известный наставник и бывший голкипер московского «Спартака» – Владимир Игнатьевич Чернышёв.
В 1968-м году, во время одного из товарищеских матчей между «Машиностроителем» и «Спартаком», на юного полузащитника обратил внимание главный наставник «красно-белых» – Никита Павлович Симонян. Подмосковный клуб одержал победу со счетом 2:1, при этом, Калинов был автором одного гола, а второй забили с его подачи. Это впечатлило столичного тренера, и уже в следующем году молодой футболист вошел в состав дубля его команды.
Младшая сестра спортсмена в интервью вспоминала, что Василий, получив весной 1969-го года заветную спартаковскую форму, вечером того же дня вышел в ней во двор, чтобы похвалиться перед ребятами, и в очередной раз шутил, что именно в этой форме он и появился на свет.
Яркая, но короткая спортивная карьера
Давно прошли те времена, когда в профессиональный футбол приходили простые ребята «с улицы» и мгновенно становились звездами и кумирами благодаря одному лишь своему таланту. Многие специалисты считают, что селекция 1969-го года является, пожалуй, одной из лучших за всю историю столичного «Спартака».
Тогда защиту клуба усилили Николай Иванович Абрамов и перешедший из московского «Динамо», Вадим Геннадьевич Иванов, а на позицию голкипера из столичного «Торпедо» пришел неподражаемый Анзор Амберкович Кавазашвили.
Но настоящим сокровищем для клуба стали молодые, и еще никому неизвестные Евгений Серафимович Ловчев, пришедший из «Буревестника», а также воспитанник «Машиностроителя» – Василий Васильевич Калинов. К слову, Василий и Евгений близко сдружились на всю жизнь, но судьбы их сложились совершенно по-разному.
Карьерный взлет юного Василия был ярким и стремительным. Он дебютировал в основном составе «народной команды» девятнадцатого мая 1969-го года. Юношу выпустили на замену в гостевом матче против «Зенита». Хорошо зарекомендовав себя, он вскоре стал постоянным игроком основного состава.
В том же году, вместе со своей командой, он выиграл золотую медаль на первенстве Советского Союза и получил собственную квартиру в доме на ВДНХ. Стоит отметить, что в чемпионском сезоне молодой полузащитник отыграл за клуб 23 матча, и отправил в ворота соперников четыре гола.
В 1970-м году Калинов стал бронзовым призером всесоюзного первенства, провел 28 матчей в составе «красно-белых», а еще через год стал обладателем Кубка СССР. Всего же за неполные четыре сезона, проведенные в столичном клубе, Василий дважды попадал в список лучших футболистов Советского Союза.
Наставники «Спартака» считали Василия одним из наиболее перспективных игроков клуба, с огромнейшим потенциалом. В этом юноше гармонично сочетались природный талант, здоровая спортивная злость, хитрость и отличная техника, и это все притом, что каких-либо серьезных футбольных «университетов» он не оканчивал. Не хватало ему, разве что, немного набраться опыта.
А еще полузащитник поражал всех своей работоспособностью. Легендарный футболист и тренер – Николай Петрович Старостин в своей книге воспоминаний «Футбол сквозь годы» очень тепло отзывался о Калинове, отмечая, что «бензина в его баке хватало на две игры кряду».
После одного товарищеского матча в Англии футболисты, по сложившейся традиции, обменивались футболками на память. Василий тогда по какой-то причине остался вообще без футболки, но, когда команда вошла в раздевалку, за ними вошел Альф Рамсей – наставник английской сборной. Он взглядом отыскал Калинова и с улыбкой вручил ему футболку. Вероятно, этот игрок ему особенно запомнился.
По мнению специалистов, молодой полузащитник вполне мог вырасти в игрока топ-уровня, и уже стоял вопрос о его вызове в национальную сборную. Но, увы, ни того, ни другого так и не произошло. После головокружительного успеха началось стремительное падение футболиста, которому, к сожалению, так никто и не смог помочь.
Пагубное пристрастие, стремительный карьерный спад
Проблемы с алкоголем у футболиста начались, когда тому был всего лишь 22 года. По словам его сестры – Валентины Васильевны, Вася был целеустремленным только на поле, но вот в реальной жизни его можно было охарактеризовать, как человека мягкого и ведомого. Он не мог отказать друзьям и болельщикам в просьбе выпить с ними.
Спортсмену было чуть за двадцать, он играл за топовый советский клуб, был популярен, узнаваем и обласкан публикой, получил собственную квартиру, а его зарплата, вместе с премиальными, составляла почти тысячу рублей (как зарплата инженера за полгода). Не жизнь, а сказка, но эту сказку разрушил «зеленый змий».
По воспоминаниям самого футболиста, после матчей в скверах его поджидали земляки из Балашихи, и предлагали отметить очередную победу или выпить за предстоящий успех. Пару-тройку раз Василий не отказал, а потом как-то это стало привычным делом.
Он был человеком открытым и общительным, с детства имел массу друзей, к которым потом добавились поклонники, а в родном городе его вообще боготворили. Но, как только спортсмен попадал туда, с дисциплиной и режимом тут же возникали проблемы.
