Началась эта удивительная история в 1780 году на ярмарке в Ростове Великом, куда в 1780 году 24-летний купец из Нижнего Новгорода Василий Баранщиков прибыл торговать, и где у него украли всю выручку за проданный товар. Ситуация усугублялась тем, что товар он брал взаймы у других нижегородских купцов. Для поправки дел молодой человек отправился в Санкт-Петербург и поступил матросом на российский торговый корабль, доставлявший лес во Францию. Во время стоянки в Копенгагене, он, по старинной традиции, напился в портовом кабачке, и его, беспамятного, увезли на датский корабль, отбывавший в Вест-Индию.
Так Василий Баранщиков попал на остров св. Фомы (Сент-Томас), датскую колонию в Северной Америке, в Карибском море. А поскольку сделать его датским солдатом не удалось из-за незнания языка, Василия продали в рабство испанцам, те заковали его в кандалы и отвезли на свой остров Пуэрто-Рико, где заставили вместе с неграми работать на плантации. Однако Василию повезло: он приглянулся супруге местного губернатора, и она выкупила его у плантатора, определив работать на кухню. Отсюда бежать было легче, что вскоре и сделал наш герой, пробравшийся на отправлявшийся в США корабль.
Однако попал Василий Баранщиков, что называется, «из огня да в полымя». США, несколько лет назад переставшие быть колонией Британской империи, вели с ней кровопролитную войну за независимость. Василию, чтобы хоть как-то прокормиться, пришлось поступить на службу в американскую армию, где он провоевал до окончания войны в 1983 году. Затем ему, как беженцу с Пуэрто-Рико, выдали испанский паспорт, и Василий на венецианском корабле отправился в Европу. И снова попал в рабство: у берегов Африки судно захватили тунисские пираты.
Василия заставили прислуживать капитану турецкого корабля. Во время стоянки в Яффе он бежал и добрался до Константинополя. Здесь, чтобы легализоваться, наш герой поступил на службу в турецкое войско и даже женился на турчанке. Но при первой возможности, когда его часть прибыла в Болгарию, бывшую тогда турецким владением, бежал в Молдавию, оттуда в Польшу, и, наконец, пересёк российскую границу, проходившую тогда неподалёку от Киева.
На родине Василий Баранщиков чуть было не стал невольником в третий раз. Нижегородские купцы предъявили иск за неоплаченный шесть лет назад товар, и суд приговорил нашего героя, как неисправного должника, к каторжным работам. Но по ходатайству нижегородского епископа Василий не только был освобождён от наказания, но и отправлен в Санкт-Петербург, ко двору Екатерины II, где рассказал императрице о своих удивительных приключениях и, по совету Екатерины, написал о них книгу.
Некоторые историки подвергали сомнению и авторство Василия Баранщикова, и сам факт его существования. Но в начале ХХ века в архивах были найдены документальные подтверждения этой, невероятной на первый взгляд, истории.
Владимир Царан