Легендарную советскую спортивную гимнастку и чемпиона домашних Олимпийских игр 1980-го года – Елену Аркадьевну Наймушину называли «королевой гимнастики», она стала символом этого вида спорта, а также предметом восхищения и подражания для нескольких поколений спортсменов.
Чисто исполненный ею полет над спортивным бревном в идеальном шпагате стал хрестоматийным, а еще в нем, как нельзя лучше, отражались характер юной гимнастки, её упорство и воля к победе. Ей пророчили блестящее будущее в большом спорте и еще немало ярких и громких побед, но жизнь распорядилась иначе.
Вскоре после триумфа на домашней Олимпиаде Наймушина завершила карьеру, отказавшись от блестящего будущего, и попросту пропала из поля зрения общественности.
Ходили разные слухи относительно того, почему молодая и перспективная гимнастка решилась на такой шаг: серьезная травма, неистовое желание создать семью, и даже проблемы с алкоголем. Сама она старалась никак не комментировать свой выбор, а весной 2017-го года прославленная гимнастка скоропостижно скончалась в возрасте 52-х лет.
Елена Наймушина: биография, ранние годы
Будущая гимнастка появилась на свет в Хакасской автономной области, в вагоне пассажирского поезда. Произошло это в 1964-м году, девятнадцатого ноября, а с ближайшей железнодорожной станции в поселке городского типа Аскиз младенца с матерью – Надеждой Романовной доставили в больницу, там же малышка получила свидетельство о рождении.
Как оказалось, у ребенка был врожденный порок сердца, но именно этот недуг способствовал тому, что маленькая Лена оказалась в секции спортивной гимнастики. Все дело в том, что доктор посоветовал маме девочки водить свое чадо на гимнастику, чтобы укрепить её здоровье, но почему-то забыл уточнить, что на лечебную.
Родительница привела Лену в детскую спортивную школу, являвшуюся филиалом Красноярского государственного университета. Активно тренироваться девочка начала в шестилетнем возрасте, а всего через два года она одержала победу на детском первенстве Красноярского края.
Удивительно, но занятия спортом сказались на организме маленькой Лены не просто благотворным, а по-настоящему волшебным образом: в ходе диспансеризации врачи не выявили у ребенка вообще никаких проблем с сердцем.
Впрочем, ходили слухи и о том, что первоначальный диагноз был неточным и не настолько серьезным, так что девочка просто, так сказать, переросла свой недуг.
Лена выступала за красноярский спортивный клуб «Буревестник», а позже перешла в «Динамо». Её главными наставниками были Татьяна Васильевна Тропникова (позже Шевчук) и Валентин Адольфович Шевчук.
Маленькая Лена росла без отца, и её воспитанием мама занималась самостоятельно. Но в какой-то момент у Надежды Романовны завязались близкие отношения с мужчиной, который стал её законным супругом.
Она собралась переезжать к новому избраннику в Норильск, и забрать с собой дочь, но в ситуацию вмешались наставники девочки.
Татьяна Васильевна видела в своей юной подопечной огромный потенциал, и настояла на том, что Лена должна остаться и продолжить тренировки, иначе её талант попросту пропадет даром.
В итоге девочка осталась в Красноярске, и поселилась в квартире у своего тренера. Мама Татьяны Васильевны отводила девочку в школу, а наставник забирала её после занятий и вела в зал на тренировку.
Так продолжалось почти четыре года. По воспоминаниям Шевчук, она относилась к девочке, как к дочери, но та воспринимала её, скорее, как старшую сестру.
Головокружительный карьерный взлет
Летом, перед тем, как девочка пошла в пятый класс, во время одной из тренировок на неё обратили внимание наставники национальной молодежной сборной.
В возрасте тринадцати лет Наймушина стала самой юной в истории советской спортивной гимнастики обладательницей звания мастера спорта международного класса. Примечательно, что талантливой и целеустремленной девочке, при этом, удалось миновать звание мастера спорта.
Елена первой во всем мире начала выполнять очень сложные элементы, которые впоследствии попали на страницы учебников по спортивной гимнастике. Речь идет о флягах на бревне через одну и другую руки, а также переворотах и сальто вперед.
По собственному признанию гимнастки, она великолепно освоила бревно, но с брусьями было несколько сложнее. У неё были немного слабоваты кисти рук, но это вовсе не мешало девушке демонстрировать блестящие результаты.
