300 лет назад, с лёгкой руки императора Петра I в русском языке появилось новое слово — ассамблея. Настолько новое, и по форме и по смыслу, что сам государь в своём указе от 25 ноября 2018 года счёл нужным его расшифровать. По замыслу Петра, это должно было быть «вольное собрание или съезд», зимой — в доме кого-то из богатых жителей его новой столицы, летом гостей принимал сам царь в Летнем саду. Правом посещения пользовались люди всех сословий, за исключением крепостных и лакеев. Особого приглашения не требовалось, но хозяин должен был разослать среди своих знакомых извещения о времени и месте проведения ассамблеи. Присутствовать на ассамблеях могли как мужчины, так и женщины — за всю историю Руси такого не бывало!
Цель преследовалась двоякая — и развлечение, и деловое общение. Пётр, как обычно, не удержался и написал подробный регламент проведения ассамблей. Мероприятие не должно было начинаться ранее 4 часов и заканчиваться позднее 10 часов пополудни. Хозяин, согласно указу, не должен был ни встречать, ни провожать своих гостей. Их запрещалось даже «потчевать», то есть угощать, каждый мог сам спросить напитки, свечи, табак и трубки, настольные игры у хозяина или распорядителя ассамблеи. Начинать ассамблею предписывалось с танцев. Далее каждый выбирал занятие по вкусу. Можно было продолжать танцевать, но только рекомендуемые танцы (как тут не вспомнить танцплощадки 1950-60 годов ХХ века!) — менуэт, «польский» (полонез), англез. Или заняться настольными играми (шахматами, шашками), или просто беседовать, покуривая и выпивая. Карты и любые игры на деньги были запрещены.
В интернете можно встретить «ассамблейные заповеди Петра I». В них подробно расписано, как вести себя на этих встречах, вплоть до того, что надлежит быть «мыту и бриту» и с советами как ухаживать за дамами, а также как вести себя, перебрав спиртного — «упитых складывать бережно». Историки считают эти «заповеди» поддельными.
Ассамблеи с трудом приживались в российском аристократическом быту, Петру I приходилось насаждать их едва не силой. Аристократам они не нравились своей демократичностью. Поэтому после смерти Петра ассамблеи постепенно были вытеснены балами, которые мог посещать далеко не каждый.
Владимир Царан