Самым большим грехом большевиков, захватившим власть в Российской империи в октябре 1917-го, считается атеизм, возведенный на государственный уровень, и гонения на православную церковь. Отношения между священнослужителями и властью Советов были, мягко говоря, недружественными. Косвенным подтверждением этому является установка в 1918 году памятника Иуде Искариоту в Свияжске, как первому революционеру в истории человечества. Впрочем, доказательства антирелигиозной деятельности «победившего пролетариата», далеко не всегда являются правдой.

Монумент за 30 сребреников
Среди историков нет единого мнения о реальности существования памятника Иуде в советской России. Сторонники монумента опираются на реальные события, архивные документы о которых подтверждают следующие факты: 11-12 августа 1918-го в Свияжск прибыла агитбригада, возглавляемая председателем Реввоенсовета Л.Троцким и доставившая на остров упомянутый памятник. Его быстро установили и открыли в торжественной обстановке при большом скоплении народа. Перед собравшимися выступил драматург Всеволод Вишневский, поэт Демьян Бедный и другие активные члены «Союза безбожников».
О дальнейшей судьбе городской достопримечательности никаких официальных сведений нет. Принято считать, что спустя некоторое время, по неизвестным причинам и без лишней огласки монумент «переформатировали» и на опустевший постамент поставили скульптуру Ленина. Поговаривают, что на этом месте сегодня стоит монумент, увековечивающий память невинных жертв политических репрессий. Здесь история советского периода заканчивается и начинается новый виток.

Сложно сказать, что послужило толчком или поводом, но за несколько последних лет каждый федеральный телеканал посчитал своим долгом сделать тематическую передачу, посвященную поискам «монумента Иуде». Принимая во внимание повсеместное уничтожение храмов и церковнослужителей, многие искренне верят, что описанные события действительно могли быть составной частью масштабной антирелигиозной пропаганды.
Было или не было?
Исследователи побывали во многих государственных архивах и упоминаний ни о решении создать такой памятник, ни о выборе места его установки, а также об изготовлении, доставке и демонтаже не нашли. В мемуарах, дневниках, письма и прочих документах Троцкого, Вишневского и Бедного также нет ни единого слова об этом неординарном событии.
Хотя, по логике вещей должны быть непременно. Из-под пера Демьяна Бедного в 1925-м вышла антирелигиозная поэма под названием «Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна». По жанру это литературная пародия на Евангелия, принижающая Иисуса и возвеличивающая Иуду. К счастью, либо к сожалению, но со свияжским памятником она никак не связана.
Напомним, что в 1978-м совершенно случайно нашли древний полуистлевший папирус, написанный на коптском языке и датированный началом первого тысячелетия. После восстановления и перевода, сделанного в 2006-м, стало очевидно, что среди уникальных текстов находится, так называемое, «Евангелие от Иуды». Оно повествует о том, что Иуда из Искариота не предатель Иисуса, а наоборот – единственный ученик, которому он открыл тайну Царства божьего и прочие секреты.
Красный Сад
Главным доказательством существования памятника в Свияжске является книга «Красный Сад», написанная датским дипломатом Хеннингом Келлером в 1922-м. Он проработал в послереволюционной России четыре года в период 1917…1920гг. Открытию столь уникального монумента посвящена целая глава, подробно описывающая это событие, которое автор якобы видел собственными глазами.
Автор, к сожалению, не помнит цели, с которой отправился в столь длинный и небезопасный путь (около 700км), подробностей экстремального путешествия, названий и описаний городов, встреченных по пути.
С горем пополам, как-то добрались до конечной точки маршрута. Дальше – самое интересное. Открытием памятника командовал «красный еврей», одетый в кожаную куртку и стальной шлем, по центру которого находилась семиконечная (!) красная звезда. Он что-то громко кричал, хаотично жестикулировал и постоянно дергался. Затем солдаты начали палить в воздух из винтовок, а завершился митинг всеобщим поцелуем в губы, передаваемым между участниками по живой цепочке. Символический «поцелуй Иуды».

