Почему Сталин решил убить начальника контрразведки СМЕРШ

Виктора Абакумова, руководившего во время войны контрразведкой «СМЕРШ», а после нее – министерством госбезопасности, расстреляли в декабре 1954-го. Приказ на его арест отдал Сталин, а на казнь – Хрущев. В основу столь жесткого решения положили огромный ворох обвинений в преступной деятельности, которые сегодня выглядят весьма сомнительными. Его преданность вождю была безмерной. Она же его и погубила.

Виктор Абакумов. Фото:knigamir.com

По протекции Берии

Сыну кочегара и прачки даже по советским критериям пролетарского происхождения пришлось начинать жизненный путь с самого низкого социального уровня. Его недальновидность ощущалась даже на вершине карьерной лестницы. Утешал лишь тот факт, что в сталинский период еще меньше образования было у Николая Ежова. Впрочем, данный критерий не являлся основным при назначении на вышестоящие должности. В определенный исторический момент каждый из них безжалостно распоряжался людскими судьбами. У Абакумова, в отличие от предшественника, не было маниакальных садистских наклонностей. Но и человеческую жизнь он ценностью никогда не считал.

В системе ГПУ-НКВД он оказался по комсомольской разнарядке, против собственной воли. Быстро вошел во вкус и уверенно зашагал вверх, получая внеочередные звания и более просторные кабинеты.

В.Абакумов в молодости Фото:24smi.org

Виктор Семенович был поглощен футболом, танцами, шашлыками и женщинами. Служебное положение просто обязывало вербовать молоденьких девушек, а мимолетные романы становились приятным бонусом. Однажды он настолько сильно оскандалился, что едва не отправился валить лес на Колыму.

По воспоминаниям современников Абакумов любил стильную модную одежду: шикарные костюмы индивидуального пошива, американские плащи и кепи. Он был улыбчивым и доброжелательным. Недюжинная сила позволяла никого и ничего не бояться.

Недалекого, но исполнительного, харизматичного и бесстрашного опера вскоре заметил Лаврентий Берия и потянул за собой. В 1938-м он перешел в Наркомат внутренних дел, а Абакумов возглавил управление по Ростовской области. Всесильный нарком всё сделал правильно, но спустя много лет получил нагоняй от Сталина за «недальновидную кадровую политику». Мол, «эта кандидатура лично у меня никогда не пользовалась доверием».

В феврале 1941-го НКВД разделили на две части: Л.Берия получил в свои руки милицию, а В.Меркулов – госбезопасность. Заместителем к нему поставили В.Абакумова. В зону его ответственности попала политическая благонадежность военнослужащих РККА и выявление вражеских шпионов, то есть контрразведывательная деятельность в армии. Чисто профессиональных знаний и навыков было немного, но их недостаток с лихвой компенсировался деловой хваткой, резко контрастировавшей на фоне остального аппарата спецслужб.

Тайны Сталина

Ход войны сопровождался частыми реорганизационными мероприятиями в системе НКВД. В апреле 1943-го военную контрразведку передали в Наркомат обороны, учредили Особые отделы, а затем и Управление «СМЕРШ» (сокращенная фраза «смерть шпионам») с прямым подчинением лично И.Сталину. Начальником новой обособленной структуры стал Абакумов.

В.Абакумов (справа) в Германии. Фото:kubnews.ru

Военные контрразведчики полностью оправдали, оказанное им доверие. Подрывная деятельность немецкой агентуры за три годы существования службы была сведена к незначительным происшествиям. Удалось предотвратить большое количество терактов и покушений. В этом была и личная заслуга Абакумова, отрицать которую невозможно. В награду в 1946-м он получил пост руководителя МГБ.

Существует точка зрения, согласно которой из-за отсутствия реальных врагов ведомство переключилось на их создание. Основной целью стал поиск лиц, высказывающих недовольство советской властью и ее руководством.

В.Меркулов написал в своих мемуарах: «…Относительно Л.Берии начальник «СМЕРШ» выглядел глупым. Как все недалекие люди, он отличался завышенной самооценкой, честолюбием и желанием всячески услужить своему хозяину. Он чуть ли не ежедневно ездил к Сталину на доклад, привозя с собой ворох компромата на верхушку армии».

Говорят, что передвигая фигуру Абакумова на вершину пирамиды спецслужб, Сталин не оставлял шансов на свое свержение соперничающим кремлевским группировкам. Он хорошо помнил восстание Декабристов 1825-го, в числе организаторов которого было немало героев Отечественной войны. В 1946-м авторитет «маршалов Победы» существенно превосходил его личный вклад в дело борьбы с нацизмом. Многие члены ЦК, справедливо опасавшиеся изменений в настроении «хозяина», строили планы по его насильственной замене на главном посту страны.

