История Арно Бабаджаняна: как сложилась судьба создателя хита «Королева красоты»

Прошло уже почти четыре десятка лет со дня смерти легендарного советского композитора и пианиста Арно Арутюновича Бабаджаняна. Лауреат Сталинской премии, а также обладатель звания Народного артиста СССР более всего известен композициями «Королева красоты», «Лучший город земли», а также «Пока я помню, я живу» и многими другими. Созданные им песни исполняли со сцены такие знаменитости, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Алла Пугачева, Людмила Зыкина и прочие звезды советской эстрады первой величины.

Фото: radiovan.fm Арно Арутюнович Бабаджанян

Те, кто был лично знаком с этим необычайно талантливым человеком, говорили, что он умел, как никто, искренне радоваться жизни, а самое главное – делиться своим чувством с окружающими. Каждый прожитый день композитор принимал с улыбкой и благодарностью, а вся его жизнь – это история любви к творчеству, людям, своей семье и родине, разлетевшаяся по миру в созданной им музыке.

К сожалению, символ и классик советской музыки ушел из жизни, так и не успев воплотить массу своих творческих идей. Композитор скончался в возрасте 62-х лет, после длительной борьбы с тяжелым недугом – лейкемией. В этой статье мы расскажем вам историю жизни, любви и безвременной кончины музыкального гения – Арно Арутюновича Бабаджаняна.

Арно Бабаджанян: биография, начало творческого пути

Будущий композитор и пианист появился на свет в Ереване, в 1921-м году, 21-го января, в простой семье педагогов. Его мама преподавала в школе русский язык и литературу, а отец был учителем математики. Глава семейства обладал великолепным слухом и виртуозно играл на многочисленных музыкальных инструментах, именно он привил наследнику любовь к музыке и творчеству.

Фото: stuki-druki.com Арно Бабаджанян с родителями

Когда мальчику было три года, в день его рождения скончался Владимир Ильич Ленин, и тогда родители изменили дату рождения сына на 22-е января, чтобы она не совпадала с траурным днем. Приблизительно в этом же возрасте маленький Арно стал увлекаться пением и осваивать музыкальные инструменты, демонстрируя всем свой уникальный тонкий слух.

А все началось с визита в их детский сад некого «дяди», который устроил детям прослушивание, а после посоветовал Бабаджаняну серьезно заняться музыкой. Как оказалось, этим «дядей» был сам Арам Хачатурян. Ребенок начинал играть дома на старенькой фисгармонии, а вскоре его приняли в музыкальную школу при Ереванской консерватории, где педагоги, которые занимались с мальчиком, отметили его талант и невероятную тягу к творчеству.

Когда Арно учился во втором классе, он написал свое первое музыкальное произведение, получившее название «Пионерский марш», а в двенадцатилетнем возрасте он одержал победу на республиканском конкурсе молодых исполнителей. После завершения обучения в музыкальной школе, юноша поступил в консерваторию. Однако, два года спустя он решил отправиться в Москву, чтобы попытать свое счастье там. Так, в 1938-м году он стал студентом престижного Музыкального училища имени Гнесиных, поступив сразу на последний курс. Он учился по классу фортепиано у Елены Гнесиной, а параллельно молодой человек решил получить вторую специальность по классу композиции у Виссариона Шебалина.

Фото: biographe.ru Арно Бабаджанян в молодости

Настоящим событием в столичной творческой жизни стала защита талантливым студентом своей дипломной работы. В составе экзаменационной комиссии сидели самые известные и авторитетные в то время пианисты и музыкальные педагоги, а помимо произведений бессмертных классиков, нужно было еще исполнить одно свое собственное сочинение.

Бабаджанян представил на строгий суд комиссии творение, созданное в стиле Скрябина. Когда экзаменаторы дослушали его до конца, то уточнили, что нужно исполнить что-нибудь свое, на что студент ответил, что именно это он только что и сделал. Члены комиссии были удивлены и обескуражены, ведь они знали практически досконально все произведения Скрябина, но работу молодого студента приняли за музыку великого композитора.

Когда грянула Великая Отечественная война, музыкант был мобилизован, и отправился на оборонительные работы под Смоленском. Ближе к концу 1941-го года он, вместе с московской консерваторией, эвакуировался в Саратов. Со следующего года Арно обучался в ереванской консерватории по классам фортепиано и композиции, а после возвращения в Москву, восстановился в столичной консерватории и продолжил обучение там на последнем курсе.

