Темная тайна гибели парохода Челюскин

О единственном легендарном походе парохода «Челюскин» по Северному морскому пути в 1934-м знают немногие, но о героическом спасении с льдины «челюскинцев» наслышаны во всем мире. Этой теме посвящены сотни книг и десятки фильмов, поэтому кажется, что она известна в мельчайших деталях. Вместе с этим,  практически все знаковые события советского периода записаны в историю с идеологическим подтекстом, из которого многое вымарали. Есть своя жуткая тайна и у трагедии парохода «Челюскин» в Чукотском море.

Челюскин во льдах. Фото: avatars.mds.yandex.net

В августе 2004-го к месту гибели судна отправилась очередная научно-исследовательская экспедиция. Однако, по хорошо известным официальным координатам его останки обнаружить не удалось, что вызвало большое изумление ученых. Как же тогда спасли членов экспедиции 70 лет назад? Данные с особой тщательностью записал ни кто иной, как легендарный Отто Шмидт, который возглавлял экспедицию. Где на самом деле лежит знаменитый пароход?

Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина». Координаты места не только расходятся с официальными данными на десятки километров, но и ведут в совершенно другую сторону. Что же пыталась скрыть советская власть, внося во все документы подложные сведения?

Краткий исторический экскурс

В августе 1933-го из Мурманска курсом на Владивосток вышел пароход «Челюскин» с экипажем из 112 человек. Задача – пройти по Севморпути за одну навигацию. Годом ранее это удалось ледоколу «Александру Сибирякову». Экспедиция рассматривалась, как проверка возможности прохождения обычных транспортных судов по стратегически важному маршруту. Ее возглавил Отто Шмидт, который в представлении не нуждается. Капитаном парохода назначили опытного полярника, исследователя Арктики Владимира Воронина.

В феврале 1934-го «Челюскин» был зажат и в конечном итоге раздавлен мощными паковыми льдами. Экипаж высадился на льдину, на которой провел более двух месяцев. В его спасение никто в мире не верил. А когда на материк вернулись все до единого человека, Бернард Шоу записал в дневнике «Эта великая страна смогла превратить трагедию в триумф».

Челюскин во льдах. Фото: avatars.mds.yandex.net

Эту красивую историю сегодня знают многие, но некоторые исследователи долгие годы искали ответ на один непростой вопрос: почему советское правительство, зная о бедственном положении «челюскинцев», не только не торопилось с организацией полномасштабной спасательной операции, но и категорически отказалось от помощи американской береговой охраны, иностранных судов и самолетов? Они находились поблизости и были готовы незамедлительно откликнуться на полученный сигнал «SOS».

Почему людей фактически заставили рисковать жизнью, дрейфовать на льдине и ждать решения Москвы, принятие которого явно затягивалось? Зачем такие сложности?  Долгие годы вразумительных ответов на данные вопросы никто не давал. Со временем стало очевидно, что странности спасения экипажа скрывают какую-то тайну, разглашать которую не хотели на протяжении 75 лет.

Сегодня известно, что из Мурманска одновременно вышли два парохода-близнеца: экспедиционный «Челюскин» и рядовой транспортник «Пижма» с несколькими тысячами заключенных, отправленных на урановые рудники Чукотки. Они одновременно вмерзли во льды и визуально могли наблюдать друг друга в бинокли.

Я другой страны такой не знаю…

В начале 1930-х в глазах мировой общественности страна Советов выглядела миролюбивой и благополучной, а ее граждане – строители коммунизма — свободными и счастливыми. Факты массовых репрессий и создание системы лагерей тщательно скрывали. Не может быть столько преступников и «врагов народа» в стране где, как поется в популярной песне, «…так вольно дышит человек». Поэтому факты перевозки заключенных и их использования на опасных и тяжелых работах держалась в строгой секретности.

Советские власти не могли позволить американской стороне принять участие в спасении «челюскинцев». В противном случае весь мир узнал бы об огромном количестве политзаключенных, находящихся в трюме второго транспорта и красивая сказка о счастливом советском народе, единодушно поддерживающего решения партии, рухнула бы, как карточный домик. Допустить этого было нельзя даже ценой крупномасштабной трагедии.

Челюскинцы. Фото: cdn.iz.ru

Для справки: когда «Челюскин» уже затонул, к судну с заключенными  попытался пробиться ледокол «Федор Литке». Однако, из-за повреждений  корпуса он вынуждено развернулся и ушел в порт на ремонт.