Девочка одержала победу на Спартакиаде среди школьников СССР. На мировом первенстве 1979-го года, проходившем в Форт-Уэрте, что в штате Техасс, Елена заняла второе место, вернувшись домой с серебряной медалью.
На московской Олимпиаде Наймушина, в составе советской сборной, была самой яркой звездой.
Каждый из сложнейших элементов она выполняла безупречно, а её вольная программа под песню «Калинка» была встречена бурными овациями, принесла ей «золото» и вошла практически во все фильмы о тех Олимпийских играх.
Пятнадцатилетняя девочка стала звездой мирового масштаба, в Красноярске её встречали, как героя, а руководство города подарило олимпийской чемпионке просторную трехкомнатную квартиру, расположенную в самом центре.
Загадочное исчезновение и внезапное завершение карьеры
После Олимпийских игр юной чемпионке дали время отдохнуть, восстановит силы и насладиться своим триумфом. Осенью ей предстояло отправиться на Кубок мира в Торонто, однако, когда гимнастка уже должна была преступить к активным тренировкам, неожиданно выяснилось, что она пропала.
Елена попросту сбежала ото всех: от своих наставников и даже от мамы, которая возвратилась обратно в Красноярск. Ценой неимоверных усилий её все же удалось разыскать, но гимнастка заявила, что она не в состоянии принять участие в предстоящих динамовских «пробах».
Тем не менее, на Кубок мира в Канаду девушка все-таки отправилась, и даже привезла оттуда «золото», но на этом её спортивная карьера завершилась. Сама Наймушина говорила, что порывалась завершить карьеру сразу после Олимпиады, но ей не позволили этого сделать.
Обладательницу олимпийского «золота» вызвали в столицу, на ковер к высокому руководству, где ругали и отчитывали, как преступника. Ей сказали, что таким поведением она буквально предает Родину, которая возлагает на неё большие надежды.
Девушку довели до слез, и едва ли не угрозами заставили вернуться в состав сборной. Но после победы на Кубке мира, удержать Елену не смогли.
Была ли травма?
Много лет спустя в одном из интервью гимнастка рассказывала о том, что она одержала победу на Кубке Европы, проходившем в Италии. Причем, якобы, Елена выступала после тяжелой травмы, с трещиной в позвоночнике и дикой болью. Она говорила, что ей делали обезболивающие уколы, а после победы у неё отнялись левые рука и нога.
Однако, слова звезды спортивной гимнастики многие подвергают сомнению. Все дело в том, что в международном календаре соревнований за тот период не значится никакого «Кубка Европы по спортивной гимнастике в Италии», есть лишь вышеупомянутый Кубок мира в Канаде.
Кроме того, на здоровье девушка никогда не жаловалась, да и наставники говорили, что у Лены никогда не было серьезных травм.
Татьяна Васильевна, узнав об интервью, данном её бывшей подопечной, заявила, что в нем нет ни одного слова правды. Она подтвердила, что упомянутого Кубка Европы в 1979 – 1981-м годах не было, так что Наймушина не могла в нем участвовать. А о трещине в позвоночнике своей воспитанницы, как и об отнявшихся у неё руке и ноге, она вообще впервые слышит.
Почему олимпийская чемпионка так рано ушла из спорта
Относительно того, почему же Лена решила распрощаться со спортом в таком юном возрасте, по сей день ходит немало слухов. Одни говорили, что причиной тому стала первая настоящая любовь и желание девушки поскорее создать семью. И она действительно вскоре вышла замуж и родила троих детей.
Другие считали, что виной всему стала серьезная травма, после которой «королева гимнастики» уже не могла бы показывать прежний высокий результат. Но сама она говорила, что попросту «наелась» гимнастикой, чувствовала внутри себя какую-то пустоту и хотела бежать из спорта, что она, собственно, и сделала.
Но была и еще одна причина, о которой люди из близкого окружения спортсменки стараются не упоминать. После своего триумфа на Олимпиаде юная Лена ушла в самый настоящий алкогольный запой. Якобы, именно в этом крылась причина её исчезновения, а страсть к крепким напиткам оказалась у девушки наследственной.