Фото: foto-history.livejournal.com Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян

Арно Бабаджанян: карьерный взлет

Никто из педагогов, друзей или родственников начинающего композитора даже предположить не мог, что всесоюзную славу и всенародную любовь ему принесут вовсе не симфонии, а эстрадные песни, которые будут звучать, как говорится, «из каждого утюга». Позже сам Арно неоднократно говорил о том, что он не пытался создать или изобрести что-то новое, а напротив, писал музыку, опираясь на простые человеческие эмоции: радость, грусть, любовь, ностальгия. Но делал он это всегда с полнейшей творческой самоотдачей.

В начале 50-х годов влюбленный в свою родину музыкант снова возвращается в родной Ереван, чтобы преподавать там в высшем музыкальном учебном заведении. Однако, шесть лет спустя, Бабаджанян окончательно перебирается в Москву, а домой наведывается лишь время от времени.

В 1964-м году сформировалось великолепное творческое трио, состоявшее из композитора Арно Бабаджаняна, поэта Роберта Рождественского, а также исполнителя Муслима Магомаева. Сотрудничество этих невероятно талантливых людей своего времени оказалось успешным и на редкость плодотворным.

Фото: stuki-druki.com Арно Бабаджанян с Робертом Рождественским и Муслимом Магомаевым

В том же 1964-м году в Ереване был проведен один из самых первых в Советском Союзе конкурсов красоты. Это событие для тех лет было настоящей диковинкой, и привлекло к себе немало внимания. Композитор, узнав о предстоящем конкурсе, решил стать членом жюри, и был столь очарован участницами состязания, что сочинил мелодию, к которой его друг Андрей Горохов написал стихи. Так вот и родился легендарный шлягер «Королева красоты».

Его энергии и творческой плодовитости можно было только позавидовать. По словам родных и друзей, когда Бабаджанян усаживался за рояль, он становился самозабвенным и отрешенным, создавая очередной свой шедевр. Ресурс его таланта казался неисчерпаемым, а новые шлягеры будто сами вытекали из-под его пальцев. Позже многие скажут, что композитор попросту спешил жить и хотел успеть сделать как можно больше. Каждое лето музыкант приезжал в родную Армению, которую он любил всем сердцем, и не уставал повторять, что живет он в Ереване, но проживает в Москве.

Его опусы в классическом стиле также высоко ценились авторитетными музыкантами Советского Союза. В Москве Бабаджанян продолжал тесно общаться с Арамом Хачатуряном, которому он всю жизнь был признателен за то, что тот помог ему некогда распознать и раскрыть свой талант. В честь Хачатуряна в конце 70-х годов Арно написал великолепное произведение, получившее название «Элегия». Также в столице композитор начал создавать музыку преимущественно для кинематографа и для эстрады.

Фото: biographe.ru Арно Бабаджанян за роялем

Среди наиболее популярных его песен, можно также отметить «Детства последний звонок», «Голубая тайга», «Чёртово колесо», «Лучший город земли», «Пока я помню, я живу», а также «Песня первой любви» и множество других композиций, которые знала и любила вся страна. Композитор был удостоен звания Народного артиста СССР, отмечен Сталинской премией, Орденом Ленина, и многими другими государственными наградами и почетными званиями.

Арно Бабаджанян: личная жизнь

Семейная жизнь известного композитора всегда отличалась стабильностью. Со своей будущей супругой Терезой Оганесян юный Арно познакомился вскоре после окончания войны в Московской консерватории, где девушка в то время обучалась. Молоденькая студентка сама как-то подошла к Арно после его выступления в Доме культуры Армении, и с восторгом сказала, что он просто божественно играл. Пианисту было лестно это слышать, но тогда он еще не догадывался, что именно этой девушке суждено будет стать главной женщиной в его жизни. Та встреча кардинальным образом изменила жизни обоих, ведь Терезе пророчили будущее великой пианистки, однако, она вскоре решила оставить свои карьерные амбиции и посвятить себя семье.

