В этом месяце исполняется 39-я годовщина со дня трагической гибели выдающегося советского фехтовальщика – Владимира Викторовича Смирнова. Некогда он был настоящей звездой спорта, а его имя знали во всем мире.
Рапирист трижды становился чемпионом мира, завоевал золотую медаль на Олимпийских играх, но, к сожалению, погиб в расцвете сил, находясь на пике своей спортивной карьеры. Трагедия произошла в 1982-м году, на мировом первенстве по фехтованию в результате несчастного случая и фатального стечения сразу нескольких факторов.
На момент гибели Смирнову было всего лишь 28 лет, у него остались вдова и двое маленьких детей. Сам же инцидент стал причиной внесения серьезных изменений в экипировку фехтовальщиков, во избежание повторения подобных случаев и с целью обеспечения максимальной безопасности для спортсменов.
Владимир Смирнов: биография, ранние годы
Будущая звезда фехтования родился в маленьком городе Рубежное, на востоке Украинской ССР, 20-го мая 1954-го года. Его родители были простыми советскими тружениками, и не имели непосредственного отношения к профессиональному спорту.
Маленький Вова был непоседливым ребенком, и с ранних лет активно и увлеченно пробовал свои силы в различных видах спорта. Более всего ему нравились командные игры, такие как футбол, хоккей и баскетбол, а посему все свободное время мальчишка пропадал во дворах, гоняя мяч или шайбу с друзьями.
В фехтование юный Владимир пришел случайно и больше из любопытства, просто решив попробовать себя на этом поприще. Однако, данный вид спорта его увлек буквально с первой тренировки, а всего через два года Владимир уже мастерски орудовал шпагой и рапирой, тренируясь в Киеве у талантливого спортсмена и наставника по имени Виктор Харитонович Быков.
Поначалу мало кто верил в то, что Смирнов сможет добиться каких-либо серьезных успехов, потому как фехтованием он занялся в уже довольно позднем возрасте. Первое время он действительно не подавал больших надежд.
По воспоминаниям Быкова, он и сам особо не верил, что этот зажатый и, на первый взгляд, неуверенный в себе юноша скоро станет чемпионом. Но Владимир поражал всех своей целеустремленностью и трудолюбием, и вскоре его старания принесли свои результаты.
Хороший друг и партнер Смирнова по сборной – фехтовальщик Хусейн Исмаилов в одном из своих интервью признался, что его всегда восхищали физическая сила товарища и его мастерство в обращении со шпагой и рапирой. Среди других членов сборной даже ходила шутка о том, что Владимир фехтует каждый раз так, словно он последний.
Основной специализацией Смирнова была рапира, но молодой человек также нередко участвовал в состязаниях шпажистов, демонстрируя отличные результаты. Он постоянно совершенствовался, оттачивал свое мастерство и всегда стремился быть первым.
Спортивные достижения
В 23-х летнем возрасте Смирнов стал победителем всесоюзного первенства. В это же время он завоевал «золото» на чемпионате мира в командном зачете, а годом позднее защитил чемпионский титул страны, и попал в состав олимпийской сборной на предстоящие московские Игры.
Стоит отметить, что Владимир умел не только атаковать и защищаться собственным оружием, он еще обладал удивительной интуицией, словно предугадывая действия соперника, и мастерски уходил от его атак.
На домашней Олимпиаде спортсмену поначалу не слишком везло. Он стал третьим в командных состязаниях шпажистов, после завоевал «серебро» в командном зачете рапиристов, но в индивидуальных соревнованиях на рапире ему не было равных, и заветное «золото» оказалось у Смирнова. Нужно заметить, что на вершине олимпийского пьедестала он потеснил своего товарища и прославленного коллегу-рапириста по имени Александр Романьков.
Наставник Виктор Харитонович на Играх так переживал за успех своих подопечных, что в преддверии финала решил увезти их из олимпийской деревни. Свой поступок он мотивировал тем, что там ребят постоянно отвлекали дружеские посиделки до поздней ночи, поклонники, иностранные гости и концерты. А так спортсмены могли сосредоточиться и настроиться на нужный лад перед ответственными поединками.
Через год после блестящего выступления на Олимпийских играх Смирнов сумел завоевать сразу два «золота» на мировом первенстве, которое проходило во Франции. Он занял первое место в командных состязаниях рапиристов, а также ему покорилось «золото» индивидуального зачета по рапире.
Спортсмен строил большие планы на будущее, ему пророчили немало ярких побед и еще не одну олимпийскую золотую медаль. Но, к сожалению, следующий чемпионат мира, который проходил в солнечной Италии, оказался для рапириста последним, и обернулся трагедией, потрясшей весь мир.
