Вопрос, вынесенный в заголовок, волнует историков и лингвистов уже давно. Дело в том, что название «водка», производное от корня «вода» и обозначающее смесь ректификационного этилового спирта и воды, употребляется только в двух славянских языках, русском и польском, причём в обоих звучит совершенно одинаково. У других славянских народов название напитка восходит или к глаголу «гореть» (горилка, палинка), или к тюркскому корню «арак» — сербская и болгарская ракия. Однако кроме сходства названий, нет никаких документальных указаний на то, что русская водка имеет польское происхождение. Как, впрочем, и наоборот.
Веселье на Руси, как известно, есть питие. Однако наши предки на протяжении многих веков веселились, употребляя слабоалкогольные напитки, изготовленные без перегонки. Это множество сортов пива, разнообразные меды и квасы. Виноградный этиловый спирт, как следует из летописей, впервые привезён в Москву в 1386 году, из Каффы, генуэзской (итальянской) колонии в тогдашнем Крыму, и подарен Великому князю Дмитрию Донскому. Однако считать этот год датой появления водки на Руси нет оснований, поскольку нет указаний на то, что спиртовой раствор использовался для «внутреннего употребления».
Со второго «захода» водка на Руси тоже не прижилась, а её появления обернулось скандалом. Большую партию спирта привезли в Москву в 1429 году всё те же генуэзцы. Московскому князю Василию II Тёмному напиток из этого сырья настолько не понравился, что через некоторое время его ввоз и употребление на всей территории княжества было полностью запрещено.
Наиболее достоверной считается версия появления и распространения водки на территории Руси в эпоху великого князя Иван III. При нём была предпринята первая попытка государства бороться с самогоноварением. Известно, что, несмотря на запрет, крепкие спиртные напитки продолжали тайно употреблять, а гнали «хлебное вино» в боярских поместьях и монастырях. Компания по борьбе с самогоноварением, как и все последующие вплоть до наших дней, «захлебнулась» как малоэффективная. Однако другой шаг Ивана III в этом направлении, государственная монополия на производство водки, оказался примером для многих поколений русских правителей. 1474 год, когда эта монополия была установлена, и следует, наверное, считать датой появления водки на Руси как национального напитка.
Владимир Царан.