Советский летчик-космонавт и дважды Герой Советского Союза – Владимир Михайлович Комаров не стал первым человеком в космосе, но он участвовал в первой миссии нового типа, возглавил первый в мире космический экипаж и, к сожалению, стал первым человеком, погибшим в ходе космического полета.
Кроме того, Владимир Михайлович также стал первым человеком, которому довелось побывать в космосе дважды. А дома его в это время дожидалась дружная и любящая семья: супруга Валентина Яковлевна Комарова (в девичестве Киселёва), сын Евгений и дочка Ирина.
Космонавт погиб в апреле 1967-го года, на сороковой день после своего сорокалетнего юбилея. Его сын тогда заканчивал школу, а дочери было всего восемь лет. Много лет спустя Ирина Владимировна рассказала о дне, когда она в последний раз видела отца, и о том, как их семья узнала о произошедшей трагедии.
Владимир Комаров: биография, семья, ранние годы
Будущий космонавт появился на свет в Москве, в 1927-м году, шестнадцатого марта, в простой и скромной семье Михаила Яковлевича и Ксении Игнатьевны Комаровых. Глава семейства трудился дворником, являлся участником боевых действий в годы Великой Отечественной войны. У мальчика была старшая единоутробная сестра – Матильда Алексеевна Сигалаева.
Маленький Вова с ранних лет буквально грезил небом. По некоторым данным, ключевую роль в этом сыграло знакомство мальчика с жившим по соседству ученым-авиатором Борисом Николаевичем Юрьевым, который временами рассказывал ребятам интересные и познавательные истории о полетах и воздушных судах.
Получив в 1943-м году аттестат, молодой человек поступил в Первую Московскую спецшколу военно-воздушных сил. Отучившись там два года, Владимир окончательно убедился в правильности выбора профессии, и осенью 1945-го года он стал курсантом Борисоглебского военного авиаучилища летчиков.
Год спустя талантливого курсанта перевели в Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова, которое он успешно окончил в 1949-м году, и в том же году был принят на службу летчиком-истребителем, которую проходил в Грозном. Там же он вскоре познакомился со своей будущей супругой – школьным педагогом по имени Валентина Яковлевна Киселева.
На заре 50-х годов Владимир вступил в ряды Компартии Советского Союза, и тогда же был переведен в закарпатский город Мукачево, где на протяжении двух лет служил в должности старшего летчика.
Затем он стал студентом Военно-воздушной академии имени Жуковского, поступив на факультет авиавооружения.
После получения диплома попал по распределению в Государственный Краснознаменный научно-исследовательский институт ВВС, где трудился помощником ведущего инженера-испытателя. Там же на него вышла комиссия, занимавшаяся отбором первого отряда космонавтов, и предложила сотрудничество в рамках секретной испытательной работы.
Личная жизнь космонавта
Как мы уже отметили, со своей будущей женой юный летчик познакомился в период прохождения службы в Грозном. Однажды он увидел фотографию девушки в витрине одного из местных фотоателье, и был буквально очарован этой красавицей.
Владимир обратился к фотографам и сотрудникам студии, пытаясь выяснить, кто же изображен на снимке. Но никто не мог ничего сказать конкретно.
Мужчина узнал лишь то, что эта девушка, вроде бы, была студенткой педагогического института. Тогда он решил провести собственное расследование, чтобы найти прекрасную незнакомку.
Вскоре он выяснил, что красавицу со снимка зовут Валентина, и она действительно учится в пединституте.
Свободное от службы время летчик с другом проводили у входа в учебное заведение до тех пор, пока не встретили ту самую девушку с фотографии.
После знакомства молодые люди стали регулярно видеться, а на свидания Владимир вместо цветов приносил своей избраннице дефицитные плитки шоколада, которые ему выдавали на службе.
Всего через несколько месяцев влюбленные подали заявление в загс, и поженились менее, чем через полгода после первой встречи.
В июле 1951-го года у супругов родился первый общий ребенок – сын Евгений, а в декабре 1958-го года Валентина Яковлевна подарила супругу второго ребенка – дочку, которую они назвали Ириной.
Отряд космонавтов и полет в космос
В начале весны 1960-го года Комаров прошел тщательнейшую проверку у специально собранной медицинской комиссии, после чего был зачислен в первый отряд космонавтов СССР, вместе с одиннадцатью другими физически крепкими и выносливыми летчиками. Позднее к ним присоединились еще восемь человек.
Всего в первом отряде космонавтов СССР было девять летчиков военно-воздушных сил, шесть летчиков противовоздушной обороны, а также пять летчиков военно-морского флота. Самому старшему из них – Павлу Ивановичу Беляеву на тот момент исполнилось уже 34 года, а самому юному – Валентину Васильевичу Бондаренко было всего 23 года.
После прохождения спецподготовки, сдачи необходимых экзаменов и нормативов, Комаров попал в Центр подготовки космонавтов. С сентября 1962-го года интенсивно готовился к длительному групповому полету в космос.
Владимир Михайлович совершил свой первый полет в октябре 1964-го года, возглавив первый в истории космический экипаж. На борту космического судна «Восход-1», помимо командира, также находились: научный сотрудник – Константин Петрович Феоктистов (он же был одним из конструкторов этого корабля) и доктор – Борис Борисович Егоров.
Полет длился всего 24 часа и семнадцать минут, но, несмотря на столь небольшую продолжительность, улетели космонавты при Хрущеве, но об итогах полета докладывали уже Брежневу, потому как на следующий день после возвращения экипажа Хрущева сместили (Октябрьский пленум).
Все члены экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза и представлены к высшим государственным наградам. Вскоре Комаров получил квалификацию инструктора-космонавта (затем старшего инструктора), а позднее начал проходить подготовку по программе «стыковка» в качестве руководителя корабля «Союз-1».
Фатальный второй полет
Летом 1966-го года стало известно о том, что Владимир Михайлович будет пилотировать космический корабль «Союз-1». В качестве его дублера назначили Юрия Алексеевича Гагарина.
Изначально программа полета предусматривала стыковку с кораблем «Союз-2», переход двух космонавтов из «Союза-2» в «Союз-1» по открытому космосу, и посадку космического корабля уже с новым экипажем на борту.
Однако, начавшийся 23-го апреля 1967-го года полет с самого начала столкнулся с многочисленными неполадками, отказом оборудования и прочими нештатными ситуациями. Когда одна панель солнечных батарей не раскрылась, стало ясно, что программу нужно сворачивать.
Запуск корабля «Союз-2» был отменен, а Комарову приказали досрочно возвращаться на Землю. Для этого было необходимо, чтобы космонавт вручную скорректировал курс корабля в теневом участке, когда Земля не освещалась Солнцем, и он сумел это сделать.
Когда открылся парашютный люк, давление в контейнере оказалось существенно ниже, чем давление в самом корабле, из-за чего контейнер деформировался. Позже, уже после трагедии, данная ситуация была смоделирована на Земле, в результате чего выяснилось, что жесткость парашютного контейнера была недостаточной.
Запасной парашют запутался, и корабль на высокой скорости врезался в землю, разрушился и загорелся. Он упал в степной местности Оренбургской области. От удара лопнули даже привязные ремни.
Одним из первых на месте крушения оказался летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. По его словам, там уже были местные жители из соседнего села, пытавшиеся унять бушевавший огонь.
Из-за отсутствия воды, корабль стали тушить песком и землей, поэтому произошел своеобразный доменный процесс. За счет наличия собственного кислорода, металл горел словно дерево. От корабля остался лишь небольшой холмик в луже расплавленного металла.
Ходили слухи о том, что Комаров перед крушением сильно ругался на конструкторов, а после в радиоэфире были слышны его страшные предсмертные крики. Но Леонов опровергал эту информацию, отмечая, что все случилось быстро, и, вероятнее всего, космонавт даже не успел понять, что это конец.
Плохое предчувствие, и прощание с семьей
До того рокового полета Комарова состоялось три беспилотных запуска кораблей серии «Союз», но все они прошли с проблемами. Тем не менее, решено было запустить на орбиту сразу два пилотируемых корабля этой серии.
Все дело в том, что в 1967-м году предстояло празднование 50-ти летия советской власти и к столь важной дате хотели приурочить новые свершения и достижения, в том числе в области изучения и покорения космоса. При этом, несколько сотрудников Центрального конструкторского бюро открыто высказались о том, что корабли еще «сырые», но к их словам никто прислушиваться не стал.
Когда много лет спустя у дочери космонавта – Ирины Владимировны спроси, предчувствовал ли её отец свою смерть, она ответила, что это было даже не столько предчувствие, сколько осознание реальной степени риска.
Незадолго до старта космонавт навещал в больнице своего друга и коллегу, у которого обнаружили рак. Позднее жена того друга поведала вдове Комарова о разговоре между мужчинами. Владимир Михайлович сказал коллеге, что погибнет с вероятностью в 90%.
Также космонавт настоял на том, чтобы его супруга получила водительские права, и некоторое время сам ездил с ней на их «Волге», чтобы она чувствовала себя за рулем уверенно. Он передал жене все документы на движимое и недвижимое имущество, навел порядок в своем рабочем столе и ответил на все письма.