Личная жизнь спортсмена: супруга, наследники
Со своей будущей супругой Эммой молодой спортсмен познакомился на заре 70-х годов. Тогда они оба были еще подростками, им едва исполнилось по шестнадцать лет. Примечательно, что Владимир был всего-то на пять дней старше Эммы.
Его избранница жила в том же небольшом городе Рубежное. Они с первого взгляда прониклись друг к другу теплыми взаимными чувствами, стали общаться, и старались проводить вместе каждую свободную минуту. Их романтические отношения продолжались на протяжении четырех лет, а когда оба отметили свой двадцатилетний юбилей, то решили сыграть свадьбу.
Вскоре в молодой семье появился первенец – сынишка, которого назвали Дмитрием. А год спустя Эмма подарила супругу дочку Ольгу. Смирновы получи в Киеве собственную просторную квартиру. Жена занималась воспитанием наследников и созданием домашнего уюта, а глава семейства постоянно пропадал на сборах и состязаниях, дабы его супруга и дети ни в чем не нуждались.
Близкий друг и коллега Смирнова – обладатель двух золотых олимпийских медалей по фехтованию Михаил Иванович Бурцев как-то в интервью поведал интересную историю. Он рассказал, что однажды Владимир с супругой прогуливались по вечернему Киеву, и на них неожиданно напал грабитель. Преступник потребовал деньги и ценные вещи, угрожая расправой, и ринулся на Владимира.
Однако, злоумышленник сильно недооценил человека, которого выбрал себе в жертвы. Титулованный спортсмен с одного удара отправил нападавшего в глубокий нокаут, а после, взял супругу за руку, и они пошли дальше по своим делам. Когда несколько часов спустя Смирновы возвращались домой, горе-преступник еще лежал на том же месте.
Эмма Смирнова позже неоднократно говорила о том, что рядом со своим Володей всегда чувствовала себя в полной безопасности, словно за каменной стеной. Он был человеком сильным и надежным во всех смыслах: всегда держал слово, никогда и никого не предавал, обожал свою семью, умел дружить и любить всем сердцем. Со дня знакомства и до момента, когда влюбленных разлучила смерть, судьба подарила им двенадцать лет абсолютного счастья.
Дурное предчувствие и последняя встреча с семьей
На мировое первенство в Риме, ставшее последним в жизни рапириста, он вообще мог не ехать. Владимир как-то сильно нервничал, что ему было абсолютно несвойственно, и постоянно искал отговорки, чтобы остаться дома.
По воспоминаниям тренера Виктора Харитоновича (который, к слову, ныне здравствует и минувшей весной отпраздновал свой 84-й день рождения) Смирнов говорил, что устал и ему нужно отдохнуть, что он плохо подготовлен и не хочет подвести команду. Ситуация осложнялась еще и тем, что Быкова сделали невыездным. Однако, наставнику и другим членам сборной удалось уговорить товарища принять участие в чемпионате мира.
Владимир невероятно скучал по семье и буквально мучился от этого. Наставник, на свой страх и риск, решил отпустить подопечного к жене и маленьким детям на день, хотя это считалось прямым нарушением спортивной дисциплины.
По воспоминаниям Эммы, во время той последней встречи с мужем она на прощание сказала ему, что ждет его домой с победой или без. Но Владимир на это отреагировал довольно бурно, заявив, что без победы он не вернется и добавил: «Либо со щитом, либо на щите!». Эти слова оказались пророческими.
Эмму, к слову, тоже терзала непонятная тревога. Позже она призналась, что на следующий день после отъезда супруга, возвращаясь домой с рынка, поймала себя на мысли о том, что пытается вспомнить, сколько лет было её матери, когда та овдовела. Женщина испугалась собственных мыслей, и попыталась отогнать их прочь.
У Владимира во время прохождения таможни для вылета в Италию возникли проблемы. У него обнаружилась незадекларированная валюта, и спортсмена могли не выпустить из страны. Однако, вмешались влиятельные люди из Спорткомитета, и фехтовальщику, на которого возлагались большие надежды, дали добро на вылет.
Трагедия на чемпионате мира
Двадцатого июля 1982-го года проходил четверть финал мирового первенства в мужском командном зачете. По итогам жеребьевки советскому рапиристу предстояло сразиться с немецким спортсменом по имени Маттиас Бер. На тот момент Владимир занимал первую строку в мировом рейтинге, а его немецкий противник располагался в этом же рейтинге сразу за ним.
Но в ходе поединка произошла трагедия, предвидеть которую не мог никто. Маттиас совершил мощный выпад, а его рапира уперлась в плечо Владимира, который, в это же самое время тоже ринулся вперед. От столь сильного столкновения металлический клинок в один миг сломался.
Так как все происходило очень быстро, Бер по инерции продолжил движение рукой, и его сломавшаяся рапира вонзилась в маску Смирнова, разорвав её. Обломок клинка проткнул левый глаз советского спортсмена, и повредил мозг.