В 1953-м году у супругов родился единственный общий ребенок – сын, которого они назвали Ара. Наследник впоследствии пошел по стопам своих талантливых родителей и тоже связал свою жизнь с музыкальной деятельностью. Помимо вокальной карьеры Бабаджанян-младший также серьезно увлекался театром, а еще сам некоторое время работал актером.

Фото: muzh-zhena Арно Бабаджанян с женой Терезой Оганесян и сыном

Арно Бабаджанян всегда был очень щепетилен в вопросах, касаемых его национальной принадлежности. Композитор чтил армянские традиции, а также требовал от наследника, чтобы тот общался на родном языке. Но проблема общения на армянском особенно остро встала в то время, когда семья перебралась жить в Москву. Посему мальчику приходилось усиленно практиковать речь во время летних каникул, которые он проводил в Армении.

Стоит упомянуть такую забавную историю, когда четырехлетнего сынишку композитора в Москве как-то спросили, кто же он по национальности, и мальчик, не задумываясь, ответил: «Еврей!». Это произошло потому, что ребенок тогда даже понятия не имел о существовании разных национальностей, а в доме, где проживала их семья, преимущественно жили евреи, вот Ара и причислил себя к ним. После этого случая он получил оплеуху от отца, а потом с мальчиком провели разъяснительную беседу, рассказав, что он – армянин.

Арно Бабаджанян: болезнь и смерть композитора

В 1953-м году, когда музыканту было всего лишь 32 года, у него диагностировали серьезное заболевание, которое в Советском Союзе считалось неизлечимым – лейкемию или «белокровие». Близкие Арно были вне себя от отчаяния, и долгое время не знали, как ему об этом сказать, поэтому не придумали ничего лучше, чем скрывать от него диагноз. Когда правда раскрылась, негодованию композитора не было предела. Тереза, как могла, поддерживала мужа, всюду его сопровождала, а еще она постоянно возила при себе специальный набор для оказания ему первой медицинской помощи.

Фото: 24smi.org Арно Арутюнович Бабаджанян

Несколько лет спустя по приглашению советского правительства в страну приехал выдающийся французский врач-онколог, чтобы помочь больной супруге влиятельного партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом узнали друзья Бабаджаняна, то обратились к Антону Кочиняну – первому секретарю армянского ЦК компартии, а он позвонил в Москву и попросил, чтобы доктор осмотрел и композитора. Когда Кочиняну в ответ сказали, что онколог берет за консультацию две тысячи долларов, тот ответил, что за Арно он готов заплатить любые деньги. В итоге врач осмотрел музыканта и назначил ему лечение, благодаря которому мужчина, вопреки страшному диагнозу, прожил еще почти три десятка лет.

В периоды обострения недуга, когда Бабаджанян лежал в больнице, супруга помогала ему втайне от докторов сбегать на концерты или телесъемки. Отказать мужу было невозможно, ведь он верил, что любимое занятие продлевает ему жизнь. Для своего окружения, вопреки тяжелой болезни, он оставался все таким же жизнерадостным и веселым человеком, влюбленным в музыку.

К сожалению, в 1983-м году, одиннадцатого ноября сердце культового композитора остановилось. Он скончался в Москве, в возрасте 62-х лет. Похоронен Арно Арутюнович Бабаджанян, согласно его последней воле, в родном Ереване на местном городском кладбище Тохмах.

Арно Бабаджанян: характерная внешность

Композитор не был всю жизнь сосредоточен на одной только музыке, он также замечательно разбирался в живописи, а в его доме имелась внушительная коллекция картин. Как-то раз, армянский искусствовед Генрих Игитян, находясь в гостях у музыканта, внимательно рассматривал полотно с портретом Арно. Когда гость поинтересовался, не переделывал ли что-то в этой картине сам герой, Бабаджанян немного смутился, замолчал, а после с глазами провинившегося ребенка признался, что он немного подкорректировал на холсте свой большой нос.

Фото: beam-truth.livejournal.com Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян

Данную весьма характерную внешнюю черту композитор унаследовал от своей мамы. Но, выдающийся нос музыканта, которого он так сильно стеснялся в молодости, со временем превратился в его своеобразную визитную карточку. Лишь с возрастом Бабаджанян осознал, что такая особенность сыграла ему на руку, ведь без этого большого носа образ великого композитора было бы сложно представить. Однако, шутить над особенностью его внешности дозволялось только родственникам и самым близким друзьям.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"