Картина была дополнена развязной танцовщицей-пулеметчицей, мужиками с балалайками и австрийским пленными, привносящими в быт «варваров» осмысленность, духовность, интеллектуальность и культуру. В общем, «дикая страна – дикие нравы». Типичный стереотип европейского восприятия России того времени, подкрепленный броским названием. В словосочетании «Красный Сад» последнее слово, написанное с большой буквы, следует трактовать, как «Садом» (и Гоморра). Библейские города, уничтоженные богом за грехи местных жителей.
Архивные документы не сохранили никаких сведений, подтверждающих пребывание датчанина в Свияжске летом 1918-го. Спустя четверть столетия после публикации книги нашли его дневники, которые предлагают воспринимать воспоминания, как художественную литературу с элементами вымысла, преувеличений, сгущения красок и умышленной расстановки акцентов.
Дорогами российской смуты
В 1923-м один из представителей белоэмигрантской прессы Берлина некто Вараксин издал свою книгу «Дорогами российской смуты», в которой также присутствует глава, посвященная Иуде из Свияжска. В отличие от произведения Келлера она содержит фамилии большевистских деятелей, принимавших участие в открытии памятника.

Помимо этих двух книг, на Западе вышло много исторических публикаций на данную тематику, в том числе и в православной литературе, издаваемой русской зарубежной церковью. Как правило, авторы опирались на материалы Вараксина и Келлера, но некоторые приводили воспоминания городских старожилов. Чаще всего упоминается В.Курашова, которая, будучи в преклонном возрасте, прекрасно помнила, как комиссар в кожаной тужурке грозил небу кулаком и сыпал проклятьями.
Постепенно тема потеряла актуальность для антисоветской прессы и практически канула в Лету. Неожиданный ренессанс произошел уже после крушения советского строя. Историки «новой формации» активно искали поводы для разоблачения «преступлений тоталитаризма». В интернете появились статьи, рассказывающие о «последних предсмертных словах» свияжских дедушек и бабушек, адресованных безбожникам, отвергнувшим Христа и славившим Иуду. Мол, Бог всё видел и наказал.
Спорный исторический факт нашел отражение и в публикациях вполне респектабельных изданий. В 2007-м в «Российской газете» со своим видением событий, основанным на материалах «Красного Сада» напечатался журналист Игорь Труфанов. В 2010-м она же предоставила возможность высказаться Олегу Корякину, который придерживался аналогичных взглядов.
Официальный представитель Московской патриархии, комментируя телефильм «Евангелие от Иуды», показанный на одном из федеральных каналов, сказал следующее: «не только в России 1920-х годов пытались реабилитировать Иуду, воздвигнув ему памятник неподалеку от Свияжского монастыря с кулаком, грозящим небу, но и в других странах мира хотят видеть его героем».
Где-то раскопали колчаковскую газету «Великая Россия». В 1919-м она писала: советские издания сообщают, что «Тамбовский губком постановил установить в городском сквере памятник Иуде Искариотскому». Подшивки советских газет за этот период не сохранились. Ничего похожего ни по Тамбовской, ни по другим губерниям в них нет. Однако, есть заметка, которая могла послужить информационным поводом для рождения слухов и распространения белогвардейской пропаганды.

«В августе 1918-го вблизи железнодорожной станции Свияжск с воинскими почестями захоронили героя Гражданской войны, красного комбрига Яниса Юдиньша (Яна Юдина). Он скончался от смертельных ран, полученных в бою против белочехов 12 августа. На месте погребения установлен памятник».
Если этот текст пересказать своими словами и даже невольно, но чуточку исказить, то получится, что в Свияжске красные поставили памятник Юдину (Иудину — Иуде). Немногие знают, что город находится на острове в месте слияния Волги и Свияги, а одноименная железнодорожная платформа расположена на материке.
Слухи об антихристах-большевиках пошли в народ и в конечном итоге вернулись в Свияжск. Люди вспомнили, что какой-то памятник действительно был и понеслось…
Послесловие
Памятник Иуде Искариоту в Свияжске – это, безусловно, городская легенда, однако, скульптурная композиция в одном из районов Волгоградской области вполне реальна. В 2011-м местный предприниматель решил создать собственный музей библейских скульптур на территории частной базы отдыха. Среди них присутствует Иисус со всеми 12-ю учениками.
«Общеизвестна легенда о предательстве Иуды и 30 сребрениках. Он повесился, превратился в прах, но душа находится в ожидании второго пришествия. Все желающие могут увидеть, как выглядел этот апостол. У нас он стоит на коленях, простирая руки к небу, крича от осознания непоправимости и ужаса совершенного проступка. Этот мир стал для него невыносимо тяжел. На шее висит веревка с открытым кошельком, из которого на землю высыпались монеты, рассыпанные возле переломанного креста…».