На следующей неделе исполнится 61 год со дня рождения легендарного советского хоккеиста, выступавшего на позиции крайнего нападающего, двукратного обладателя олимпийского «золота» – Владимира Евгеньевича Крутова. Но, к сожалению, Заслуженного мастера спорта СССР, и пятикратного чемпиона мира вот уже девять лет, как нет в живых.
Талантливый хоккеист, один из лучших нападающих 80-х годов, за свою особую манеру игры получил прозвище «Танк». Он всегда шел до конца, и остановить его было практически не возможно. По мнению другого легендарного отечественного хоккеиста и наставника – Анатолия Владимировича Тарасова, Крутов опережал всех на годы, а все его действия были основаны на величайшем мужестве и стальном характере.
В обычной жизни Владимир Евгеньевич был человеком домашним, хорошим семьянином и верным другом. Одним из его ближайших друзей был безвременно ушедший легендарный хоккеист Валерий Борисович Харламов. Крутов гордился этой дружбой, а когда товарищ трагически погиб в автокатастрофе, тяжело переживал ту трагедию, и стал винить в случившемся себя.
Владимир Крутов: биография, семья, ранние годы
Будущий хоккеист появился на свет в Москве, в 1960-м году, первого июня, и был вторым ребенком в простой советской семье, не имевшей никакого отношения к спорту. Глава семейства трудился фрезеровщиком на заводе, а мама была поваром в детском саду. Володя рос вместе с родным братом Александром, который был на три года старше него.
Впервые на коньки Вова встал в возрасте четырех лет. Сам спортсмен как-то в интервью говорил, что каток был через дорогу от его дома, а, так как других развлечений в то время не было, то, видимо, сама судьба привела его в хоккей.
Он был принят в детскую хоккейную секцию местного клуба «Метеор», а его первым тренером стал Владилен Николаевич Голубев. Мальчик быстро начал демонстрировать определенные успехи и прирожденный талант.
Некоторое время спустя юный спортсмен оказался в школе ЦСКА, у наставника Валерия Павловича Стельмахова. Еще в детстве кумиром маленького Володи стал легендарный хоккеист – Валерий Борисович Харламов, с которым ему в будущем довелось не только познакомиться лично, но и водить дружбу.
Блестящая спортивная карьера
Юный хоккеист дебютировал в составе ЦСКА в 1977-м году, в матче против «Крыльев Советов». Изначально он играл в сцепке с Владимиром Поповым, а также Александром Волчковым.
Но через некоторое время он стал частью легендарного звена КЛМ (Крутов, Ларионов, Макаров), которое в 80-е годы считалось одним из сильнейших не только в Советском Союзе, но и во всем мире.
Владимир Евгеньевич считался лучшим нападающим, а также лучшим бомбардиром молодежных мировых первенств 1979-го, и 1980-го годов.
Кроме того, все в том же 1980-м году молодой человек дебютировал и в составе главной хоккейной команды страны на зимней Олимпиаде, проходившей в Лейк-Плесиде. Там отечественная сборная сумела завоевать «серебро».
Вскоре знаменитый наставник Виктор Васильевич Тихонов создал ключевую пятерку, ставшую настоящей легендой в выступлениях за советскую сборную и столичный клуб ЦСКА: Крутов – Касатонов – Макаров – Фетисов – Ларионов. Спортсмены были не только верными и надежными товарищами на льду, но и лучшими друзьями в жизни.
Владимир Евгеньевич дважды становился Олимпийским чемпионом, завоевав золотые медали в 1984-м году на Играх в Сараево, и в 1988-м году, в канадском Калгари.
Помимо этого, на его счету пять золотых, одна серебряная и одна бронзовая медаль мировых первенств. В 1981-м году он стал победителем Кубка Канады, хотя эта победа оказалась самой горькой в его жизни, но к данной истории мы вернемся чуть позже.
В конце 80-х годов, последовав примеру своих товарищей по сборной, хоккеист решил попытать счастья за океаном, и отправился в НХЛ. Непродолжительное время он вместе с Ларионовым выступал за «Vancouver Canucks», правда, играли они в разных связках.
