Со дня смерти уникального советского художника-графика – Надежды (Найдан) Николаевны Рушевой прошло уже более полувека. Её талант был уникальным явлением, ведь девочка никогда не училась в художественной школе и не брала уроков рисования, но создавала настоящие шедевры, над которыми до сих пор ломают головы известные искусствоведы. Работы юной Нади выходили далеко за рамки детского творчества, а свои будущие картины девочка, как она сама говорила, видела на чистом листе, словно водяные знаки.
Художница снискала всесоюзную славу еще в детстве, потом о ней заговорили также в Европе и за океаном, но, к сожалению, талантливая девочка, с детства мечтавшая стать художником-мультипликатором, так и не успела воплотить в жизнь задуманное.
Надя скоропостижно ушла из жизни в возрасте семнадцати лет от врожденной аномалии, подобной взрывному устройству с часовым механизмом, которая много лет никак себя не проявляла. Работы Рушевой до сих пор считают феноменом, ведь юная художница словно была очевидцем того, что отображала на бумаге.
Надежда Рушева: биография, первые работы
Будущая художница появилась на свет в столице Монголии – городе Улан-Батор, в 1952-м году, 31-го января, в довольно известной и уважаемой творческой семье. Её отец – знаменитый советский театральный художник Николай Константинович Рушев, мама – балерина по имени Наталья Дойдаловна Ажикмаа Салчак, а дедушка по отцовской линии – оперный певец Константин Николаевич Рушев.
Девочка имела тувинские корни по материнской линии, и при рождении ей дали имя Найдан, что в переводе означает «живущая вечно». Вскоре после появления дочери вся семья перебралась жить в Москву. Там отец устроился на работу в качестве художника на центральное телевидение, а мама оставила карьеру балерины и всецело посвятила себя воспитанию наследницы.
Рисовать Надя начала раньше, чем научилась говорить, читать и писать. Первые впечатляющие работы девочка начала создавать в возрасте пяти лет, иллюстрируя любимые сказки, которые ей читали родители. Однако, отец-художник не считал нужным давать дочери уроки живописи, художественную школу девочка тоже не посещала, поэтому, все, что рисовала юная художница, делалось интуитивно.
Когда Надежде было семь лет, Николай Константинович решил прочитать дочке пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Девочка, слушая родителя, взяла в руки бумагу и карандаши. К тому моменту, когда сказка закончилась, Надя сделала 36 зарисовок по её сюжету. Созданные ею иллюстрации вовсе не были детскими рисунками, персонажи на них были «живыми», вполне узнаваемыми, в них чувствовался характер и эмоции, а события не были статичными. Ныне все эти иллюстрации хранятся в столичном музее А.С. Пушкина.
Когда школьница начала читать книги, она, находясь под впечатлением от прочтенного, стала создавать иллюстрации по мотивам известных произведений: романов, поэм, пьес, греческих мифов и легенд или исторической литературы. Удивительно, но юной художнице не нужно было объяснять, как одевались люди разных эпох, какие носили прически и так далее, она рисовала их с такой точностью, словно видела вживую.
Примечательно, что девочка никогда не делала предварительные наброски или эскизы, а также не использовала ластик и не поправляла свои работы. У неё не было черновиков, каждый штрих сразу ложился именно в то место, куда было нужно, а сама Надежда говорила, что живет жизнью тех персонажей, которых она рисует.
Надя Рушева: слава и признание
В 1962-м году десятилетняя девочка стала заниматься в недавно открывшемся столичном Дворце Пионеров у талантливого преподавателя Людмилы Александровны Магницкой. Опытный педагог сразу поняла, что перед ней оказался настоящий самородок, а уникальный талант девочки даже не нужно было развивать.
Именно Магницкая познакомила девочку с известным академиком и скульптором-анималистом Василием Алексеевичем Ватагиным. Он высоко оценил работы маленькой художницы, а также преподнес ей в подарок собственную книгу под названием «Записки анималиста» с подписью: «Милая Надя! Жду, желаю и искренне верю в твои большие успехи. Твой дедушка В.Ватагин. 9 марта 1963 года».
В том же году рисунки девочки впервые были опубликованы на страницах газеты «Пионерская Правда», а вскоре после этого состоялась её первая персональная выставка, организованная популярным советским журналом «Юность».