Василий стал опаздывать к началу сборов, приходил на тренировки «теплым», а вскоре, и вовсе, начал их пропускать. Но, некоторое время он продолжал выступать на прежнем уровне, демонстрируя на поле отличную игру.
Тренер команды – Николай Петрович Старостин отчаянно пытался помочь своему талантливому подопечному. После одной из тренировок он подошел к молодому человеку, и, глядя ему в глаза, поинтересовался, пил ли он вчера. Поначалу Калинов отмалчивался, но когда ситуация повторилась несколько раз, то он во всем сознался.
После этого наставник отвез полузащитника в клинику к знакомому специалисту, который помогал избавиться от алкоголизма многим известным людям. Он «зашил» футболиста, после чего тот несколько месяцев не прикасался к спиртному. Но однажды, во время очередных дружеских посиделок, Василий не выдержал.
Спортсмен налил себе выпить, и попросил друга следить за ним, чтобы в случае чего, незамедлительно вызвать «скорую». После первого бокала ему стало нехорошо: голова кружилась, в висках стучало, а лицо покрылось какими-то красными пятнами. Но через время все прошло, а мужчина снова стал прикладываться к бутылке.
В то время Василий познакомился с девушкой по имени Татьяна, на которой решил жениться. Николай Петрович тогда лично хлопотал, чтобы пару расписали, несмотря на то, что невеста еще не достигла совершеннолетия.
К слову, даже на собственной свадьбе подвыпивший футболист, так сказать, отличился. Ему не понравилось, что гости слишком увлеклись танцами, и стали меньше внимания уделять молодоженам. Жених громко высказал свое возмущение, но, не добившись желаемой реакции, он попросту сбросил магнитофон со стола. Изумленные гости вновь стали кричать «горько», а вот разбитый магнитофон уже не подлежал ремонту, и его пришлось попросту выбросить.
Но наставник искренне считал, что семейная жизнь изменит полузащитника в лучшую сторону, и он откажется от алкоголя. Однако, чуда так и не произошло. Футболист не только появлялся в нетрезвом виде на тренировках, но и стал позволять себе выпивать в перерывах матчей.
Когда тренер интересовался, куда в перерыве пропадает Калинов, никто не мог дать ответ, он словно растворялся. Однажды, когда «Спартак» проигрывал, в раздевалку вбежал Симонян, вопрошая, куда опять подевался полузащитник. Обыскав все, он распахнул дверь в душевую, и увидел, как футболист там пьет крепкий алкоголь прямо из горла бутылки.
Отчисление из команды
В 1972-м году загулы и пьянки футболиста стали обычным явлением, что не могло не сказаться на качестве его игры. Много позже в интервью спортсмен поведал о том, как однажды, когда он отсыпался после очередного застолья, жена сбрила ему бровь, видимо, желая его таким вот образом наказать.
Наутро Василий стал собираться ехать на базу в Тарасовку, но, увидев, что у него нет одной брови, решил, что в таком виде показываться людям на глаза нельзя. Посему он остался дома, и снова изрядно напился.
После этого руководство клуба вызвало Калинова на серьезный разговор, в ходе которого было принято решение о необходимости его перевоспитания. С этой целью футболиста хотели отправить на первенство Москвы, где ему предстояло играть за зарплату в сто рублей. Спортсмен вспылил, и в резкой форме отказался, после чего был поднят вопрос о его отчислении из команды.
Когда об этом стало известно, в ЦСКА решили призвать Василия в армию повесткой. Но тут вмешалось руководство «народной команды», дескать, они полузащитника за пьянство отчислили, а он спокойно уходит к конкурентам? После этого парня отправили проходить службу в куда менее престижной смоленской «Искре».
После демобилизации футболист возвратился в родной клуб «Машиностроитель». В 1977-м году он стал играть за «Восстание» из Одесской области. К слову, в этой команде колхоза-миллионера платили довольно приличные по тем временам зарплаты.
Первый брак спортсмена к тому времени уже распался, и в Одесской области он встретил свою будущую вторую супругу Валентину, вместе с которой затем возвратился домой. В конце 70-х годов Василию выпал шанс выступать за кишиневский клуб «Нистру», причем, с хорошей зарплатой. Но он отклонил предложение, потому как мама просила его не уезжать. На этом спортивная карьера Калинова завершилась.
Жизнь после футбола
Работать простым тренером со скромной зарплатой бывшая звезда футбола отказался, и пошел трудиться на завод плавильщиком, а позже, и вовсе, устроился на пищекомбинат грузчиком. Пить мужчина не бросил, напротив, его зависимость стала еще серьезнее. Он предпринимал попытки лечиться в профильных медучреждениях, но каждый раз срывался, и снова возвращался к горячительным напиткам.
На долгие годы экс-чемпион Советского Союза вообще пропал из поля зрения футбольных болельщиков и своих бывших товарищей по клубам. О том, как он жил в тот период мало что известно. Мужчина не имел постоянного места работы, и перебивался случайными заработками, а на фоне хронического алкоголизма у него возникли серьезные проблемы со здоровьем.