В 90-м году руководство клуба не пожелало продлевать контракт с Крутовым, мотивируя это тем, что игрок, якобы, набрал лишний вес, и это мешает ему играть.
Благодаря поддержке товарищей, хоккеист вскоре перешел в швейцарский «Цюрих». Но через некоторое время туда пришел новый наставник, который отказался работать с Владимиром Евгеньевичем.
Тогда он перебрался в Швецию, где до середины 90-х годов играл в клубах «Эстерсунд ИК» и «Брунфло ИК», а также параллельно тренировал команду «Эстерсунд ИК».
Владимир Крутов: личная жизнь
Хоккеист был официально женат один раз, а его избранницей стала Нина Владимировна Крутова. Женщина была на пять лет старше него, к тому же, она уже успела побывать замужем, и воспитывала сына Дениса от первого брака. Но ни разница в возрасте, ни наличие у возлюбленной ребенка, спортсмена не смутили.
Они познакомились летом 1979-го года, когда Володе было всего девятнадцать лет, а Нине – 24 года. Вскоре после этого его команда улетела в Германию, а оттуда хоккеист вернулся с гостинцами для возлюбленной и её сынишки.
Нине он привез импортный косметический набор, что тогда считалось настоящей роскошью, а маленькому Денису вручил водяной пистолет, каких в Советском Союзе тогда еще не было.
К мальчику спортсмен сразу начал относиться как к родному сыну. По воспоминаниям Нины Владимировны, она очень переживала из-за своего возраста и наличия наследника, но Владимир ей сразу сказал: «Твой ребенок – это мой ребенок!».
А вот мама юноши была против того, чтобы её сын заводил отношения со взрослой разведенной женщиной, да еще и с ребенком. Не найдя общего языка с родителями, хоккеист вскоре, и вовсе, ушел из отчего дома, и переехал к возлюбленной.
Вскоре влюбленные узаконили свои отношения, но на их свадьбе не было никого из родителей: папа и мама жениха не принимали его выбор, и не пришли, а вот родители невесты не пришли потому что не было родителей зятя. Лишь со временем им удалось найти общий язык, примириться и жить в согласии.
Обзавестись общим малышом у супругов получилось не сразу. Нина Владимировна перенесла тяжелую операцию, связанную с внематочной беременность, но в феврале 1984-го года у них родился долгожданный сын Алексей, который пошел по отцовским стопам, и тоже стал хоккеистом.
Дружба с Валерием Харламовым, и трагедия, перевернувшая жизнь
Несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте, Крутов был очень близок со своим партнером по команде и кумиром детства – Валерием Харламовым. Они тесно общались и дружили семьями, и даже ездили вместе отдыхать.
По воспоминаниям вдовы Владимира Евгеньевича – Нины Владимировны, для него Харламов был как брат. Какое-то время спортсмены были практически неразлучны, а еще они были очень похожи по характеру: оба хорошие, простые и добрые, без тени величия или зазнайства.
Однажды Нина Владимировна угодила в больницу, а супруг с Харламовым пришли её навестить. Крутов тогда был еще слишком молод и мало кому известен, а вот его товарища знали и обожали все. Поначалу медперсонал не хотел пускать посетителей, но узнав легендарного хоккеиста, их пропустили.
Летом 1981-го года друзья возвратились с Кубка европейских чемпионов, где Харламов был признан лучшим игроком, а вот Крутов получил сотрясение мозга. В тот же день супругу Владимира Евгеньевича экстренно увезли на «скорой» в больницу, в связи с внематочной беременностью. Пока женщина приходила в себя после операции, за ней ухаживала Ирина Харламова.
Нину Владимировну выписали лишь двадцатого августа. Через несколько дней стало известно о том, что Харламов не едет на Кубок Канады, и его заменит Крутов, который быстро пошел на поправку.
Тогда же Нине позвонила Ирина, которая хотела поддержать подругу после потери нерожденного ребенка, и пригласила её поехать вместе к ним на дачу. Но женщина отказалась, потому как плохо себя чувствовала и пребывала в подавленном состоянии, ведь они с мужем очень мечтали о том, что у них родится дочка.