Через некоторое время работы маленькой художницы были опубликованы в ряде других изданий, а сама Надя познакомилась с известным итальянским детским писателем-сказочником Джанни Родари, который пришел в полнейший восторг от её рисунков. Родари поспособствовал тому, чтобы работы девочки попали на выставки в Европу, а после и в Соединенные Штаты.
Осенью 1964-го года более восьми десятков работ Рушевой были выставлены в главном корпусе МГУ. К двенадцати годам художница уже обрела имя и известность в кругах профессиональных художников. Персональные выставки её работ стали проходить не только в Советском Союзе, но также в ряде европейских стран.
Надежда создала первые иллюстрации для культового мистического романа «Мастер и Маргарита», причем, сделала это настолько потрясающе, что привела в восторг Елену Шиловскую – вдову писателя. Нарисованные девочкой персонажи невероятно точно походили на описанных в книге, а в портретах Мастера проступали черты самого автора – Михаила Афанасьевича Булгакова.
Рушева также создала удивительные рисунки к балету «Анна Каренина», который, к слову, был поставлен уже после безвременной кончины юной художницы. Сама школьница, отвечая на вопросы о том, как она придумывает свои рисунки, неоднократно говорила, что видит их на чистых листах, словно водяные знаки, и ей остается лишь обвести изображение карандашом.
Надя Рушева: личная жизнь
Несмотря на славу, успех и признание, Рушева оставалась тихой, скромной, даже слегка замкнутой девочкой. Она жила с родителями в квартире, где даже не было телефона, обучалась в обычной школе, но общению со сверстниками предпочитала дружбу с людьми искусства. Девочка хорошо училась, рисовала стенгазеты, а еще очень много читала и создавала иллюстрации к любимым книгам.
Отдельной главой в жизни художницы стал месяц, проведенный в знаменитом лагере «Артек», в 1967-м году. Там Надя сделала серию рисунков, которые ныне хранятся в музеях, а еще познакомилась с неким Олегом Сафаралиевым, который также отдыхал в этом лагере. Между подростками завязалась трогательная переписка, длившаяся до самой смерти Надежды. Позже, с согласия мамы художницы – Натальи Ажикмаа были частично обнародованы письма, которые подростки отправляли друг другу.
Надя Рушева: внезапная смерть художницы
Незадолго до трагедии юная художница вместе со своим отцом посетили Северную столицу по приглашению «Ленфильма». Киностудия как раз преступила к работе над фильмом «Тебя, как первую любовь» о творчестве талантливой юной Надежды, но съемки, в итоге, так и остались незавершенными. Девочке пророчили будущее книжного графика, хотя сама она мечтала стать художником-мультипликатором.
Последним днем жизни талантливой девочки стало шестое марта 1969-го года. В то утро Надя, как обычно, собиралась в школу, но когда она уже обувалась на пороге, то внезапно потеряла сознание и просто рухнула на пол. У них дома, как мы уже отметили, телефона не было, у соседей тоже, поэтому папе художницы пришлось бежать в ближайшую больницу, чтобы вызвать помощь.
Лишь на операционном столе врачи смогли установить, что у девочки была врожденная аневризма сосуда головного мозга, которая разорвалась, спровоцировав внутричерепное кровоизлияние. В 60-е годы такую патологию еще не могли диагностировать и успешно лечить.
К сожалению, гениальная художница скончалась в больнице в тот же день, в возрасте семнадцати лет. Медики лишь отметили, что обычно дети с подобной врожденной аномалией не доживают и до десяти лет.
Надя умерла за три месяца до школьных выпускных экзаменов, так и не став художником-мультипликатором, о чем девочка страстно мечтала с детства. После себя она оставила около двенадцати тысяч рисунков, а её персональные выставки продолжались в Японии, Соединенных Штатах и ряде европейских стран. Работы Рушевой даже побывали в космосе – их с собой взял на орбиту советский космонавт Георгий Михайлович Гречко в 1975-м году.
Надя Рушева была похоронена на Покровском кладбище расположенном возле района Царицыно, который в то время считался окраиной Москвы. На памятнике юной художницы был воспроизведен её собственный рисунок – «Кентаврёнок», созданный некогда девочкой по мифам и легендам древней Греции.