Татьяне Васильевне и Валентину Адольфовичу с большим трудом удавалось удерживать свою талантливую подопечную в спорте до 1981-го года, но в возрасте шестнадцати лет, получив звание заслуженного мастера спорта СССР, она окончательно решила для себя, что продолжать карьеру не будет.
По некоторым данным, позднее Наймушина неоднократно предпринимала попытки избавиться от пагубного пристрастия, и даже обращалась с этой целью к специалистам.
Личная жизнь гимнастки
Едва Елене исполнилось восемнадцать лет, она сочеталась законным браком с чемпионом мира по велоспорту из Латвии – Андрисом Зелчи-Личмилисом. Затем вместе с супругом она перебралась жить в Ригу, где родила троих детей: сыновей Тома и Филиппа, а также дочку Линду.
В Латвии гимнастка прожила пятнадцать лет, но после развода с мужем возвратилась обратно в Россию. По словам Елены Аркадьевны, в Риге она за долгие годы так и не прижилась, там ей все казалось чужим. В середине 90-х годов она получила диплом Красноярского государственного педагогического института.
Многие её бывшие коллеги по сборной эмигрировали в Европу или за океан, где преуспели в качестве наставников, но Наймушина утверждала, что никогда бы не уехала так далеко, даже если бы кто-то из наследников изъявил желание забрать её к себе.
После развода с первым супругом бывшая гимнастка некоторое время работала детским тренером в подмосковном Щелково.
Через некоторое время она во второй раз вышла замуж, а её избранником стал мастер спорта по спортивной гимнастике – Сергей Григорьев. Вместе с супругом они занимались развивающей гимнастикой с малышами из тульских дошкольных учреждений. Но через несколько лет женщина овдовела.
Последние годы жизни, безвременный уход легендарной гимнастки
После того, как гимнастка завершила карьеру и вышла замуж, она почти на четверть века распрощалась с большим спортом. Однако, когда её первый брак рухнул, и женщина возвратилась в Россию, перед ней встал вопрос о том, чем она будет заниматься.
По словам Елены Аркадьевны, для тренерской работы она уже была непригодна из-за длительного перерыва и былых травм, которые все чаще давали о себе знать, да и возраст неумолимо брал свое.
Поэтому она решила посвятить себя работе с малышами, чтобы выявлять их способности на ранних стадиях, и помогать им определяться с подходящей спортивной секцией. Женщина сменила несколько таких работ, но нигде долго не задерживалась.
В последние годы о Наймушиной практически ничего не было слышно. Большую квартиру, некогда подаренную ей после триумфа на Олимпийских играх, бывшая спортсменка давно продала, а сама жила в крохотной однушке на окраине города. Туда же впоследствии она забрала и свою пожилую мать.
Со своими взрослыми детьми женщина практически утратила связь. Её старший сын Том проживает в Латвии, средний сын Филипп обосновался в Лондоне, а дочка Линда перебралась в Соединенные Штаты. Когда в редких интервью у гимнастки спрашивали, почему никто из детей не заберет её к себе, она ничего определенного не отвечала.
Елену Аркадьевну можно было увидеть, разве что, на турнирах по спортивной гимнастике, проводимых в Красноярске в её честь. Но в её изменившихся чертах было очень трудно узнать ту талантливую и некогда очень фотогеничную обладательницу олимпийского «золота».
В 2015-м году не стало матери Наймушиной. Женщина осталась совсем одна в условиях, которые даже приблизительно нельзя было назвать комфортными, но улучшить их или что-то поменять в своей жизни она даже не пыталась.
Также она не стремилась найти работу, да и работодатели не горели желанием сотрудничать с человеком, у которого имелись явные проблемы с алкоголем.
Бывшая звезда спортивной гимнастики скоропостижно скончалась в 2017-м году, четырнадцатого марта, в возрасте 52-х лет.
В качестве причины смерти патологоанатомы указали инсульт, случившийся во сне. Грубо говоря, женщина просто легла спать, и больше уже не проснулась.
Она была похоронена на красноярском Бадалыкском кладбище. Увы, но сыновья так и не приехали проститься с матерью, а в последний путь её провела лишь младшая дочь Линда.
Неужели отношения между самыми близкими людьми настолько испортились, что дети не отдали последнюю дань родной матери? Ответить на этот вопрос довольно сложно, но поговаривали, что сыновьям попросту вовремя не одобрили визы, и Линда оказалась единственной, кому удалось приехать.