Фиат 600 и «Запорожец», разные судьбы машин-братьев

У «Фиат 600» и у «Запорожца ЗАЗ-965» один «отец» — итальянский автомобильный дизайнер Данте Джакоза. Правда, «родились» они в разное время и в разных местах. «Фиат 600» — в Италии, в городе Турине, на заводе концерна «Фиат» в 1955 году. «Запорожец» — в СССР, в городе Запорожье, на заводе «Коммунар» в 1960 году. Внешне оба маленьких городских заднеприводных автомобиля выглядят очень похоже, да и конструктивно мало отличаются один от другого. Что неудивительно: советские конструкторы из лаборатории НАМИ при проектировании «Запорожца» взяли за основу «Фиат 600», этот факт широко известен.

Фиат 600. Фото:avtoprofy.ru

Однако отношение граждан двух стран к своим микролитражкам было разным. Итальянцы свой «Фиат 600» обожали. Его ласково называли «сейченто» (малыш). В культовом итальянском фильме 1950-х годов «Ночи Кабирии» главная героиня, её играет тоже культовая актриса Джульетта Мазина, рассуждает: «Конечно, «Фиат» это всегда «Фиат». Сядешь в машину, развалишься — и верти себе рулём, то сюда, то туда. То налево, то направо. Все думают — ты важная персона. Или богатая невеста. Все бегают за тобой, от поклонников прямо не убежишь».

Кадр из фильма «Ночи Кабирии». 1957 г.

А знаменитый певец Тото Кутуньо в своей опять-таки культовой, популярной и в СССР в 80-е годы, песне «Итальянец» (L’italiano) упоминает «сейченто» вместе с другими узнаваемыми итальянскими национальными символами: галереей Уффици, венецианскими каналами, вином кьянти, макаронами….

ЗАЗ-965 «Запорожец». Фото Колёса.ру

А вот отношение в СССР к «Запорожцу» со стороны «широких народных масс» было, мягко говоря, неоднозначным. Машину покупали, хотя для этого нужно было долгое время стоять в очереди по записи, да и цена была немаленькой: 18 000 «сталинских» или 1800 «хрущёвских» рублей. Чтобы был ясен масштаб цен: зарплата учителя в 1960 году в среднем была 750 рублей, после денежной реформы 1961 года — 75 рублей.

«Горбач», «консервная банка» — это самые приличные выражения, которыми характеризовали «Запорожца» многие граждане СССР. Над автомобилем откровенно насмехались. «Вам спасибо, дети мои, за такую ласку, что назвали запорожцем детскую коляску» — так шутил с эстрады популярный юморист тех лет Тарапунька (Народный артист УССР Юрий Тимошенко).

Выпуск и «Фиата 600», и «горбатого» ЗАЗ-965 прекратился в 1969 году. В СССР стали выпускать «Жигули», взяв за основу опять-таки итальянскую модель «Фиат 124». По итальянской технологии, для чего построили Волжский автомобильный технологии в Тольятти. Город, бывший Ставрополь-на-Волге, получил своё название в 1964 году в честь лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

Владимир Царан

Читайте нас в: