Около 70 лет, после смерти Петра I в 1725 году, в России правили преимущественно женщины. Этот период отечественной истории учёные так и называют: «эпоха женских царствований». Императрицы российские были очень разными, и как правительницы, и как женщины. Самой своеобразной фигурой в череде правительниц России XVIII века можно, пожалуй, считать Анну Иоанновну, правившую с 1730 по 1740 год дочь брата и соправителя Петра I, царя Иоанна V.
Взрослая жизнь царевны Анны стартовала крайне неудачно. В 17 лет её выдали замуж за Фридриха III Вильгельма, герцога Курляндского. Как тогда было принято, по государственному расчёту и политическим соображениям, а прямо сказать — по воле могущественного дяди, императора Петра I, после захвата Курляндии (части современной Латвии) русскими войсками в ходе Северной войны. Счастливая семейная жизнь Анны продолжалась недолго, её 19-летний супруг через два с половиной месяца неожиданно умер, по слухам, от неумеренного употребления алкоголя. Больше Анна Иоанновна замуж не выходила, детей не имела. И все последующие годы, вплоть до восхождения на российский престол, вдова правила Курляндией, по воле императора Петра I.
В качестве герцогини Курляндской Анна управляла краем долгих 18 лет, добросовестно защищая интересы Российской империи. Личная жизнь меж тем не складывалась. Пётр I даже не дал племяннице разрешения на брак с внебрачным сыном польского короля Августа, графом Морицом Саксонским. Этот союз был выгоден всем, но в дело вмешался вездесущий Александр Меншиков, и брак не состоялся, а герцогом Курляндским «чисто случайно» стал…. сам Александр Меншиков.
После смерти Петра I, краткосрочного правления его жены Екатерины I и малолетнего внука Петра II, правящая российская верхушка опять вспомнила об Анне Иоанновне. Её царское происхождение не вызывало сомнений. Высший орган российской власти, Тайный совет, рассчитывал, что немолодая (37 лет) вдова согласится на ограничение собственных полномочий. С этой целью даже был составлен специальный акт — знаменитые «Кондиции», обязательства вступающей на трон Анны Иоанновны. В документе предусматривались серьёзные ограничения прав государя, вплоть до обязательства не объявлять самостоятельно ни войны, ни мира. По сути должность монарха становилась декоративной, вроде современной британской королевы. Шуты в спальне Анны Иоанновны.
Анна Иоанновна «Кондиции» подписала, а в день коронации в Москве публично порвала. И стала править по собственному разумению. Вернее, по разумению своего фаворита, печально известного Эрнста Иоганна Бирона. Многих казнила, многих сослала, кон-кого женила (насильно, как её саму когда-то). А потом и вовсе передала фавориту управление всеми государственными делами. Много времени тратила на разного рода увеселения и развлечения, имела, по отзывам современников, самый пышный двор в Европе. Умерла в 48 лет.
Владимир Царан.