Как Софья Палеолог привезла на Русь двуглавого орла

Российские туристы и паломники, посещающие Святую Землю, нередко удивляются обилию изображений двуглавого орла на фасадах и внутри тамошних православных храмов. Некоторые даже считают, что все эти храмы принадлежат Российской Православной церкви, что, конечно же, не так. Силуэт двуглавого орла, основной элемент российского герба, первоначально, с 1260 до 1454 годы, был гербом греческой Византийской империи. А на Русь эта странная птица залетела благодаря выдающейся женщине, византийской принцессе Софье Палеолог, бабушке первого русского царя Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным.

Двуглавый орёл, фамильный герб византийской династии Палеологов. Фото:histrf.ru

Династия византийских императоров Палеологов к моменту появления на свет принцессы Зои (так при крещении в 1455 году нарекли будущую Великую Княгиню Московскую), переживала свои последние времена. Столицу империи Константинополь захватили турки, родители, изгнанный император Фома Палеололог и его супруга Екатерина увезли Зою вместе с другими своими детьми в Рим и вскоре умерли. Зою с братьями формально стали считать «дочерью католической церкви», ей даже сменили имя на Софью, хотя принцесса оставалась верной православному обряду.

Софья Палеолог, Великая княгиня Московская (1455 — 1503). Посмертная реконструкция.

В 1472 году папа римский Павел II дал согласие на брак Софьи Палеолог с овдовевшим Великим князем Московским Иваном III. Католическая церковь с помощью этого брака рассчитывала укрепить свои позиции на Руси, но всё получилось с точностью наоборот. Софья, став Великой княгиней Московской, стала активно возрождать на Руси имперские византийские традиции. Именно ей приписывается знаменитая фраза «Москва есть третий Рим (подразумевается что Константинополь — второй), а четвёртому не бывать». Историки также ставят в заслугу Софье Палеолог, по общему мнению, пользовавшейся большим влиянием на своего венценосного супруга, отказ от уплаты дани Золотой Орде.

После венчания Ивана III с Софьей Палеолог на Руси появился уже подзабытый к тому времени византийский государственный символ — двуглавый орёл. Сначала в виде печати, затем как рисунок на фронтоне Грановитой Палаты. Так началась долгая новая жизнь двуглавого символа в России.

Владимир Царан.

Читайте нас в: