Закройте глаза и представьте себя 35-летним невысоким щуплым мужичком с проплешиной и искусственным глазом. Отминусуйте отсюда жену, маленькую дочь и беззаветную преданность коммунистическим идеям. Дополнительно вычтите скромную должность госслужащего, относительно небольшую зарплату и полное отсутствие жизненных перспектив. Смогли бы вы при таком стартовом капитале разбить сердце дочери западного мультимиллиардера и добиться ее руки? Не просто жениться, а привезти из роскошного дворца в российскую глубинку и поселить в маленькой тесной «хрущевке»?
А Сергей Каузов смог. Причем «окольцевал» он не «какую-то там», а саму Кристину Онассис – владелицу громадной империи «пароходов, фабрик и заводов». Она приходилась единственной дочерью тому самому Аристотелю Онассису, чьими женами в разное время были непревзойденная оперная дива Мария Каллас и Жаклин Кеннеди (вдова убитого президента США).
Не родись красивой….
Кристина родилась в первом браке своего отца с Афиной Ливанос в 1950-м. К этому времени он уже был мультимиллионером, и брачный союз с дочерью одного из самых крупных судовладельцев планеты позволил ему стать миллиардером. Помимо Кристины в семье рос сын Александр, который должен был стать наследником всех несметных богатств своих родителей. Возможно поэтому, девочка была обделена отцовской любовью: росла вдали от отчего дома, окончила частную школу в Оксфорде и училась в Лондоне. Она всегда хотела иметь семью: любимого мужа и детей.
В 1960-м родители развелись, и отец совсем позабыл о существовании дочери. В отместку она благосклонно приняла ухаживания 50-летнего богача и стала его женой. Разница в возрасте между супругами составляла 30 лет. У мезальянса не было шансов на длительное существование, поэтому девушка быстро нашла себе партнера помоложе, счастье с которым оказалось таким же скоротечным.
Кристина не испытывала недостатка в деньгах и поклонниках. Она жила жизнью светской львицы, не обремененной заботами и житейскими проблемами, хотя, втайне от всех мечтала о настоящей любви и материнстве.
В начале 1970-х годов она остается круглой сиротой. В 1973-м в автокатастрофе погибает брат, следом за ним от передозировки наркотиков умирает мать, а в 1975-м уходит из жизни отец. Как бы в качестве своеобразной компенсации за невосполнимые утраты, небеса посылают его…
Спецоперация КГБ СССР
Как позже напишет В.Высоцкий: «Ведь воспитали мы, скажу без ложной скромности, наследника Онассиса у нас!». Ему были прекрасно известны «особенности» браков с иностранными гражданами, которые не оставались без пристального внимания и «рекомендаций» товарищей из «большого дома». Почему «большого»? Потому что из окон были хорошо видны колымские лагеря.
В 1970-х Сергей Каузов руководил отделом «Совфрахта», занимавшимся организацией транспортировки нефти и нефтепродуктов. Должность предполагала прекрасное образование, совершенное владение одним или несколькими языками, а также обязательное членство в КПСС. Работа сопровождалась частными выездами в страны капиталистического мира, поэтому непроверенных людей без стойких идеологических убеждений в столь опасные командировки не посылали. Его жена, приходившаяся дочерью знаменитому пушкинисту и литературоведу С.Бонди, занималась воспитанием маленькой Катеньки. Мать служила на «Мосфильме» вторым режиссером. Словом, большая приличная, любящая и интеллигентная семья.
После кончины А.Онассиса единственной наследницей могучей империи осталась его дочь Кристина, которая довольно быстро почувствовала вкус к большому бизнесу и лично вела все значимые дела. Одним из них были переговоры с «Совфрахтом», которому срочно потребовались сухогрузы для закупок американского продовольственного зерна. Руководителем советской делегации был С.Каузов. Обаятельный, учтивый, с прекрасными манерами. Когда он вежливо и деликатно отклонил весьма заманчивое и щедрое финансовое предложение по своим комиссионным от сделки, «стальное сердце» бизнес-леди не выдержало и затрепетало.
Советский Союз был не просто заинтересован в подписании договора с Онассис, он готов был платить любые деньги и идти на любые уступки. Говорят, что Кремль просто приказал Каузову выжать максимум из личной симпатии Кристины. Сотрудники КГБ занимались лишь всесторонним обеспечением нарастающей страсти, так сказать, сделали всё, чтобы не дать погаснуть, вспыхнувшей искре любви. Хотя, в западной прессе эта история известна, как спецоперация советской разведки «Олимпия».
Партия сказала «надо»
С.Каузова перевели в парижское представительство «Софрахта». По неписаным правилам, с ним вынуждены были поехать жена и дочка. В стране свободной любви бизнес-партнеры стали чаще встречаться и сама атмосфера, наполненная стрелами Купидона, способствовала тому, чтобы взаимное влечение окрепло и обрело перспективу.
Возможно, перспективы у каждого были свои, но молодую женщину адюльтер никак не устраивал. Она хотела своего личного и неделимого счастья. Без обременений. В мечтах уже четко вырисовывались черты роскошной свадебной церемонии на собственном острове в Средиземноморье.
Молодые не могли быть счастливы без благословения с самого верха. Вопрос контролировал лично тов.Брежнев. Его резолюция с пролетарской прямотой постановляла: «расписаться в Москве. Жить здесь же».
Огромные, как блюдца, чёрные глаза девочки-подростка и «малосимпатичным» лицом, доставшимся от отца, пролили реки слез. Смириться с очередным капризом судьбы было невероятно сложно. Её, всесильную «морскую императрицу», распоряжавшуюся миллиардами долларов, вынуждали пойти против собственной воли.
Она вытерла слезы. Проглотила обиду. Надела простенькое платьице из розового шёлка, босоножки на низком каблуке и безропотно пошла слушать свадебный марш Мендельсона в столичный Дворец бракосочетания №1. Ей было 27, а будущему мужу — 37. Начинался август 1978-го.
Зарубежные газеты вышли с громадными заголовками на передовицах: «Самая богатая женщина планеты выходит замуж за рядового гражданина страны Советов», «Одноглазый коммунист сумел покорить сердце наследницы империи Онассиса». Один эпитет сильнее другого. СМИ захлебываются от нескончаемых информационных потоков и только в СССР «царит рабочая атмосфера». Свадьба прошла скромно в узком семейном кругу.
Несбывшиеся мечты
После развода Наталье Каузовой досталась весьма приличная сумма на счету в одном из иностранных банков, которой при бережливом расходовании могло хватить на долгие годы. Ее дочери до достижения совершеннолетия полагалось не менее приличное пособие. Все расходы взяла на себя К.Онассис.
Молодые за неимением другого жилья поселяются в маленькой материнской «хрущевке» и начинают привыкать к стесненным условиям социалистического быта. Относительно роскошной яхты «Кристина О» размером с дворец арабского шейха, на которой миссис-миллиардерша провела большую часть жизни, ее новая реальность казалась преисподней. Недоставало лишь чертей с кипящими котлами.
Чтобы не доводить ситуацию до крайностей, московские власти по распоряжению ЦК партии выделяют молодоженам сразу две объединенные квартиры в элитном строении в Безбожном переулке. В Кремле прекрасно осведомлены о том, что пара мечтает о собственном ребенке. Если он родится, то автоматически станет прямым наследником «пароходов, фабрик, заводов». Дело нешуточное.
К сожалению, мечтам Кристины сбыться не пришлось. Время шло, а зачать малыша никак не получалось. Она страдала от бесплодия и беспомощности, видя во всем только свою вину. Чувства постепенно остывали и спустя 16 месяцев брак рассыпался.
Скромный советский госслужащий в качестве компенсации получил шикарные апартаменты в британской столице и два танкера «на пропитание». Эмигрировал. Работал. Пытался устроить жизнь. В браке с англичанкой родилась девочка. Жить «счастливо и долго» у них не получилось.
Кристина Онассис вышла замуж в четвертый раз. В 1985-м родила дочь Афину. Через два года развелась, а в 1988-м скоропостижно скончалась при невыясненных обстоятельствах. По одной из неподтвержденных версий, обширный инфаркт миокарда явился следствием приема большой дозы наркотического препарата. Фактически повторила судьбу своей матери.
P.S.
Следы Сергея Каузова со временем затерялись. Писали, будто бы он проживает на одном из престижных Карибских островов, населенном исключительно богатыми и знаменитыми людьми. По другой версии, имея сразу несколько гражданств, осел в маленьком курортном городке Швейцарии. Чистейший альпийский воздух, красота окружающей природы и незнакомые люди вокруг. Ничто не напоминает о прошлой жизни.
После развода с К.Онассис интервью он не давал никому. Операция «Олимпия», которой, возможно, никогда и не было, закончилась много лет назад. А кроме этого, по большому счету, рассказывать ему нечего.