Интервью 20 лет спустя, шанс на новую жизнь
На заре 90-х годов молодой журналист издания «Ленинское знамя», находясь по заданию редакции в Балашихе на легкоатлетических соревнованиях, заметил старую афишу футбольного турнира, висевшую у входа в спортзал. Кто-то фломастером сбоку дописал: «Будет играть Василий Калинов!».
Фамилия показалась журналисту очень знакомой, и, расспросив о нем у местных болельщиков, он узнал, что это чемпион и обладатель Кубка СССР, и бывшая звезда столичного «Спартака».
Через знакомых журналист связался с известным арбитром Александром Савкиным, который являлся супругом младшей сестры Калинова. Тот очень удивился, когда узнал, что у Василия хотят взять интервью, но все же дал его номер телефона, попутно отметив, что у шурина серьезные проблемы с алкоголем.
Когда представитель прессы позвонил футболисту, чтобы договориться об интервью, тот тоже был удивлен, ведь никто не проявлял к нему интереса почти два десятка лет. На интервью мужчина охотно согласился, и, встретив журналиста на автобусной остановке, повел его к себе домой.
У подъезда двое нетрезвых мужчин поприветствовали Калинова, и направились было в его квартиру, но тот жестом остановил их, и деловито сказал, что к нему приехал поговорить человек из газеты.
В ходе беседы Василий Васильевич откровенно признался, что очень сожалеет о том, что так мало играл за «Спартак», и полностью осознает свою вину в том, как сложилась его судьба. Также он отметил, что ему стыдно перед бывшими товарищами по клубу и тренером, который искренне пытался ему помочь.
Бывший футболист добавил, что поддерживает связь с Евгением Ловчевым, и тот давно зовет его к себе в ветеранскую команду. По словам Калинова, сам он не против снова выйти на поле, нужно лишь немного привести себя в форму.
Публикация интервью спровоцировала всплеск интереса к судьбе бывшего чемпиона, что дало ему шанс что-то изменить в своей жизни к лучшему. Ему стали поступать предложения по работе, Ловчев активно пытался привлечь друга к коммерческим матчам за ветеранскую команду, и тот все-таки принял его предложение, но так и не заиграл.
По воспоминаниям Евгения Серафимовича, товарищ не просто потерял форму – из-за длительного систематического употребления алкоголя мышцы мужчины были совсем рыхлыми, как у старика, притом, что ему было лишь немного за сорок.
Загадочное исчезновение футболиста
Сестра Калинова вспоминала, что её брат к середине 90-х годов стал совсем плох. У него случались приступы эпилепсии, он страдал от провалов в памяти, и ему было трудно о себе позаботиться. Вторая супруга оставила его, и, забрав общего сынишку, уехала на Украину к своим родителям. Кроме того, мужчина потерял документы, и как-то не торопился их восстанавливать.
Ловчев видел друга незадолго до его исчезновения, тот приходил к нему на работу с просьбой занять небольшую сумму денег. Тот дал, сколько было нужно, и эта встреча, как оказалось, была для них последней.
Накануне исчезновения Василий Васильевич пришел в дом своей сестры, и попросил воды. Вид у него был очень неважный: голова разбита, а вдоль раны торчали нитки от швов. Валентина Васильевна с мужем провели его на кухню, предложили поесть и отдохнуть, так как знали, что после ухода жены мужчина питался практически одними горячительными напитками.
Но бывший футболист от всего отказался, лишь попил воды, и поспешил уйти, сказав, что торопится на какую-то встречу, и его уже ждут. Несколько дней спустя стало очевидно, что мужчина пропал. Сестра с мужем обзвонили и объездили все больницы и морги Москвы и Подмосковья, обзвонили все отделения милиции, но никаких следов родственника так и не обнаружили.
Василия Васильевича за минувшую с того времени четверть века так и не нашли ни среди живых, ни среди мертвых. Он исчез в разгар лихих 90-х, и ходили слухи о том, что его убили, но кто и за что – неизвестно. Позже поговаривали, что его скромная могилка затерялась где-то на старом кладбище, но все попытки отыскать какие-либо следы не увенчались успехом.
Василий Васильевич по сей день официально числится пропавшим без вести. Но вот в справочнике «Российский футбол за 100 лет», почему-то написано, что он мертв, и даже указана дата смерти – девятнадцатое января 1996-го года, притом, что в последний раз его видели живым в марте того года. Откуда взялась дата в справочнике – неизвестно.
Ни один из наследников Калинова не пошел по его стопам. Старший сын от первого брака – Сергей стал гроссмейстером по русским шашкам, а позже ушел в бизнес. Сын от второго брака – Всеволод работал на заводе монтером связи, а позднее, по некоторым данным, решил связать свою жизнь со службой в армии.
Во время матчей ветеранов старые болельщики «Спартака» все еще интересуются судьбой Калинова, спрашивают, жив ли он, и что известно о его судьбе. Добавим, что, начиная с 1999-го года, в Балашихе проводятся детские турниры, посвященные памяти легендарно футболиста и соотечественника.