Нужно отметить, что в этот момент произошло трагическое стечение ряда факторов. Во-первых, если бы клинок сломался пополам, тогда он не смог бы проткнуть маску, однако он раскололся вдоль и наискось, став неким подобием шила. Во-вторых, воткнись он всего на несколько миллиметров выше, и обломок попал бы не в глазницу, а в бровь, и не нанес бы спортсмену серьезных увечий.
Маттиас был шокирован таким поворотом, он моментально выдернул обломок его рапиры, и стал звать на помощь. Смирнов же тем временем успел снять свою маску, а затем упал, и более уже не двигался. Медики подоспели в течение пары минут, и пострадавшего тут же доставили в клинику, где у него случилась клиническая смерть, а после молодой мужчина впал в глубокую кому.
За жизнь спортсмена отчаянно боролись лучшие специалисты, однако их усилия, увы, так и не увенчались успехом. По прошествии трех дней был созван медицинский консилиум, в ходе которого глава комиссии, занимавшейся лечением советского рапириста, сообщил, что пациента, к сожалению, спасти уже нельзя.
Мозг Владимира Викторовича умер, а жизнь в его теле поддерживалась только при помощи специального оборудования. Спустя еще пять суток, доктора решились отключить молодого мужчину от аппаратов жизнеобеспечения.
После трагедии, произошедшей на чемпионате мира, было инициировано специальное расследование. Немецкого спортсмена Маттиаса Бера признали невиновным, но для него самого этот инцидент стал огромным потрясением. Позже он неоднократно говорил о том, что годами мучается чувством вины, не может спокойно спать, а то непредумышленное убийство стало самым страшным событием в его жизни.
Следует также отметить, что гибель олимпийского чемпиона повлекла за собой пересмотр техники безопасности во время подобных состязаний и серьезные изменения в экипировке спортсменов, дабы предотвратить повторение подобных случаев. Помимо этого, были внесены изменения в стандарты относительно жесткости и прогиба клинков, а также допустимой нагрузки на них.
Как сложилась судьба вдовы погибшего спортсмена
О смерти Владимира Смирнова официально сообщили 28-го июля – в тот день, когда мужчину отключили от аппаратуры, поддерживавшей в его теле жизнь. Его жене Эмме изначально сообщили о том, что муж был серьезно травмирован, оказался в больнице, но его жизнь вне опасности.
Обеспокоенная женщина пыталась добиться разрешения на вылет в Рим, дабы быть рядом с супругом. Однако, когда ей дали «зеленый свет», из Италии пришло печальное известие. Тело олимпийского чемпиона привезли домой первого августа.
Когда произошла трагедия, сынишке Смирновых Дмитрию было шесть лет, а дочке Ольге только исполнилось пять лет. По воспоминаниям вдовы спортсмена, ей после случившегося, не хотелось жить, и удерживали её на этом свете только дети. Эмма пережила тяжелую депрессию, а Диме с Олей она долгое время не решалась рассказать о случившемся, и малыши считали, что папа на сборах и скоро приедет домой.
Организацией похорон, по большей части, занимались люди из Спорткомитета. Попрощаться со звездой мирового спорта пришло много народу, а вдове и осиротевшим детям обещали всевозможную помощь и предоставление персональной пенсии. Но практически сразу о семье Смирнова все почему-то забыли. Даже памятник Владимиру Викторовичу ставили его родные за свой счет.
В обещанной ранее персональной пенсии женщине тоже отказали, добавили лишь семь рублей к пособию на детей. Поговаривали, что вдова получила какую-то огромную денежную сумму по страховке, но на деле это была лишь единоразовая выплата в размере трех сотен рублей.
Когда женщина все же решилась рассказать детям правду, она вместе с ними пришла на могилу супруга, и сказала, что папа больше не вернется, потому как лежит здесь. По воспоминаниям Эммы Ивановны, дочка Оля тогда с детской наивностью поинтересовалась, разве папе не холодно лежать в земле. А сынишка Дима сказал, что сделает для отца самый красивый памятник, и мастерил его днями напролет из пластилина и конструктора.
Через четыре года после гибели мужа Смирнова во второй раз вышла замуж. В этом браке родился общий сын Александр. Беременность была тяжелой, а находясь в роддоме, Эмма Ивановна увидела во сне покойного первого супруга, который плакал, обнимал её и жалел. Она долго не могла понять смысл этого странного сновидения, а через несколько месяцев её младший сын Саша неожиданно умер.
Ныне Эмма Ивановна все также проживает в Киеве. Всю свою жизнь она посвятила детям и сохранению памяти о погибшем супруге. Женщина не является публичной личностью и практически не дает интервью, потому как воспоминания о первом супруге по сей день вызывают у неё слезы.