Начало XII столетия ознаменовано двумя выдающимися событиями, существенно изменившими ход мировой истории. Это произошедший в 1054 году официальный разрыв между католической и православной церквями (неофициальный произошёл значительно раньше), и начало эпохи крестовых походов. Русь, принявшая христианство в 988 году, оказалась на «православной» стороне и в крестовых походах, начавшихся по инициативе римского папы Урбана II, не участвовала. Однако первое путешествие в Святую землю, совершённое русским православным священнослужителем и подтверждённое документально, случилось именно в ту сложную эпоху, в 1104-1106 годы, сразу после завершения Первого крестового похода.
К сожалению, о самом путешественнике достоверно не известно ничего, кроме имени, которое он сообщил сам, подписав свои путевые заметки «игумен Даниил». Есть версия, что был он монахом Киево-Печерской лавры. Неизвестно также, кто благословил его на паломничество и кто «спонсировал». Описание путешествия начинается с отправления из Константинополя и заканчивается прибытием в столицу Византии на обратном пути. Неизвестно, каким путём игумен Даниил отправился из Руси, и как туда вернулся.
Зато отчёт о путешествии отец игумен составил подробнейший, безупречный и с географической, и с богословской, и с литературной точки зрения. Его книгу «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» интересно читать и сегодня, она переведена на современный русский язык, а также на английский, немецкий и французский. «Хождение» можно считать образцом стиля для всех, кто сегодня описывает в интернете свои путешествия. Каждому месту, где побывал Даниил, дано подробное обстоятельное описание и географические координаты. И обязательно — ссылки на соответствующие места в Святом Писании. Например, «Где Христос явился ученикам, ловившим рыбу».
При том, что изложение в книге удивительно простое и понятное, сам автор производит впечатление человека умного и не лишённого дипломатического таланта. Главную часть своего паломничества, в самом Иерусалиме, игумен Даниил смог совершить, заручившись поддержкой Балдуина I, короля Иерусалимского, посаженного на трон крестоносцами. Об этом монархе недолговечного палестинского государства история сохранила нелестные отзывы — и бросал войско в трудный момент, и клятвы нарушал, и даже обвинялся в двоежёнстве. Однако игумен Даниил характеризует Балдуина как мудрого и гостеприимного государя. И как следствие, православный игумен получает от католического монарха разрешение установить лампаду на камне Гроба Господня, «от всея Русскыя земли». В те нетерпимые времена такой жест дорогого стоил.
Владимир Царан.