Как Сталин создал Русскую православную церковь. Часть I
Истоки Русской православной церкви, безусловно, находятся в толще веков. Однако, в Советской России ее отделили от государства и школы, лишили земель и иной собственности. Потом годы террора и физического уничтожения. В 1939-м из нескольких сотен епископов осталось только четверо, а на территории Беларуси существовал всего один приход, расположенный в отдаленном селе. РПЦ, как организационная структура, появилась по личному распоряжению И.Сталина относительно недавно – в 1943-м. Ее первым «патриархом» назначили полковника НКГБ Георгия Карпова.
Советский митрополит Сергий
Термин «сергианство» отсылает к имени митрополита Сергия (Страгородского.1867…1944гг). Когда в апреле 1925-го скончался патриарх Тихон, условий для выборов его преемника не было. Управление Церковью временно перешло в руки, так называемого, «местоблюстителя». Им стал митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Он отказался сотрудничать со спецслужбами большевиков на предложенных условиях, которые требовали издать послание пастве, призывавшее духовенство и верующих к лояльности советской власти, а также убрать «неблагонадежных» архиереев, осудить зарубежных епископов и согласовывать свою деятельность с правительством через специального представителя ОГПУ.
Не сумев сломить митрополита Петра, чекисты арестовали его в декабре 1925-го, а управление Церковью на правах несуществующей должности «заместителя местоблюстителя» передали митрополиту Нижегородскому Сергию. В конце 1936-го он официально стал «местоблюстителем», после известия о смерти предшественника в заключении, хотя на самом деле его расстреляли только в следующем году.
В ноябре 1926-го арестовали и Сергия, который проявил благоразумие и пошел на сотрудничество с властью. Через несколько месяцев после освобождения весной 1927-го он выступил с Декларацией, в которой отмечал «важность демонстрации единства с народом и правительством». «…Мы, церковные деятели, не являемся врагами Советского государства и их слепыми орудиями для провокаций и интриг…». Было в документе и множество других верноподданнических пассажей.
После этого Сергий и его сторонники управляли деятельностью Православной церкви в русле, полностью лояльном в отношении властей. Некоторые иерархи Декларацию не поддержали и от подчинения Сергию отказались.
Гибкая политика позволяла патриарху получать разнообразные послабления и уступки, но никак не спасало от репрессий в отношении духовенства: после Большого террора 1937-1938гг на свободе осталось, кроме самого Сергия, только три архиерея, завербованные тем самым НКВД. Другие иерархи были уничтожены.
Именно его сторонникам после начала Второй мировой войны Совнарком разрешил взять под опеку православное население территорий, присоединенных в 1939-1940 годах. «Обновленцев» туда не пустили. В Москве осознавали, что местные верующие «новых» церковников не воспримут, и это только укрепит антисоветские настроения. После нападения Германии на СССР в июне 1941-го митрополит Сергий неоднократно выступал с патриотическими посланиями, обращениями и молебнами, организовал через Церковь сбор средств на нужды армии.
В авральном порядке
30 августа 1943-го полковник Георгий Карпов, отвечавший во Втором управлении НКГБ за борьбу с религией, срочно доставил в Москву митрополита Сергия и его братию из Ульяновска, где руководство «патриаршей церкви» находилось в эвакуации. Днем 4 сентября на подмосковной даче Сталина в Кунцево прошло короткое совещание вождя с начальником управления кадров, секретарем ЦК ВКП(б) Георгием Маленковым и главой НКВД Лаврентием Берией. Тогда же ему представили полковника Карпова, как основного кандидата на пост «заведующего делами Православной церкви».
Его попросили позвонить Сергию и получить ответ на вопрос о готовности немедленно прибыть к председателю СНК СССР «для обсуждения вопросов о положении Православной церкви» в сопровождении двух ближайших единомышленников — митрополита Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича). Естественно, что от такого вежливого приглашения иерархи отказаться не могли. Уже через два часа они были в кремлевском кабинете вождя.
В присутствии, помимо Карпова, первого заместителя председателя Совнаркома Вячеслава Молотова Сталин объявил, что «с этого момента Церкви будет оказываться всесторонняя поддержка правительства по всем вопросам, связанным с организационным укреплением. Основным из них видится создание новой структуры управления православной жизнью в стране…».
