Можно с уверенностью утверждать, что жившие в начале XX века французские писатели Марсель Аллен и Пьер Сувестр, авторы множества бульварных приключенческих романов о Фантомасе, не могли и мечтать о таком грандиозном успехе, который ждал франко-итальянскую экранизацию их творчества в России (СССР) спустя полвека. Три комедийных фильма: «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда» с Жаном Маре и Луи де Фюнесом в главных ролях, начиная с 1967 года, не просто побили все рекорды кассовых сборов в советском прокате. «Фантомас» стал общественным явлением и «шагнул в массы», причём в таких формах, каких не ожидал никто, вплоть до криминальных.
Кинорежиссёр Андре Кинобель снял свою трилогию как пародию на западную низкопробную детективную и приключенческую кинопродукцию, буквально забивавшую европейские экраны в 60-70 годы. Поэтому многие трюки и повороты сюжета иначе как несерьёзными не назовёшь. Однако в СССР, где зрители с западной массовой кинопродукцией почти не были знакомы, многие приняли «Фантомаса» как настоящий детектив: восхищались мужеством журналиста Фандора (Жан Маре), возмущались глупостью комиссара Жюва (Луи де Фюнес), поражались коварству, жестокости и хладнокровию самого Фантомаса (опять-таки Жан Маре).
Вскоре будоражащий умы незрелой молодёжи Фантомас стал проявлять себя в быту. Сначала как мелкий хулиган — надписи Fantomas появлялись рядом с сожжёнными почтовыми ящиками и другими объектами вандализма. А по телефону стали звонить подростки и леденящим душу голосом, подражавшим дублировавшему Фантомаса актёру Владимиру Дружникову, сообщать: «Через четыре минуты вас посетит Фантомас!». Но это были, как говорится, цветочки.
Малолетние Fantomas’ы стали объединяться и уже не только поджигать почтовые ящики, но и грабить табачные киоски, лотки с мороженным. А подростковая банда Fantomas’ов из Ростова-на-Дону даже нападала, надев на голову чёрные капроновые чулки, на инкассаторские машины. Фильм, дававший в прокате многомиллионные кассовые сборы, пришлось запретить. Правда, запрет просуществовал всего четыре года, затем его сняли, «Фантомаса» показывали «вторым экраном», но прежнего ажиотажа уже не было. Зато были «отсылы» к фильму уже в советском кинематографе, в 70-е годы лысый безбровый череп стал появляться в советских фильмах «Аниськин и Фантомас», «Семь стариков и одна девушка». А надписи Fantomas продолжали украшать подъезды ещё лет десять после того, как фильм окончательно ушёл из проката. Не все дети взрослеют одинаково быстро….
Владимир Царан.