На последнее восьмое марта Комаров подарил Валентине Яковлевне роскошный столовый сервиз, отметив, что она потом будет ставить его на стол, принимая гостей, и о нем вспоминать.
В Звездном городке непринято было, чтобы члены семьи провожали космонавтов к автобусу, поэтому Владимир Михайлович попрощался с супругой и детьми на пороге квартиры. Затем он вошел в лифт, но долго не решался нажать на кнопку, понимая, что, вероятнее всего, видит близких в последний раз.
Известие о гибели космонавта
Валентина Яковлевна почувствовала недоброе, когда в их доме неожиданно отключился телефон. А когда у них на пороге появилась супруга Константина Феоктистова, у Комаровой началась нервная дрожь.
По воспоминаниям Ирины Владимировны, которой на момент трагедии было всего восемь лет, в тот день была пасмурная погода, и мама по непонятной для девочки причине не отпустила её в школу. Позже она неожиданно отправила дочь гулять на улицу, несмотря на то, что там начался сильный дождь.
Маленькая Ира, прячась от дождя под козырьком, увидела, что у их подъезда остановилась черная «Волга», из которой вышло несколько мужчин. У одного из них девочка заметила три звезды на погонах – это был генерал-полковник со своей свитой.
Когда Ира вошла в квартиру, мама обняла её, и сказала, что теперь они будут жить втроем. Ребенок все еще не понимал, что происходит. У Валентины Яковлевны в тот день случилось кровоизлияние в глаз, а на следующий день женщина проснулась с прядью седых волос.
Комарову уговаривали не ехать встречать гроб с телом супруга, вероятно, опасаясь того, что с ней может случиться истерика. Но женщина настояла на своем и поехала. В выданном ей свидетельстве о смерти мужа, в качестве причины было указано: «обширные ожоги тела», хотя, по факту, от тела там почти ничего и не осталось.
Открывать гроб не стали, потому как никаких сомнений в том, кто там находится, ни у кого не возникало. А 25-го апреля урна с прахом космонавта была установлена в нише Кремлевской стены.
Как сложились жизни вдовы и наследников Владимира Комарова
После трагической гибели космонавта его семье сложно было остаться жить в Звездном городке. Вдове и детям Комарова устроили длительный отпуск, в ходе которого они успели пожить на Кавказе, в Пятигорске и в Крыму.
После возвращения домой у Валентины Яковлевны спросили, где бы она хотела жить с детьми. Старший сын Евгений тогда как раз заканчивал школу, ему нужно было поступать в институт, поэтому семья приняла решение перебраться в столицу.
Комаровым предлагали квартиру в знаменитом «доме на набережной» с видом на Кремль, но вдова космонавта отказалась от этого варианта, отметив, что она не сможет каждый день смотреть из окон на могилу супруга.
Затем семья поехала смотреть квартиру, расположенную у станции метро «Аэропорт». Там на одной из стен висел вырезанный из газеты портрет Владимира Михайловича и статья о нем. Вдова космонавта сочла это знаком, и решила поселиться с детьми там.
Чтобы как-то отвлечься после гибели супруга, женщина, будучи историком по образованию, устроилась работать в печатное агентство «Новости» на должность редактора. Семью много лет поддерживали многочисленные друзья и коллеги безвременно ушедшего космонавта.
Сын Евгений Владимирович с юных лет буквально грезил морем, но после смерти отца решил, что станет физиком. По воспоминаниям его сестры, когда мама однажды спросила, определился ли он с выбором профессии, Женя ответил: «Не волнуйся, мама, я не стану ни летчиком, ни моряком. Я буду физиком!».
Семье погибшего космонавта была назначена неплохая по тем временам пенсия и дополнительно были выплаты на детей до достижения ими совершеннолетия. После распада Советского Союза все имевшиеся у Комаровых льготы и персональная пенсия вдовы были отменены.
Тогда женщина обратилась в районный военкомат, где ей, как вдове полковника, назначили совсем мизерные выплаты. Она ездила в Звездный городок за продуктами, которые ей там выделяли по талонам.
Замуж Комарова больше не вышла, потому что до самой смерти любила только своего Володю. В августе 1995-го года, за неделю до своего дня рождения, Валентины Яковлевны не стало. Ей было 65 лет.
Евгений Владимирович поступил на физико-математический факультет МГУ, а позднее получил диплом академии внешней торговли. Ирина Владимировна окончила военный институт и много лет служила военным переводчиком.
Наследники легендарного космонавта – люди непубличные, редко дают интервью, а об их личной жизни информации практически нет. Известно лишь, что у Ирины Владимировны есть уже взрослый сын – Владимир Михайлович Комаров, который является полным тезкой своего знаменитого дедушки.