С общего согласия она получила название Русская (не Российская!) православная церковь, а ее будущий руководитель с личного дозволения Сталина стал именоваться «Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». По мнению церковного историка В. Цыпина, основной причиной изменения патриаршего титула с «всея России» на « всея Руси » был тот факт, что «Россией» называлась только часть территории страны. Слово «Русь» прочно ассоциировалось с «Киевской Русью» и большим единым народом, то есть охватывало все пространство Советского Союза.
Ускоренными темпами
Когда этот вопрос был решен, Сталин поинтересовался, как скоро может быть созван Архиерейский собор для объявления новой Церкви и выбора первоиерархов? Далее цитируем воспоминания полковника Карпова, присутствовавшего на встрече: «По мнению митрополита Сергия, на подготовку к Архиерейскому собору уйдет примерно месяц. Товарищ Сталин улыбнулся и спросил: «А не могли бы вы действовать с большевистскими темпами?». Потом спросил и мое мнение по этому вопросу. Я предложил оказать помощь митрополиту необходимым транспортом: самолетами, автобусами, вездеходами. Тогда на сбор епископата уйдет не более четырех дней. Коротко обменявшись мнениями и согласовав незначительные детали, договорились определить крайней датой 8 сентября. Место проведения Собора – Москва».
Тогда же решили и вопрос о помещении для новообразованной патриархии. В ответ на пожелание Сергия расположиться в бывшем Игуменском корпусе внутри Новодевичьего монастыря Сталин заметил, что эти помещения сейчас находятся не в надлежащем состоянии и требуют капитального ремонта. Что называется «прямо сейчас» можно размещаться в Чистом переулке в трехэтажном особняке, который ранее занимал германский посол граф Шуленбург. Особняк передавался со всем имуществом и мебелью.
При прощании с будущими руководителями только что созданной Церкви, председатель СНК задал внешне простой, но на самом деле многозначительный вопрос: «Есть мнение создать при правительстве специальный государственный аппарат под условным названием «Совет по делам РПЦ». В качестве кандидатуры на должность председателя предлагается назначить, присутствующего здесь, товарища Карпова. Что вы думаете по этому поводу?».
По свидетельству самого Карпова, «все втроем заявили, что они весьма благосклонно принимают назначение на эту должность товарища Карпова». Ирония ситуации заключалась в том, что отдел, которым он руководил в НКГБ, отвечал как раз за борьбу с «контрреволюционным духовенством». Его назначение на должность «смотрящего за Церковью» косвенно подтверждало, что о какой-то хотя бы относительной самостоятельности патриарху и его соратникам мечтать не стоит. Чтобы потом не расстраиваться.
Встреча в Кремле закончилась поздно ночью с 4 на 5 сентября 1943-го. Через три дня прошел Архиерейский собор, на котором присутствовало 19 православных иерархов. Патриарший престол единогласным голосованием вручили митрополиту Сергию. Вновь избранный глава Церкви незамедлительно уведомил об этом Иосифа Виссарионовича в личном послании.
Три волхва
На следующий день после этого исторического для православия события, 9 сентября, нарком госбезопасности В.Меркулов внес проект постановления Совнаркома о «Совете по делам РПЦ». 14 сентября 1943-го постановление о создании нового органа, подчиненного непосредственно советскому правительству, было утверждено. Новоназначенный председатель Совета сохранял за собой должность руководителя «церковного отдела» в НКГБ, который просуществовал до 1947-го. Фактическим руководителем Церкви Г.Карпов оставался до 1960-года, при этом до 1955-го был действующим сотрудником НКГБ-МГБ-КГБ в звании генерал-майора госбезопасности.
В 1960-м он ушел на пенсию, а на вакантную должность назначили другого высокопоставленного чекиста — генерал-лейтенанта КГБ Владимира Куроедова. В административном плане Совет полностью управлял православной церковью до 1965-го, и передал полномочия вновь образованному «Совету по делам религий», центральный аппарат которого располагал подчиненными региональными подразделениями. Их уполномоченные имели право запретить богослужение любому священнику.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что рождение современной Русской православной церкви (которая с 2000-го имеет еще одно официальное название «Московский патриархат») произошло в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года в московском Кремле. В эту ночь над ее колыбелью в кабинете председателя Совнаркома СССР стояли «три волхва»: ее фактический создатель Иосиф Сталин, её фактический первый руководитель Георгий Карпов, а также председатель правительства Вячеслав Молотов. Присутствие последнего была отнюдь не случайным. Накануне Тегеранской конференции союзников и с учетом планов Сталина по созданию «православного Ватикана» с центром в Москве она имела свой особый смысл. Но это уже тема для другой статьи …