На «Пижме» начался бунт. Арестантам удалось проникнуть в радиоузел и послать сигнал бедствия. Небольшая группа спустилась на льдину и пошла в сторону ближайшего берега. Ее спасли американские летчики, принявшие сигнал «SOS», и доставили на Аляску.

Охранники, оставшиеся в живых и в какой-то мере еще контролировавшие судно, очевидно, имели приказ, как действовать в экстренной ситуации. Они открывают кингстоны, и транспорт вместе с людьми камнем уходит на дно, а сами присоединяются к «челюскинцам» в ожидании спасения.

Тайна, ставшая явью

Вдумчивый читатель непременно спросит об источнике этой информации, которой нет в официальных отчетах и мемуарах членов экспедиции. В 1997-м «Известия» напечатали большой материал Анатолия Прокопенко, посвященный тайнам перехода «Челюскина» по Севморпути. Автор не простой журналист, падкий на сенсацию, а бывший Директор центрального госархива СССР, больше известного, как «Особый архив». В одном из интервью он сказал, что мечтает «предать гласности все грязные секреты советского режима».

Отказ Сталина от сторонней помощи из-за присутствия на месте гибели «Челюскина» транспорта с заключенными подтверждает Эдуард Белимов. Его статью в феврале 2005-го полностью без купюр напечатали «Промышленные ведомости». Он опирается на рассказ израильтянина Иосифа Загса, отец которого был в числе немногочисленной группы зэков, сошедшей на лед и спасенной американцами.

Тот рассказывал, что несколько тысяч человек, как скот, набили в трюмы рядового транспортного судна и отправили на разработки урановых рудников. Холод, отсутствие полноценного питания и неизбежная гибель заставила заключенных попытаться спастись самостоятельно. Среди них были радисты, которым удалось связаться с американскими военными кораблями и передать сигнал бедствия. Многие поверили, что их вот-вот спасут, остались на судне и погибли.

В июле 2001-го в «Труде» вышло журналистское расследование, в котором, в частности, приводились воспоминания одного из летчиков полярной авиации, действовавшей в районе гибели пароходов в 1934-м. Он подтвердил, что принимал активный радиообмен между самолетами и кораблями США, причем, он касался спасения не членов экспедиции, а неких политзаключенных, количество которых измерялось в тысячах. Американцы попросту не знали, как спасти такую огромную массу людей, терпящих бедствие.

Откуда взялась «Пижма»

Если история со вторым пароходом и заключенными не байка, а темная тайна, о которой предпочитают не говорить даже сегодня, то откуда тогда он взялся? Причем, по словам очевидцев, был похож на «знаменитость», как брат-близнец. Давайте разбираться вместе.

Лена. Фото: avatars.mds.yandex.net

«Википедия» утверждает, что датская судостроительная компания BW весной 1933-го спустило на воду грузопассажирское судно ледового класса «Лена», специально сконструированное для плавания по маршруту «Устье реки Лена – Владивосток». Отсюда и характерное название. Летом 1933-го перед самым началом экспедиции его переименовали в честь полярного исследователя Семена Челюскина.

В свою очередь другие источники утверждают, что датчане строили для советского торгового флота сразу несколько однотипных транспортников. Поскольку «Лена» шла по целевому назначению, то ее корпус дополнительно усилили до критериев ледового класса, а «Пижму» оставили «как есть». Две различных версии: либо «Википедия» чего-то не знает, либо ошибаются независимые исследователи.

Но давайте заглянем в Центральный хозяйственный архив, а также в хранилища Архангельского и Мурманского пароходства. Там много очень интересной информации. Оказывается, в 1933-м году советский торговый флот получил от упомянутого датского судостроительного предприятия не один пароход «Лена», как принято считать, а целую флотилию из двух рефрижераторов, двух грузовых и двух грузопассажирских пароходов.

Брат-близнец «Лены» при рождении назывался «Соней». Надо полагать, что по прибытии в советский порт был сразу переименован в «Пижму» и затерялся в истории. Вероятно, потеря была сознательной. Тем более, пришлось вносить коррективы во многие справочники и реестры.

Почему о трагедии умолчали все спасенные «челюскинцы» и оставшиеся в живых сотрудники НКВД? Шел 1934-й. Начинал раскручиваться моховик репрессий, поэтому пришлось забыть обо всём, что видели и знали. Была официальная версия произошедших событий, отклоняться от которой было смертельно опасно.

Читайте нас в: