А была большая чёрная ворона, которая беспомощно билась на снегу. Эта несчастная птица запомнилась художнику Василию Сурикову, по его собственным воспоминаниям, на долгие годы. Её образ и привёл его к созданию картины «Боярыня Морозова», грандиозного полотна размером 3,1 на 5,9 метра, одного из главных экспонатов Третьяковской галереи.
Картину, над которой художник работал около четырёх лет, приобрёл за 25 000 рублей прославленный русский меценат, купец Павел Третьяков. Она изображает реального исторического персонажа, боярыню Феодосью Прокопьевну Морозову, фанатичную сподвижницу протопопа Аввакума, одну из главных фигур русского церковного раскола XVII, в тот драматический момент, когда её в цепях отправляют на вечное заточение в монастырь.
Неистовая боярыня — одна из длинного ряда исторических фигур на полотнах, созданных Василием Суриковым за его многолетнюю творческую карьеру. Но если внешность Ермака, Степана Разина, Пётра I, Александра Меншикова, Емельяна Пугачёва — всех персонажей исторических полотен Сурикова можно представить по сохранившимся портретам и рисункам, то с Феодосьей Морозовой всё было иначе. Не было её картины, и вообще в допетровскую эпоху замужних и вдовствующих боярынь рисовать было не принято. Это обстоятельство сильно затруднило и растянуло во времени работу над картиной — не было подходящей модели.
Но вот Василий Суриков встретил возле старообрядческого кладбища молодую богомолку, выглядевшую так, как по его представлениям должна была выглядеть боярыня Морозова. С бескровным, фанатичным лицом, напрочь лишённым женской привлекательности. Как истинная староверка, богомолка не стала разговаривать с незнакомым мужчиной. Однако образ уже сложился в сознании Сурикова, и боярыню он рисовал с собственной тётки, совершенно непохожей на ту Морозову, которая всем нам знакома по картине.
Первоначально Василий Суриков представил «Боярыню Морозову» на 15-й передвижной выставке 1874 года. И подвергся нещадной критике за различные мелкие погрешности, неизбежные при такой масштабной работе: нарушение некоторых пропорций, неестественность поз, пестроту композиции и т. д. Но так бывало почти со всеми картинами Сурикова: их сначала критиковали, потом покупали за большие деньги и объявляли национальным достоянием.
Владимир Царан.