В тот трагический день, 27-го августа, Нина Владимировна отвела своего старшего сынишку Дениса (тогда еще единственного) в детский садик, а сама решила развеяться и съездить в гости к Харламовым, которые её так звали.
Своими планами она поделилась с мамой, но, пока она собиралась, ей неожиданно перезвонила родительница, и взволнованным голосом попросила к ней заехать.
Когда Крутова увидела маму, на той не было лица. Женщина сказала, что ей только что позвонила Ольга Цыганкова (первая супруга хоккеиста Геннадия Цыганкова) и сказала, что супруги Харламовы попали в автокатастрофу, и оба разбились насмерть.
Для Нины Владимировны это было большим потрясением, но она не знала, как сообщить трагическую новость мужу, боялась, что он этого может не перенести. Вечером супруг сам позвонил из Канады, оказалось, что игроки уже в курсе, и это известие стало тяжелейшим ударом для всех.
Домой Владимир Евгеньевич возвращался победителем Кубка Канады, его пятерка играла в полном составе, и это был единственный случай, когда советская сборная выиграла данный турнир.
Но для него, как мы уже отметили, та победа стала самой горькой. Хоккеист винил себя в гибели товарища, и говорил, что, если бы он не поправился так быстро, то в Канаду полетел бы Валера и избежал печальной участи.
Последние годы жизни
Карьера за океаном у хоккеиста не задалась, и в 1996-м году, в возрасте 36-ти лет он принял решение уйти из профессионального спорта. Тогда же он возвратился на родину, но и здесь не мог найти себе места.
Советский Союз давно распался, а в новых хоккейных реалиях плелись закулисные интриги, порой откровенно подлые. Владимир Евгеньевич, будучи человеком честным и добродушным, не мог и не хотел принимать в этом участия.
Он трудился помощником главного наставника ПХК ЦСКА до начала 00-х годов, а после сам занял пост главного тренера. Входил в состав хоккейного клуба «МГУ». С 2002-го года был руководителем Государственной школы высшего спортивного мастерства. Принимал участие в ветеранских матчах «Легенды хоккея СССР».
По словам вдовы хоккеиста, ей казалось, что последние годы супруг не жил, а мучился. Во-первых, он всю оставшуюся жизнь винил себя в гибели лучшего друга, хотя объективно, ни в чем не был виноват.
Во-вторых, его угнетала несправедливость и жестокость, с которыми доводилось сталкиваться практически ежедневно. А в-третьих, мужчина пропускал через себя чужие беды и проблемы, и стремился всем помочь.
Кроме того, Владимир Евгеньевич, будучи человеком скромным, никогда и ничего не мог попросить для себя, хотя имел огромные заслуги перед родиной и клубом. Нина Владимировна позже с горечью сказала, что все медали и ордена её мужа пригодились, чтобы на подушечках разложить перед его гробом.
А еще Крутов никому и ни на что не жаловался. Он получал тяжелые травмы на льду, но никогда не давал понять, что ему больно. Спортсмен стойко переносил все испытания, делая вид, что ничего серьезного не происходит. В обычной жизни он вел себя так же, не хотел беспокоить близких тревожившими его проблемами со здоровьем.
Через несколько дней после своего 52-го дня рождения хоккеист был экстренно госпитализирован в реанимационное отделение 20-й московской больницы с внутренним кровотечением. К сожалению, спасти выдающегося спортсмена не удалось, и шестого июня 2012-го года его сердце остановилось.
По официальным данным, Владимир Евгеньевич скончался из-за открывшейся язвы желудка. Однако, есть и другая информация, согласно которой, причиной смерти хоккеиста стал цирроз печени. По этой причине выдвигались предположения о том, что мужчина в последние годы сильно пил.
Однако, его вдова категорически опровергает такую информацию. По словам женщины, если бы её супруг действительно так пил, как об этом говорят, то они бы не прожили вместе 33 счастливых года.
Хоккеист был похоронен в Химках, на Новолужинском кладбище. Бывшие товарищи по клубу хотели пробить для него место на более престижном – столичном Троекуровском кладбище, но вдова спортсмена отказалась, потому как Новолужинское ближе к их дому, и она может чаще навещать могилку супруга.