Отработанный материал

Министр госбезопасности свою первостепенную задачу понял без лишних слов. Политические репрессии под надуманными предлогами носили массовый и всеобъемлющий характер. Он фактически организовал печально известное «Ленинградское дело» и провел ликвидацию Соломона Михоэлса по личному распоряжению вождя. Фабриковал обвинения против генералитета и руководителей министерств. В угоду Сталину провел мощную и беспощадную кампанию по дискредитации маршала Г.Жукова, физически уничтожив и рассовав по лагерям людей из его ближайшего круга. Собранный компромат позволил убрать полководца из Москвы и лишить его возможности влиять на внутриполитическую жизнь страны.

Г.Жуков и В.Абакумов на совещании в Кремле Фото:artyushenkooleg.ru

Для получения нужных свидетельских показаний Абакумов негласно разрешил применять любые методы воздействия на арестованных. Талантливая актриса и красивая женщина Татьяна Окуневская однажды отказала всесильному министру во взаимности. В отместку он отдал команду сформировать ложный донос, по которому ее моментально арестовали. О пребывании в застенках МГБ она написала так:

«… Меня посадили в холодильник. Пустая жутко холодная камера с крошечным откидным деревянным треугольником в углу. Если присесть, то спина сразу примерзает к стенке. Следователь вкрадчиво говорит: «Подпиши. Не изображай из себя великомученицу. Всё равно сломаешься. Мы маршалов ломали, а они через войну прошли»».

Судьбе было угодно, чтобы спустя несколько лет в этой камере оказался и сам Абакумов. И допрашивал его, требуя признаний, тот же самый следователь Соколов.

В.Абакумов (справа). Фото:zavtra.ru

Некоторые историки считают, что главный чекист страны окончательно лишился доверия И.Сталина и предрешил свою дальнейшую участь, после выполнения частной просьбы Л.Берии. Он не смог отказать «лучшему другу вождя» и освободил из-под ареста одного из его людей. Об этом доложили Сталину. Тот понял, что многоходовая комбинация с возвышением Абакумова завершена. Его ставленник начал свою игру.

Повод для устранения состряпали по проверенной схеме. Один из чекистов написал донос, текст которого ему продиктовали. Быстро нашли многочисленные фальсификации, богатые немецкие трофеи и огромный букет иных злодеяний. Бдительный офицер, пославший сигнал, резко рванул ввысь, став первым замминистра МГБ. Его счастье было недолгим. После расправы с бывшим руководителем ведомства его тут же арестовали и расстреляли.

Как ты меришь, так и тебе отмерят…

В июле 1951-го В.Абакумов был арестован по обвинению в измене государству, организации заговора и умышленному препятствию установлению истины по, так называемому, «делу врачей». Бывшие подчиненные в поисках истины проявили чрезмерное усердие, сделав из крепкого мужчины немощного инвалида. Свою вину ни по одному из обвинительных пунктов он признавать отказался. Поэтому подвергся жестоким и бесчеловечным истязаниям.  По этому делу проходили многие руководители МГБ, включая всю следственную часть по делам особой важности вместе с начальником, заместителями и даже секретариатом.

В.Абакумов после ареста. Фото:e-libra.ru

Линия обвинения периодически менялась, чутко реагируя на политическую ситуацию в государстве. Она базировалась на общеизвестном «деле врачей-отравителей», которые «намеренно умертвили» ряд видных советских деятелей: Жданова, Горького и других. Когда был жив Сталин, арестованному ставили в виду недостаточную принципиальность и жестокость, а при Хрущеве — чрезмерную жестокость. Для усиления юридической конструкции дела ему предъявили пособничество замыслам югославского лидера Иосипа Тито по развалу социалистического лагеря. Этого показалось мало, и навесили выполнение заведомо преступных приказов Берии, которого к этому моменту уже убили. Абакумов упорно настаивал на том, что Родине никогда не изменял. Действовал исключительно по приказам ЦК партии и лично товарища Сталина.

«… Все предъявленные обвинения он категорически отрицал. Следствие не добилось признаний, несмотря на исключительную жестокость методов. Ему отбили все внутренние органы, три месяца продержали в камере-холодильнике, закованного в кандалы. Абакумов не покорился. Эта твердость помогла весной 1953-го выйти на свободу всем арестованным по делу о заговоре, направленном на убийство Сталина. Поскольку «назначить» организатора и руководителя репрессивному аппарату не удалось…», — из книги Павла Судоплатова «Спецоперации».

В декабрьских сумерках 1954-го бывшего руководителя «СМЕРШ» и министра госбезопасности, превратившегося в мешок с раздробленными костями и месивом из внутренних органов, вывезли на Левашовскую пустошь под Ленинградом и застрелили. Никаких деталей казни в архивных документах нет. Надгробный памятник стоит на семейной могиле, в которой лежит жена (год смерти 1974-й) и сын (2004-й). В 1954-м их освободили из-под ареста и заставили сменить фамилию. Всю оставшуюся жизнь они были Смирновыми.

Читайте нас в: